Для неофита

О скрби и радости

Записки катехизатора

 О скорби и радости


Христианство – религия радости. Евангелие в переводе на русский язык означает благая, то есть радостная весть. "Всегда радуйтесь", – заповедует апостол Павел (1 Фес. 5: 16).

Если христианство – религия радости, то почему нам посылаются скорби? Зачем они нужны? Почему апостол утверждает, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»? (Деян. 14, 22). Все очень просто, без скорбей невозможно спастись. Без скорбей человек не сможет измениться к лучшему, не сможет научиться молитве, не сможет познать Бога. Апокалипсис апостола Иоанна Богослова говорит об этом так:: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. ....» (Откр. 7, 13-14)

Мало просто претерпевать скорби. Ведь множество людей, а точнее все без исключения, подвергаются каким-либо скорбям, искушениям и болезням. Но далеко не все чрез них очищаются. Скорби попускаются нам именно для вразумления и очищения, для того, чтобы душа наша смогла стать пригодной для спасения, смогла войти в Царствие Небесное унаследовать его. Преподобный Исаак Сирин объясняет: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу.

…И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими… Поэтому же щедролюбный Бог удерживает от него дары благодати, чтобы служило сие для человека причиною приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Источающим служащее на пользу. …И в иных обстоятельствах ...попускает впадать в искушение, чтобы это испытание, как уже сказал я, служило для него причиною приблизиться к Богу и чтобы научился он и имел опытность в искушениях…никому не исправить дела своего без смирения и не научиться без искушений, а без обучения никто не достигает смирения… Посему искушения по необходимости полезны людям».

Итак, искушения полезны. Однако, ни искушения, ни болезни, ни скорби не могут лишить человека духовной радости – радости богообщения. Напротив, от скорбей радость и благодарение Богу могут усиливаться. Господь милостив. Он не попускает скорбей, которые человек не может понести, часто посылает и утешения страждущему. Митрополит Александрупольский Анфима считает, что «Бог простит нам все, кроме отсутствия радости... Там, где нет радости, христианство превращается в муку».  Преподобный Паисий Святогорец излагает суть божественной радости так: «Когда ветхий человек становится человеком – сыном царским, он питается Божественным наслаждением, небесной сладостью и переживает райское радование, уже в этой жизни отчасти ощущает райскую радость. От меньшей райской радости человек каждый день переходит к большей и большей. Он задается вопросом: Неужели в раю есть что-то выше того, что я переживаю сейчас?» он переживает такое состояние, что не может заниматься никаким делом. От этой Божественной теплоты и сладости его ноги гнутся в коленях, словно свечи. Его сердце захлебывается, трепещет от радости, хочет прорвать тонкую глиняную перегородку грудной клетки и умереть – потому что земля и все земное кажется сердцу ничего не стоящими пустяками».

Если наше упование на Бога, то мы будем счастливы и в скорбях. Потому что, где Бог – там блаженство. Не может человек, живущий в Боге, не чувствовать Его благодатного присутствия, а значит – быть несчастным. Если человек живет с Богом и в Боге, он уже счастлив. А если человек не счастлив, то он еще не приблизился к Богу. Дай Бог нам всем приблизиться к Богу и стать счастливыми людьми!