Публицистика

На границах России

 
 
 
ШВЕДЫ: ОЧЕРЕДНОЙ ПОХОД В РОССИЮ
 
Как воспитывать детей?
На протяжении многих веков человечество самым серьезным образом подходило к этому вопросу. В разных уголках земного шара, у разных народов воспитание строилось с учетом национальных особенностей, мировоззрения, уклада жизни. Но во главу угла всегда и везде ставились четко сформулированные нравственные законы: чти отца и мать, не прелюбодействуй, не укради, не завидуй…
Русь, приняв православную веру, приняла и христианский подход к воспитанию. А христиане четко осознают, что дети есть дар Божий, который вверяется родителям для взращивания нового человека. И не просто хорошего человека, а гармоничной, красивой, в полном смысле этого слова, личности, которая по окончании жизни земной станет наследником Царствия Божия.
Не стану убеждать читателя, что всегда все шло гладко. Всякое случалось, как в любом дому. Были родители и нерадивые, и чрезмерно строгие (из-за чего христианское воспитание многие считают суровым и лишенным всяческих радостей). Были и те, кто бросал своих детей. Но все же больше вырастало духовно крепких, добрых, милосердных и отзывчивых людей. И с этим вряд ли поспоришь. Не выстояла бы Русь во многочисленных набегах, когда б не моральная стойкость ее народа. Не помогала бы другим народам в беде, не дала бы такое огромное количество светильников веры, поэтов, художников, писателей, рачительных и трудолюбивых крестьян, мудрых правителей. Не славилась бы скромностью и целомудрием жен и девушек, верностью и всепрощающей любовью…
Что же происходит с воспитанием детей сейчас? В то самое злополучное время, когда «наконец-то» были открыты границы и пал «железный занавес», а братские республики СССР стали независимыми друг от друга, в Россию вместе с «ножками Буша», жвачкой и кока-колой хлынули и новые теории, методики и взгляды на воспитание. Полки книжных магазинов оказались завалены переводами сочинений известных и не очень авторов, главная мысль которых сводится, по сути, к одному: ребенку нужна свобода. И в обществе вдруг все встало с ног на голову.
«Это он так самовыражается!» – виновато улыбаясь, говорит мама о своем пятилетнем ребенке, кричащем ей нецензурные слова.
Пацан лет трех-четырех, чем-то недовольный, бросает игрушки к ногам своей матери. Та с трудом, потому что на последних сроках беременности, молча наклоняется за игрушками. Отец, не выдержав, пытается осадить негодника угрозой: «Сейчас получишь!». «Сам получишь! Ты не смеешь меня бить!» – заявляет отпрыск. «Уходи, с тобой тут никто не разговаривает!» – помолчав, говорит отец, но ребенок не реагирует: ему все равно, разговаривают с ним родители или нет. Вот они, последствия «свободного воспитания» с его установкой на детское самовыражение!
Свидетелем подобных сцен, я думаю, бывал каждый. Люди старшего поколения только руками разводят: раньше такого не было. Да мы и сами это понимаем…
 
«Век ребенка»
 Так называлась вышедшая в 1900 году книга шведской публицистки левого толка, писательницы и педагога Эллен Кей (1948–1926). Книга эта заложила систематические основы новой педагогики – «школы будущего».
Кей категорически отвергала современную ей школьную систему. Она впервые поставила личность ребенка в центр педагогического процесса. Ссылаясь на афоризм Гёте «Счастье – в развитии наших способностей», Кей потребовала предоставления детям права на самодеятельность и свободный выбор темы занятий. Роль учителя в ее системе сводилась к наблюдению за поведением ребенка и подаче в нужные моменты уместных советов. В детях поощрялось вдумчивое «самонаблюдение», всякое принуждение полностью исключалось. Объем материала, обязательного для усвоения, доведен до минимума. Школа, по мысли автора, должна лишь предлагать, но ни в коем случае не навязывать себя в качестве воспитателя. Эллен Кей принадлежит знаменитая формула, ставшая девизом ее многочисленных последователей: воспитание в наступающем веке должно строиться «исходя из ребенка».
«Характерно, что во второй главе своего труда (“О праве детей выбирать родителей”) либеральный педагог Кей ссылается на практику тоталитарной Спарты и теорию социал-дарвинизма, когда, в целях “формирования нового и высшего человеческого рода”, предлагает подбирать здоровые супружеские пары и тем самым формулирует принципы евгеники. В такой постановке вопроса заложена наивная и ничем не обоснованная вера в то, что замыслы природы открыты сознанию педагога и что они клонятся к достижению некой конечной цели – “высшего” порядка социального и личностного бытия. Христианское милосердие к слабым и больным детям Кей трактует как жестокость, обрекающую их на нескончаемые страдания в жизни. Гуманнее по отношению к таким детям и полезнее для общества, считает она, было бы безболезненно умерщвлять их под контролем врача. Рецепция этих идей в нацистской Германии 1930–1940-х годов могла бы составить тему отдельного исследования»[1].
Я вспомнила об Эллен Кей отнюдь не случайно. Дело в том, что именно ее труды и теории взяты за основу воспитания в сегодняшней Швеции, одной из самых «прогрессивных» европейских стран.
«Но при чем здесь Швеция? Пусть как хотят, так и воспитывают своих детей! Как это связано с Россией?» – спросит читатель. И будет совершенно прав. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», – говорили на Руси. Но попробуйте объяснить это шведам! Они счастливы предложить нам «свой воспитательный товар». И не только предложить, но еще и заплатить за него, лишь бы русские взяли! И находятся у нас последователи шведской системы воспитания. Так попробуем разобраться, что это за система и почему ее настойчиво продвигают в Россию.
 
Общество, дружественное детям
Передо мной красочная, отпечатанная на дорогой бумаге, довольно увесистая брошюра «Дети – прежде всего. Если ты растешь в Швеции», авторы – Тиина Мэри, Мария Седербёрг. Получить эту брошюру можно, заказав ее у издателя – Шведского института информации, который занимается распространением информации о Швеции за рубежом.
На первых страницах брошюры сразу же предупреждается: «Интересам детей должно уделяться первостепенное внимание». А чтобы понять, что есть интересы ребенка, нужно рассматривать вещи и явления с точки зрения… самих детей, при этом «используя их (детей) опыт и знания». Как же это происходит в Швеции на практике?
«Сара Лестандер, 11 лет. Чаще всего жизнь Сары совсем не скучная. Наоборот, у нее находится время для приключений и игр. Домашние задания бывают у нее, наверное, только раз в неделю.
– Уроки надо делать в школе. А дома должно быть интересно и весело, – заявляет Сара с непоколебимой решимостью. В основном Сара проводит время на рыбалке, катается на скутере, стреляет из лука и смотрит телевизор. Сара считает, что многое она может решать сама и в школе, и дома.
– В большинстве случаев мне позволяют делать, как я хочу, – говорит она.
Фелип Рамирез Геглионе, третьеклассник. Самое любимое увлечение – футбол. Это занимает почти все его свободное время. А еще для него очень важно носить одежду определенной марки, да не просто какой-нибудь, а спортивной. Фелип воспитан в уважении к другим людям. Мама Фелипа на пенсии по состоянию здоровья: она страдает мышечным заболеванием и часто мучается от болей во всем теле. Для Фелипа же это означает, что его мама дома больше, чем большинство других шведских мам, которые работают.
Ода Лилл, 14 лет. Она мечтает стать фотографом либо кинорежиссером. Любит играть на гитаре, общаться с друзьями по электронной почте и сидеть в чате. А вообще друзья, братья и музыка – самое важное в жизни Оды. С родителями Ода почти не ссорится, хотя иногда и покрикивает на них. Если Ода идет на дискотеку или концерт, то она должна вернуться не позже половины первого ночи – так ей разрешают родители. А еще родители позволяют ей самой решать многие вопросы. И даже могут заплатить деньги за вещь, которая им совсем не нравится или выглядит даже неряшливо».
Заметьте, ни в одной приведенной в брошюре истории не сказано, какие взаимоотношения сложились между старшими и младшими, как ребенок участвует в жизни семьи, помогает ли он своим родителям, какие у него обязанности, в конце концов. В традиционной русской семье всегда старались воспитать в детях прежде всего такие качества, как любовь и внимание к людям, уважение к старшим, послушание, помощь, трудолюбие. Обязанности детей по отношению к родителям выражались особыми, очень теплыми словами – «покоить родительскую старость». В современной же шведской семье дети, похоже, кроме развлечений и школы, ничего не знают. Родителей словно бы и нет в их жизни, а если и есть, то не иначе, как средство для достижения каких-либо их, детских, целей. В крайнем случае, родители «не мешают» жить своим отпрыскам.
У мальчика тяжело больна мать, она страдает от сильных болей. Но сына болезнь его матери вовсе не обязывает больше заботиться о ней, помогать ей, меньше капризничать и требовать чего-то. Для него болезнь матери – обстоятельство, в силу которого мама «больше, чем большинство других шведских мам», находится дома. Правда, мама Фелипа свято верит: «Я хочу, чтобы они получали много любви и столько же много могли бы отдать. Чувства – самое главное в жизни!» Кто бы спорил?! Но только у всех этих детишек пока что получается в основном брать: слишком уж много у них всевозможных прав. Когда же я прочитала о мальчике Фелипе и его больной маме своему шестилетнему сыну, он, широко раскрыв глаза, сказал: «Мама, но он же равнодушный!» Устами младенца часто глаголет истина…
Какие же задачи поставило шведское общество перед собой, дабы добиться названия «дружественное детям»?
В 1979 году в Швеции впервые в мире был запрещено всякое телесное наказание ребенка. Считается непозволительным бить ребенка ни при каких обстоятельствах. За шлепок по попе на улице, когда ребенок устраивает отвратительную истерику или хамит, родитель может получить срок либо лишиться родительских прав. Дети до 15 лет, совершившие преступление, не привлекаются к уголовной ответственности. Лица, достигшие 15 лет, могут предстать перед судом. Обычно приговор суда ограничивается денежным штрафом и передачей подростка для реабилитации социальной службе.
Отношения между учителями и учениками в Швеции демократичные и равноправные. Считается, что учитель не обладает автоматически неким непререкаемым авторитетом, но должен его завоевать. Самостоятельность (а не послушание) детей в учебном процессе признается ценным качеством.
В школах Швеции введены «омбудсмены» – уполномоченные по защите прав детей. Основная функция омбудсмена – надзор за соблюдением Конвенции ООН о правах ребенка. Омбудсмен регулярно общается с детьми и подростками для того, чтобы быть в курсе их взглядов и мнений. Это общение происходит путем посещения школ и различных обществ, а также по телефону и через интернет-страницу ведомства. Несколько раз в год проводится анкетирование контактных классов. При ведомстве также действуют советы детей и подростков.
В Швеции принято, что дети имеют деньги на карманные расходы, а также довольно рано становятся собственниками. Большинство детей в возрасте 10–18 лет являются владельцами дорогих вещей, например, более половины имеют в своем личном распоряжении телевизор. Очевидно, что шведские родители прилагают немало усилий, чтобы их дети не чувствовали себя обделенными по сравнению со своими друзьями.
Таким образом, из «беззащитного ребенка, имеющего определенные потребности», ребенок в Швеции превратился в «компетентного ребенка с собственными правами».
Да, небольшая деталь: обязательное сексуальное просвещение детей, с которым в России связано столько скандалов из-за негативного отношения к этому большей части общества, в Швеции введено с 1955 года. Введено повсеместно во все школы. Трудится на этой ниве Шведская ассоциация сексуального образования и подобные ей организации. Кстати, право ребенка на секспросвет, как на любой другой школьный предмет, предусмотрено Конвенцией как право на образование, ущемление которого неизбежно наказуемо.
 
«Дети, поговорим о порнографии…»
«Сотрудники РОНО, школ и молодежных консультаций Московского района, прибывшие в Стокгольм, сами превратились в учеников. Шведские коллеги рассказывали о собственном опыте работы. Поездка была посвящена репродуктивному здоровью подростков. Дело в том, что в Стокгольме действует региональный губернский совет по профилактике ВИЧ/СПИДа (LAFA).
Программа, по которой работает LAFA, предполагает участие Петербурга. Проект называется “Подросток – наше будущее”»[2].
Это не первая ласточка. В Петербурге на протяжении нескольких лет действовал совместный российско-шведский проект «Тринадцать», а позже – «Тринадцать плюс». Если кто-то думает, что все эти проекты созданы с целью искренней помощи подросткам, то очень заблуждается. Помогают они нашим детям лишь в одном: поскорее стать потребителями контрацептивов и партнерами по свободному «безопасному» сексу. Вот только несколько примеров, которые шведы из губернского совета LAFA используют в работе с детьми от 13 лет.
«Примеры разделов тематической недели для учеников 9-х классов (в школе Альбю, Швеция):
– показ фильма о противозачаточных средствах, о сексуальности;
– дискуссия о порнографических журналах;
– посещение школы членами организации – людей би- и гомосексуальной ориентации, общее выступление в актовом зале;
– информация и дискуссия о проституции.
Улле Валер, просветитель LAFA: “Я считаю, что с юношами необходимо поговорить о порнографии… Как представлена мужская и женская сексуальность в той порнографической продукции, с которой юношам приходилось иметь дело… В чем разница между фильмом, произведенном порноиндустрией, и любительской записью, сделанной в спальне…”
Чель Риндер, учитель: “Вполне достаточно упомянуть о гомосексуальности и показать свое отношение к этому как к нормальному явлению”».
Пособие «Красная нить», отрывок из которого я привела, разработано LAFA, издается Шведским агентством по сотрудничеству в области развития. Доселе оно существовало на английском языке, теперь же выпущено на русском. Сами разработчики не скрывают своей радости: «Теперь “Красная нить” существует и на русском…».
Осчастливили! Остается только ждать появления этого пособия в школах и молодежных центрах Санкт-Петербурга.
Конечно, в России есть отдельно взятые родители, которые горячо приветствуют дискуссии о порнографии на школьных уроках, но это уже, как говорится, «их проблемы». Большинство же трезво оценивают ситуацию и прекрасно понимают, к чему приведет обучение их детей всем этим мерзостям. Массовая открытая борьба екатеринбургских родителей в 2006 году против центра растления «Холис», протесты и открытые обращения к властям родителей Санкт-Петербурга, сопротивление родительской общественности сексуальному просвещению (кстати, с участием тех же шведов) в Калининграде, возмущения в Карелии – все это говорит о том, что «пациент (читай – родитель) скорее жив, чем мертв».
 
Права детей + секспросвет = ювенальная юстиция
Опыт-руководство по воспитанию, представленный в шведской брошюре, есть не что иное, как шведская модель ювенальной юстиции. Той самой ювенальной юстиции, о которой в последнее время так много говорят правозащитники и которую им так не терпится поскорее закрепить в России. У нас многое уже есть: есть в отдельно взятых регионах пилотные проекты по созданию ювенальных судов для несовершеннолетних, есть омбудсмены, в том числе и в Москве, детям в школах усердно разъясняется Конвенция о правах ребенка. Нет только одного – четкой, слаженной полицейской (если хотите) системы, которая на государственном законодательном уровне обязала бы родителей выполнять все, что считают нужным делать власти в отношении ребенка. Пока еще по действующему законодательству приоритетное право на воспитание принадлежит родителям, пока еще слушаются в судах дела о растлении подростков и детей, пока еще можно приструнить просветителей-извращенцев и секс-идеологов. Пока… В Швеции уже нельзя. Ведь право ребенка на образование и получение информации прописано в Конвенции о правах ребенка, а сексуальное просвещение детей, как вы уже поняли, в этой стране является обязательным. Ювенальная юстиция строжайшим образом следит за неукоснительным соблюдением родителями всех прав ребенка. И если что, то ребеночек пожалуется куда следует. Родителей лишат прав на чадо, а его самого передадут на воспитание более благонадежным членам общества, которые не будут препятствовать проведению государственной политики в воспитании…
Сторонники ювенальной юстиции все это прекрасно понимают. Более того, одним из главных вдохновителей введения в России системы ювенальной юстиции является известный пропагандист секспросвета Екатерина Лахова. Комментарии излишни.
И вот в том же Санкт-Петербурге мы можем наблюдать пробную модель ювенальной юстиции – Российско-шведский проект «Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей». Проводится при поддержке Шведского правительственного фонда SIDA, Высшей социальной школы Стокгольмского университета.
Выглядит шведская модель так. «Служба социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями наделена большими полномочиями и несет большую ответственность перед обществом. Официальный статус социального работника очень высок, а профессия престижна. Социальная служба в Швеции является муниципальной службой, иными словами, она организована по территориальному (а не ведомственному) принципу. Это позволяет решать проблемы конкретного подростка силами специалистов, работающих на территории его проживания, делает социальную помощь несовершеннолетнему своевременной, адресной и более эффективной, т.к. учитывает не только личные особенности подростка, но и специфику его семьи и общины, к которой он принадлежит. Шведская социальная служба абсолютно независима в своей работе от полиции или суда. Независимость социального работника на практике является одновременно важным гарантом соблюдения прав и интересов несовершеннолетнего и, кроме того, обеспечивает социальному работнику высокую степень доверия со стороны самого подростка. Независимый статус социального работника теоретически позволяет ему прервать полицейского, если социальный работник посчитает, что вопросы полицейского построены непрофессионально или они нарушают права несовершеннолетнего, что на практике, как отмечают шведские социальные работники, встречается крайне редко. Сразу после допроса социальный работник приглашает подростка и его родителей на беседу, которая проводится с целью выяснить и проанализировать ситуацию, в которой находится несовершеннолетний и его семья, и какие факторы способствовали совершению правонарушения. Иными словами, социальный работник тут же, при первом задержании несовершеннолетнего полицией, проводит “социальное расследование”»[3].
 
Для чего им это надо?
Россия со своей вдруг начавшей возрождаться верой предков, национальной идеей, нравственностью и культурой Западу не нужна. Более того, такая она Запад пугает. Еще император Александр III говорил на смертном одре своему сыну, последнему русскому царю Николаю II: «Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства» (из завещания императора Александра III цесаревичу Николаю II).
Россия всегда была лакомым куском для других стран, и шведы здесь не исключение, а скорее историческое доказательство (вспомним их нашествия). Но в условиях грядущего глобалистского всеобщего «равенства и братства» войны должны прекратиться, тем более что воевать с упрямой Россией никто больше и не стремится. Есть способы иные: бескровные войны – информационные и культурные, в которых мировое правительство уже основательно поднаторело. Еще Гитлер перед нападением на Россию говорил о необходимости растления и морального разложения нашего населения, особенно молодежи! Не случайно именно об укреплении семьи так беспокоился российский самодержец, и именно на семью сейчас и направлен главный удар.
Все очень просто: Россия должна быть «как все». Есть такой духовный закон: если человек совершает что-то очень плохое, грязное и считает это нормой поведения, он обязательно будет толкать на этот путь других. Если речь идет о пораженном пороками обществе, то это сделать еще легче. Чистые «белые вороны» всегда становятся объектом насмешек и раздражения, а порой даже агрессии больного общества. Больным обществом легче управлять, надо только вовремя давать «лекарство»: объявлять о новых правах, раздавать контрацептивы, легализовать для больных наркоманов наркотики, а для больных извращенцев содомские «браки», разрешить эвтаназию стариков… Да мало ли чего можно придумать! Конечно, все это стоит денег, но цель, господа!.. Цель оправдывает средства. Вот и текут неиссякаемые шведские, американские и прочие денежные потоки в Россию-матушку, едут энтузиасты-волонтеры, приглашают к себе щедрые хозяева русских «Иванов», чтобы научить их, темных, как принято жить во всем цивилизованном мире! А последствия этого – огромные пустующие территории, природные ресурсы, владельцем которых станет какой-нибудь дядя Сэм, или Карл, или Адольф (варианты возможны) и прочее, прочее, прочее…
Наверно,  это не случайно шведские «благодетели» избрали для продвижения своей воспитательной системы не какой-нибудь иной город, а именно Санкт-Петербург, детище Петра I, где и поныне в Александро-Невской лавре почивают мощи святого Александра Невского. И Александр Невский, и Петр Великий бивали шведов, некогда уже покушавшихся на русские территории. Вот и задумаешься невольно: а не ответный ли это удар?                                   Анна Журавлева 24 / 12 / 07

 

ПРАВОСЛАВИЕ. RU 

 
Новые герои Украины
 
 
Независимость для Украины пока только пол дела. Спешным порядком пишется самобытная украинская история, несовпадающая с российской. Антимосковский вариант истории Украины начал создавать еще в XIX в. украинский националист Михаил Сергеевич Грушевский (умер в 1914 г.), украинофилом был русский историк Николай Иванович Костомаров (умер в 1885 г.). Но теперь для молодой страны, какой ее хотят представлять современные политики, наступил момент «Большого взрыва» — сотворения вселенной по имени «Украина», самостоятельной, ничем не связанной с прежними узами. Откуда берутся герои новой независимой Украины? По мысли украинских историков и политтехнологов герои современной Украины вырастали на ниве многовековой антиколониальной борьбы с Московией и с русскими.  Историки собирают новых героев по  всем эпохам и временам. И получается что ни враг Руси – то герой, что ни предатель, то свой человек. Во времена святой равноапостольной княгини Ольги жил древлянский князь Мал, которая она жестоко казнила за расправу над ее мужем великим князем Игорем. Боролся с древнерусской властью? Сгодишься. Ныне Малу поставили величественный монумент. Поставлен памятник Кию, Щеку и Хориву с сестрой Лыбедью – тоже, словно, в противовес прорусским варяжским князьям Рюрику, Олегу, Аскольду, Диру. Удостоился величественного памятника Степан Бандера, на очереди – гетман Мазепа и шведский король Карл XII.
Какими странными  путями идет скороспешное государственное формирование новой украинской идентичности, мы попросили рассказать гостя нашего храма жителя Львова Дмитрия Тищенко.
+++
Государственная идеология вещь серьезная. Чтобы противостоять ей, необходимы особые усилия, личные и коллективные. Например, сейчас на Украине активно распространяется идея о голодоморе, как геноциде украинского народа со стороны советской России в 1930-е годы. И пропаганда, увы, начинает усваиваться не только простым народом, но и людьми думающими и самостоятельными. Общаясь с такими людьми  по Интернету, я обнаружил, что многие мои друзья также решили почтить память умерших от голода коллективной акцией, вывесив эмблему (аватарку) горящей свечи у себя на сайте.  И хотя свеча указывала на  скорбь и памятование о жертвах голодомора, но, учитывая политический накал страстей вокруг этой темы, надо думать и мои знакомые не остались в стороне от протеста против «московских организаторов голодомора». Я пытался спорить с ними, но споры ни к чему не привели, и, поэтому, с некоторыми из моих хороших знакомых пришлось прервать отношения.  К сожалению, люди, попавшие в плен идеологии, не воспринимают простых истин. Им говоришь, что голод тогда охватил не только Украину, но и территорию России, русское население. На мой взгляд, правильнее говорить об антинародной советской политике, ведь голодомор является частью этой преступной политики. А были еще репрессии, тотальная слежка за людьми, раскулачивание и т.д. Основная причина голода была в том, что в неурожайный год власти, не считаясь с людьми и реальностью, продолжали вывозить хлеб на Запад, чтобы потом закупать необходимые для партийной элиты вещи (например,  кожу для пошива чекистских курток и штанов).
Что же касается увековечивания памяти подлецов, то тут ничего нового Ющенко и его команда не открыли. Если посмотреть на историю Соединенных Штатов Америки, то мы увидим, что она с самого начала построена на насилии и на культе весьма сомнительных героев и принципов. Не поэтому ли у нашего президента такая тяга к Америке? Не оттуда ли он копирует историческую модель? Но пословица гласит: «на несчастье других своего счастья не построишь». Если посмотреть на судьбы почти всех американских президентов, то мы увидим, что большинство из них по какой-то причине не смогли спокойно дожить до конца своего правления: либо их убивали, либо они умирали, либо случалось с ними что-то ужасное. Существует такая легенда о проклятии индейским вождем власти американских президентов за беззаконное и жестокое истребление индейцев. Легенда намекает на причину бед и несчастий среди президентов США.
 Что касается Украины, то здесь так называемые «новые герои» нужны для ее «процветающего будущего». В истории выискиваются люди, которым по вине Москвы в чем-то не повезло. Так в герои Украины попадают Мазепа (предателем и веры и Отчества, бесчестный человек, не сдержавший клятву верности); Карл XII, которого Петр I наголову разбил во время Полтавской битвы; противник советской Москвы Степан Бандера, гетман XVII века Выговский, князь Даниил Галицкий и т.д. Оценка этих деятелей идет не по моральному критерию — плохой или хороший человек и правитель — а, по национальному признаку — сколько вреда он принес России, Московии. «Слабаки» типа националиста Мельника, действующего на территории западной Украины во времена Бандеры, не так радикально как он, почему-то не пользуются особой любовью нашего правительства. У бандеровцев были случаи распятия детей коммунистов, на их совести изощренные убийства, чего не было у мельниковцев. Это весьма характерно. Гетман Иван Евстафьевич Выговский — руководитель Украины после Богдана Хмельницкого (17 век), занял антироссийскую позицию. Сейчас он, конечно, же — герой. А ведь Выговский пошел против России вскоре после произнесения клятвы гетманом Украины Богданом Хмельницким от лица всего украинского народа (тогда православного реестрового и нереестрового казачества) «быть навеки с русским народом!». Так, что на щит поднимаются самые настоящие клятвопреступники и современный народ Украины подпадает под их клятвопреступление.   Вот какую историю мы начинаем писать! Как тут не вспомнить, что Советская власть начиналась с того, что поставила в Москве и других городах памятники Иуде, Каину, разбойнику Стеньке Разину.
Конечно, не все так плохо. И на Украине немало трезвомыслящих людей. Они отстаивают памятник Екатерине II в Одессе, они пишут книги и статьи, в которых Россия представлена другом, а не врагом, поэтому есть надежда, что противникам переписывания истории не удастся  легко и быстро выполнить свой политический заказ. Истинный патриот — тот, кто чтит заветы своих отцов, помнит и любит свою историю. Для него очень важен моральный аспект истории. Современные политтехнологи зачастую  выставляют патриотами людей «без царя в голове», которые, по сути, являются врагами Украины,   не чтущих заветов своих отцов, живущих лишь злобой сегодняшнего дня.
Любовью нынешней украинской власти пользуются диссиденты — всякого рода противники российской власти в прошлом, перешедшие по каким-то меркантильным соображениям на сторону противников России. Например, во времена Ивана Грозного таким был князь Андрей Курбский. Для демократической Украины он настоящий герой! Сложно однозначно оценивать такую личность как Степан Бандера. С одной стороны он много и жестоко убивал всех кого считал врагами Украины: «русских оккупантов», «польских угнетателей», «собственных предателей». Но с другой стороны, он много сделал для национальной независимости Украины. Поэтому отношение к Степану Бандере даже в пророссийской православной среде сейчас меняется в лучшую сторону. При этом, конечно, не забывается его страшная военная и послевоенная партизанская деятельность в лесах. Но власть однозначно представляет Бандеру как национального героя. Из-за этого сейчас возникли споры с Польшей.
Интересно и «колониальная тема» для понимания программы героизации. Всячески осуждается российский и русский колониализм, угнетение украинского народа Московией, но ни слова в официальной пропаганде не говорится о многовековой угнетенности со стороны Польши. А ведь Польша до середины XVII в. даже на ноги не давала подняться украинцам с колен: не позволяла создать свою государственность. Самостоятельной или несамостоятельной государственности просто быть не могло у украинцев при польском владычестве! Украина как государство начала создаваться после присоединения к России украинского народа. Когда наш край при российском монархе имел губернское управление, он уже структурно был подготовлен к самостоятельной государственной жизни. При советской власти была создана Украинская республика в рамках той общей советской национальной политике, которая тогда осуществлялась. То есть Украина стала государством (со статусом республики) внутри СССР, что потом и позволило ей стать самостоятельным государством и отсоединившись от России. Но если бы мы жили под колониальным игом Польши, то к концу XX в. Украина была бы еще одной Холмщиной или другой какой областью на Польской территории.  Она не смогла бы отсоединиться даже если бы этого очень захотела, не имея возможностей государственной структуры. Может кого-то удивить, но именно Россия дала Украине уровень государственного мышления, и сделала ее высокоразвитым национальным регионом внутри страны.
История Украины — это еще и история России, и часть. Вот этот факт  не может нравиться нашим проевропейским (Тимошенко) и проамериканским (Ющенко) политикам. Где им взять нероссийскую историю Украины? Если не в Европе и в США. Придуман даже фантом собственной украинской «православной церкви», возглавляемой Денисенко. Это еще один новый герой Украины — архиерей-растрига. Современные антироссийские политики пытаются поставить с ног на голову все, что касается России. Они мечтают о тотальном отделении от всего российского, русского: от языка, культуры, истории. Хотя герои из старой истории  так вопрос в свое время тогда не ставили. У того же Мазепы была лишь некая личная обида против Петра, но не обширная программа отделения «зёрен Украины» от «плевел Московии». Нынешние герои-политики доросли до этого понимания. Но что это дает народу кроме бед? Современная молодежь более трезво чем политики смотрит сегодня на отношения с Россией. Даже польская молодежь вполне нормально воспринимает русских, хорошо воспринимает украинцев. Сегодня политики не столь всевластны над умами людей, потому что есть Интернет. Я — житель Львова, веду Интернет-переписку с ребятами из Польши и очень многие поляки отвечают мне на русском языке. У них нет предвзятого и отрицательного отношения к русским.
Для современной украинской власти — новые герои являются своего рода идеологическим оружием, чтобы объединить людей на почве антироссийских настроений. Сейчас во Львове проводят квэсты — краеведческие маршруты, посвященные истории города. И молодежь с удовольствием занимается квэстами, но когда молодые люди начинают глубоко копать, они встречаются с фактами противоположными тем, о которых говорит официальная пропаганда. Так рождается критическое мышление и собственное отношение к истории. Новые герои тесно связаны со своими крестными отцами — современными политиками и историками, с частью современной элиты. А так как те себя всё время показывают далеко не с лучшей стороны, то и к историческим персонажам отношение у простых людей складывается критическое. Разочаровываются самые    стойкие защитники «оранжевой революции», потому что их политические вожди вышли из доверия.
 Народ поверил Ющенко, когда он говорил добрые слова об украинском народе, о его таланте, особых качествах, о возможностях его развития. В те годы даже многие русские посчитали его за серьезного политика, радеющего о благе Украины, и стали отдавать детей в украиноязычные школы. Но время показало, что его доброжелательность к народу является пустой, потому что к русской культуре выказывается отрицательное отношение. Доходит до нелепостей: в сети кабельного телевидения показывают русский фильм, внизу даются русские титры, если же фильм американский или польский, то его показывают без перевода. Людям грубо указывают, что они должны знать английский, как родной, а о русском забыть как об иностранном. По первому украинскому каналу часто показывают  польские сюжеты, сравнивая положение поляков до вступления в Евросоюз и после. Польша всячески превозносится как современная, преуспевающая страна — «заможная», с высоким политическим статусом в Европе. Украинцев призывают брать с Польши пример, а также говорится, что поляки наши посредники на переговорах с Европой. Каждый день телезрителям твердят об исторической близости Украины к Европе, о новых перспективах жизни. Всё время звучит одна тема: «Евросоюз—НАТО»! 
Но ведь если Украина войдет в Евросоюз она потеряет недавно приобретенную независимость. Чем ее положение будет отличаться от положения республики в СССР? Поляки, попав в ЕЭС, это уже почувствовали. Никому там не нужна их польскость, от них требуется быть только европейцами. Половина поляков работает за приделами страны: в Великобритании, да и по всей Европе. Распадаются семьи, усваивается другой язык, культура. И действительно, смотришь, от поляка ничего не осталось. В мнимой независимости внутри Евросоюза люди выбирают другую родину. Это ждет и Украину, если она попадет в этот мир. Из трех векторов и политических симпатий: Европы, США и России, сегодня Украина ориентируется на первое направление — европейское. Здесь лидером выступает Ю.Тимошенко. В проигрыше и В. Ющенко, симпатизирующий США, и тянущий по этой причине страну в НАТО, и В. Янукович — самый слабый из трех ведущих политиков, поддерживающий российское направление. Популярность Тимошенко в последнее время сильно возросла по той причине, что она стала говорить о сближении с Россией. Этот прагматический интерес вполне устраивает многих украинцев, в том числе из числа молодого поколения. Бывшие коммунисты несут на себе печать ограниченности, малокультурности, но их поддерживает та часть пожилого населения, которая помнит, как хорошо им жилось на советской Украине. К сожалению, этот электорат и является естественным союзником России, что также затрудняет выбор всех остальных сил. Современная Украина — это продукт Советского Союза, советский продукт. Все ее современные политики и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович — все они питомцы высшей партийной советской школы — своего рода советская партократия. Отсюда эта их беспомощность в политике, неумение быть самостоятельными, неумение действовать с пользой для всей страны. Украине не хватает политической культуры и новой волевой политической элиты. 
 Европа влечет Украину своей культурой, особенно это касается Западной Украины. Хотя отчасти это миф о европейской культуре. Люди здесь очень ценят европейскую бытовую, гражданскую, правовую, политическую культуру. К примеру, для жителя Львова дорожный светофор играет гораздо большее значение, чем для москвича. Эта «европейская» культурность предполагает и определенный образ жизни, в том числе обязательное посещение храма в праздничные и воскресные дни. Униатские храмы во Львове буквально забиты прихожанами в эти дни. Меня удивляет и современные политические взгляды молодежи Львова. Нередко встречаю в Интернете при знакомстве, указание на то, что человеку близка монархия. Молодые люди у нас ценит консервативные устои и в том числе монархический строй. Это удивительно!
 Сегодняшняя элита города — это потомки слившихся украино-русских фамилий, которым дорога и русская, и украинская культура. Они могут говорить и по-русски и по-украински, они проявляют терпение к советскому наследию Львова. Так здесь сохранились монументы советскому солдату-освободителю не смотря на желание некоторых жителей их убрать. Возможность говорить на двух языках, тесные связи с Россией делает эту группу информационно более независимой, активной, творческой, что в целом благоприятно влияет на межнациональную атмосферу в городе. Благодаря этим людям во Львове можно спокойно общаться на русском языке (более спокойно и независимо, чем в Киеве). Странность в том, что для киевлян украинский язык не родной, поэтому они говорят на нем коряво. Украинский является родным для жителя Львова, но при этом во Львове чувствуется укоренность в русскую культуру не меньше, здесь  нет никакого давления  на русских и на русский язык. И я счастлив, что я живу в таком замечательном городе!
Очень мешают взаимопониманию русских и украинцев, на мой взгляд, различные ложные стереотипы, которые создаются в средствах массовой информации в Украине и в России. Русскоязычные СМИ в самой Москве полны не только антиукраинской риторики, но и имеют нередко антирусскую направленность. Кто-то из современных писателей сказал по этому поводу: «Сейчас очень много московскости, но нет русскости». Всё вокруг Москвы, а вот русскости при этом недостаточно. Отстаивать украинскость для нас — это значит вспомнить о славянстве, о славянской идее, которая сейчас сильно замутнена в первую очередь советскостью. Пока Украина не преодолеет своего советского наследства — узости понимания своей самостоятельности, она так и будет сотрясаться политическими кризисами. У нашей страны свой самобытный путь, жить в братском единении со славянами, в том числе русскими, при политической независимости и культурной самобытности!
 
Дмитрий Тищенко
 
 
 
 
 
 
 
Сегодня мы много слышим о том, что в целях создания противовеса США и НАТО необходимо налаживать с Китаем сотрудничество в научной и военной областях, расширять торговые и культурные связи. Словом, укреплять некий незримый российско-китайский союз. Может это и правильно, но все же лучше дружить с этой социалистической Республикой не за наш счет. Зачем, скажем, продавать потенциальному сопернику новейшие вооружения, которых и в России-то единицы? Не обернется ли оно против нас, как это было на острове Даманский? Ради дружбы и взаимопонимания не стоит также захламлять отечественный рынок дешевой, а зачастую и вредной для здоровья, китайской продукцией. Тем более, что из-за этого сворачиваются отечественные производства. Впрочем, они уже давно свернулись, а поэтому можно о них и не вспоминать.
 
Особенно беспокоит наплыв в Россию дешевой, неприхотливой и работоспособной рабочей силы из этой дружественной страны. Молодые, трудоспособные и энергичные парни из Китая выглядят очень привлекательно. Это и закономерно. Сибирь слишком богатый регион, чтобы пустовать в результате демографической катастрофы в России. Ситуация складывается именно так, как в пророчествах о мирном завоевании китайцами Сибири. Придут, станут жить, жениться на русских женщинах, рожать детей, а несогласных вырежут.
Китай – опасный сосед, даже если Запад кажется более страшным.
Сегодня на Дальнем Востоке и Сибири обстоятельства складываются не в пользу России. Не стоит забывать, что гарантией мира и добрососедства являются не договоры, которые в мировой и даже китайской истории слишком часто нарушались, а более убедительные и серьезные доводы в пользу мирного сосуществования, а именно: мощная армия, сильная экономика, здоровое и многолюдное население. Ни того, ни другого, ни третьего в должной мере у России сейчас нет. И эти опасные тенденции ослабления влияния России на своей же территории фактически провоцируют сопредельные государства, а особенно КНР отторгнуть или присвоить часть наших ресурсов себе.
Надо заметить, что в Китае к взятию Дальнего Востока и Сибири готовы. Вот, что пишут китайские ученые из Академии общественных наук: «При условии, что материальные ресурсы Дальнего Востока, включая ресурсы Сибири и Центральной Азии, соединятся с финансовыми и техническими ресурсами Японии и Западного побережья Тихого океана («четырех малых драконов»), а также с огромными человеческими ресурсами Китая и они найдут какую-то форму интеграции, это приведет к появлению на земном шаре чрезвычайно обширного района, где сформируется самый мощный в истории центр новой индустриальной цивилизации». То есть, деньги японские, население китайское, земля – наша. Далее: «С момента появления частной собственности и государств ресурсы, изначально принадлежавшие всему человечеству, были разделены неравномерно между различными странами и регионами, в результате чего бедные ресурсами страны и регионы вынуждены постоянно восполнять нехватку ресурсов посредством торговли и других методов, затем в процессе материального преобразования повышать их добавленную стоимость, а получение выменивать на еще большее количество ресурсов».[1] Такие рассуждения, фактически, оправдывают любые претензии на наши достояния. Дальше уже ехать некуда.
Вот почему китайским детям рассказывают в школах, что Россия отторгла от Китая его земли. А отторгнутое, как известно, необходимо вернуть.
Как тут не вспомнить бесчисленных пророчеств о войне с Китаем. Например, преподобный Серафим Вырицкий говорил, что «настанет время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее разделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России: отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и, в конце концов, хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит. Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть земель».
Правда, китайцы же и очистят Россию от скверны.Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что«освобождение России придет с Востока».Сейчас между Россией и Китаем подписаны и подписываются новые документы о добрососедстве. Но разве наши народы не жили в мире и не строили вместе социализм? Почему такое единодушие не остановило китайцев от нападения на советский остров в 1969 году? Причем в руках с нашим же оружием…
Дальнейшее ослабление России в затянувшихся политических, экономических, демографических и прочих неурядицах медленно приближает тот момент, когда правительство, да и сам народ возможно станут готовы пожертвовать территориями своего государства лишь бы не гневить могучего восточного соседа. Только от этого он станет еще могущественнее, а мы еще слабее. Уже сегодня Китай недвусмысленно поигрывает мускулами, не стесняясь ни России, ни США. На дальнем Востоке и в Сибири китайская диаспора увеличивается день ото дня. Уже сейчас люди ее составляющие, фактически становятся борцами за китайские интересы у нас в тылу.
Да, в Китае тоже есть проблемы. Не смотря на огромный рост ВВП, большинство населения нищенствует, крестьяне не могут прокормить семьи, рабочие по сей день остаются практически бесправными членами общества. Коррупция, преступность, цинизм не уступают, а может, и превосходят подобные явления в России. Но вряд ли это сможет помешать китайцами в освоении наших земель. И мы видим это на практике. Во-первых, китайцы активно заселяют Дальний Восток и Сибирь. Происходит это совершенно бесконтрольно, и превышает все мыслимые и допустимые нормы. Во-вторых, Китай скупает наши стратегические ресурсы в обмен на дешевые низкокачественные товары, чем усиливается сам и ослабляет Россию. В-третьих, КНР получает от нас новейшее оружие, чем откровенно усиливает свое могущество, в то время, как наша армия испытывает острейшие проблемы и в области вооружения и в области обеспечения Вооруженных сил и Флота. В-четвертых, простому обывателю не возможно узнать, хотя очень многие об этом догадываются, не проникает ли китайская преступность на нашу землю?! Если да, то война за сферы влияния уже началась.
Стоит упомянуть рассказ одного Владыки, недавно посетившего Китай. Он поведал, что китайцы открыто заявляли ему о том, что через два-три года они полностью захватят Сибирь. Их рабочие переселенцы используют восточную хитрость – привозят с собой головы умерших предков и хоронят их на нашей земле. В случае спора они попытаются доказать, что Сибирь когда-то принадлежала Китаю. В конце концов, отторгли же они у нас Даманский и название у него теперь другое – Чжэньбао.
Еще относительно недавно в конце двадцатого столетия  крестьяне в Китае составляли более 85% населения.Но развитие капитализма, скупка земли фермерами привело к переполнению людьми городов. Более того, появились люди ненужные ни городу, ни деревне. За четверть века население городов выросло до 50 процентов.Поэтому так называемое  социально-демографическое напряжение в Китае запредельно. Лишние люди  пополняют самую большую в мире армию, или едут за границу, в частности, к нам. Китайское экономическое чудо, наблюдается, как правило, в приморских регионах КНР, где живет только четверть населения страны. В остальных районах, как уже было сказано – царит нищета.
Не смотря на все вышесказанное, сотрудничество с Китаем может быть выгодно и России. Только в высшей степени важно, чтобы это сотрудничество было не за наш счет. Да и будет ли оно вообще? Есть ли срок?! Здесь стоит напомнить то, что говорил старец Паисий Афонский: «Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление к великой той войне, и таким образом приготовляется путь для двухсотмиллионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение. Среди приготовлений есть и это: должна пересохнуть река Евфрат, чтобы могло пройти многочисленное войско. Хотя – если двести миллионов китайцев, когда прибудут туда, выпьют по одной кружке воды, они осушат Евфрат! Мне говорили, что армия Китая в настоящий момент составляет двести миллионов, т.е. то конкретное число, о котором пишет святой Иоанн в Откровении. Китайцы даже готовят дорогу, которую называют «чудом эпохи»: ширина ее такая, чтобы по ней свободно проходили тысячи солдат, выстроенные в шеренгу. И к этому времени они уже довели ее до границ Индии. Нужно, однако, большое внимание и просвещенный чистый ум для того, чтобы мы могли различать знамения времен, т.к., некоторым образом, бывает все так, что их не могут различать те, кто не заботится об очищении сердец, и, в результате, легко заблуждается».
Есть информация, что на протяжении последних десятилетий на десять новорожденных детей в Китае приходится только две девочки. Таким образом, к 2010 году в Китае будет около двухсот миллионов молодых людей призывного возраста не имеющих пары. У Китая просто нет другого выхода, чтобы снять проблемы, связанные с перенаселением страны, как мирно или не мирно завоевывать соседние земли. А поэтому нам следует отложить иллюзии о том, что китайская угроза не существует. И готовится к вполне предсказуемым и неприятным событиям.

В.М.

 

[1] Е. Верлин «На поколения вперед».