Для неофита

Зачем Церкви деньги

Записки катехизатора

Зачем Церкви деньги?!...

Один из наиболее распространенных вопросов к верующим – "зачем Церкви деньги"? Меня лично такой вопрос удивляет. Можно подумать, что спрашивающие люди сами не едят, не одеваются, не пользуются общественным транспортом, не покупают лекарства. Или, может, у священников и всех трудящихся при храме людей есть некие билеты, благодаря которым они могут бесплатно получать продукты, ездить на транспорте, приобретать лекарства и пользоваться другими необходимыми земными благами. Увы... Таких билетов нет.
 
И Церкви деньги действительно необходимы. Любой храм Русской Православной Церкви является юридическим лицом. Следовательно, он должен отчислять налоги государству, оплачивать электроэнергию, отопление, воду и прочее. Храм необходим для того, чтобы в нем совершались богослужения. Стало быть, надо содержать определенный штат священнослужителей, церковнослужителей, певчих и других работников, необходимых для нормального функционирования прихода. А ведь каждому надо платить зарплату, а с каждой зарплаты отчислять налог государству. Плюс – Воскресная школа: необходимо приобрести учебники. А детей надо накромить, напоить и так далее. Каждый приход должен перечислять определенные средства в Патриархию. А не наоборот, как думают некоторые.
 
Зачем Церкви деньги? Свою цену имеет богослужебная утварь, начиная со свечей, и заканчивая иконами и колоколами. Православие всегда отличалось благолепием храмов. Если мы не будем пещись о Божием, непременно станем пещись о земном. Тогда храмы, лишенные церковной красоты, станут пугать своей пустотой, как это бывает у протестантов. Протестанты могут позволить себе сдавать молитвенные здания в аренду не для молитвенных целей. Православные –  не могут, ибо в этом случае они перестанут быть православными.
 
Церковь помогает нуждающимся. И на это тоже нужны средства. А если мы проедем по Матушке-Руси и посмотрим сколько храмов надо возродить, то вопрос о деньгах, вообще, покажется неуместным. 
 
Может быть людей задевает то, что священники ездят на дорогих иномарках, а не на велосипедах. Давайте поговорим и об этом. Наш храм находится недалеко от Аминьевского шоссе. Если встать рядом с проезжей частью дороги и посмотреть сколько проедет по ней дорогих иномарок, и сколько из них будут под управлением священнослужителей, то процент таких машин окажется ничтожным. Что же касается автомобилей вообще, то сегодня большинство горожан в Москве имеют автомобили. Зачем же упрекать в этом духовенство? Кстати сказать, часто благодарные чада дарят своим духовникам дорогие подарки, в том числе и машины. В этом случае тоже надо отказаться, чтобы никто не позавидовал. У кого в сердце живет зависть, найдет к чему придраться. У кого в сердце есть любовь – найдет как оправдать. 
 
Каждый приход, если он не только что открылся, отчисляет деньги в Патриархию. А где же их взять, если люди думают, что Церкви деньги не нужны...
Церковь всегда существовала на пожертвование. Десятину отделяли от своих приобретений ветхозаветные иудеи. "Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо все это – по заповеди. Приношение праведного утучняет алтарь, и благоухание его – пред Всевышним. Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих. При всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком – по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть Воздаятель, и воздаст тебе всемеро. Не уменьшай даров, ибо Он не примет их...", – заповедует премудрый Сирах (Сир. 35. 4-11).
 
В Новом Завете такая практика приобрела более глубокий смысл: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45).  «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4:32-35). 
 
Через двадцать пять лет после описанных в "Книге Деяний" событий Апостол Павел наставляет: «каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор.:9, 7). Кто-то готов отдать половину, кто-то – треть, кто-то – четверть.
 
Постепенно Новозаветная Церковь вновь возвращается к десятине. В «Апостольских постановлениях» III-IV веков предлагается «десятину приносить на пропитание клириков и девственниц, и вдовиц и угнетаемых бедностью» . Подобный обычай существовал и на Руси. После Стоглавого Собора Русской Церкви  обязанность собирать десятину с прихожан перешла к священникам. На собранные средства содержались приходы,  воскресные школы, книгоиздание и прочее. 
 
Господь дает нам блага и дары. Все, что мы имеем по сути своей не наше, а Божие. Если бы это было нашим, то по смерти оставалось бы с нами, но никто ничего из земной жизни с собой не забирает. Разве только духовные богатства, если человек сумел их стяжать. Так почему же людей удивляет, что часть своих доходов ему прилично было бы уделять Божией Церкви на благие дела?!...

Владимир Малышев