Публицистика
Милосердное убийство
Право на смерть или право на жизнь
Мама, зачем ты меня убила?
Женщина выбирает жизнь ребенка. За то время, пока она вынашивала ребеночка, опухоль сильно прогрессировала, перерождаясь в злокачественную. Малыш благополучно появился в этот мир, а мамочка, проведя в больнице еще несколько месяцев (теперь уже только в другой), скончалась». «Из дневника священника». «Очаковская церковно-приходская газета».
Право на смерть или право на жизнь
Считается, что в современной Японии и Грузии наибольшее число долгожителей. Говорят, что это связано с климатическими условиями, чистым горным воздухом, здоровой пищей и тому подобным. Однако, есть и другая точка зрения. Продолжительность жизни напрямую связана с сильными традициями почитания старших в этих странах.
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5–16). Православные грузины хорошо знают эту «первую заповедь с обетованием». Но оказывается, она распространяется даже на язычников. И неудивительно, духовные законы действуют везде, в самых отдаленных и сокровенных уголках земного шара, даже там, где люди никогда не слышали об истинном Боге. Жаль только, что в странах, которые считают, или, по крайней мере, когда-то считали себя христианскими, далеко не всегда принимаются и воплощаются в жизнь законопроекты, согласующиеся с нравственными началами христианского учения.
Например, в одной из передовых, в смысле законодательных новшеств европейских стран, сегодня утвердился и прошел проверку временем закон, позволяющий убивать неизлечимо больных или пожилых людей, правда, с оговоркой, если они этого желают. Но на практике оказывается не совсем так. Например, в Голландии, о которой идет речь, с тех пор, как врачам разрешили совершать эвтаназию, ей были подвергнуты несколько сотен умственно отсталых людей, из них только считанные единицы действительно желали смерти. Для остальных «право на смерть» по воле врачей, по сути выполняющих, роль палачей-ликвидаторов, превратилось в обязанность.
Известно, что совершивший первое убийство человек, испытывает шок, стресс. Он переступил некую грань дозволенного, нарушил закон жизни. После шок притупляется и человек чувствует в себе изменения, он уже не так боится этой черты, за которой следует нарушение заповеди «не убий». А если этот убийца врач?!... Сама профессия врача заключается в стремлении помочь человеку выжить и исцелиться, спасти его от преждевременной смерти, а не наоборот. Даже, когда Господь уже призывает человека к себе, врачи по долгу продолжают делать все от них зависящее для его спасения. Совсем другое дело врач, практикующий эвтаназию.
В Голландии все началось в октябре 1971 года с громкого дела дочери-убийцы Трюс Постмы, которая по просьбе своей матери, помогла ей переселиться в иной мир. Трюс Постма была врачом. Директор дома престарелых, где содержалась ее мать, возбудил уголовное дело. Начался громкий судебный процесс, в результате которого, (!)парламент Голландии официально узаконил эвтаназию. Трюс Постма вместе со своим мужем продолжили ее начинания с другими пациентами.
Теперь в Голландии право на смерть часто оборачивается обязанностью. Например, паллиативное лечение, то есть поддержание жизни больных уже почти не практикуется.
Проблема эвтаназии не обошла стороной и законодателей демократической моды во всем мире Соединенные Штаты Америки. С 1997 года в штате Орегон действует закон, полностью разрешающий эвтаназию. В других штатах пока такого закона нет. Но это не значит, что там не существует этой проблемы. Например, в штате Мичиган в 1999 году убежденный сторонник эвтаназии известный патологоанатом и хирург доктор Джек Кеворкян был приговорён к пожизненному заключению.
Он практиковал эвтаназию с 1989 года. С того момента, когда к нему обратилась некая Джанет Аткинс, не желавшая умирать от болезни Альцгеймера, при которой человека ждут слабоумие, страдания и мучительная смерть. В апреле 1993 года в Мичигане был принят закон, запрещающий врачам эвтаназию. Но это Кеворкяна не остановило. Он практиковал именно в Мичигане.
«Он больше похож на маньяка-убийцу, чем на врача», – как-то заметил профессор Бостонского медицинского института Аннас.
Врачи удивлялись, как Кеворкян, являясь только патологоанатомом, может точно поставить диагноз пациентам. И действительно, из 136 больных, которых Кеворкян подверг эвтаназии, в 24 случаях он ошибся в диагнозе.
И еще, некоторые больные в последний момент пугались, передумывали и не хотели умирать прежде времени, но в этом случае их мнение уже не учитывалось.
Многие могут возразить, что США и Европа не Россия. Однако, это не избавляет нашу страну от тревожных сигналов. По крайней мере, приверженцы эвтаназии, причем на самом высоком медицинском уровне, есть и в России. Например, член-корреспондент АМН РФ профессор С. Я. Далецкий искренне считает, что неизлечимо больных, страдающих детей, неизлечимых раковых больных, парализованных, больных дебилов, больных, которые живут только благодаря аппаратуре, искусственно поддерживающей жизнь, нужно просто убивать. Слава Богу, сегодня в медицине и законодательстве все-таки немало здравомыслящих людей. Иначе и у нас, как и на пресловутом западе, право на смерть давно переросло бы в обязанность.
Постановка вопроса о легализации эвтаназии – признак болезни общества
Хочется процитировать ответ Далецкому академика АМН РАН Г. А. Рябова: «…после сложной операции больной 62-х лет, переживший две клинические смерти и оживлённый после них, два месяца находился на искусственном дыхании в состоянии комы (при полном отсутствии колебаний на электроэнцефалограмме) и в конце концов был восстановлен и вернулся к работе. А известный случай с академиком Ландау, в лечении которого мне пришлось участвовать? Ведь тоже можно было выключить аппарат, если следовать концепции Далецкого. Мысль об умерщвлении тяжелобольного человека, калеки, дефективного младенца или шизофреника не только кощунственна, но и аморальна, и преступна...» Академик Рябов в своем мнении не одинок.
Если из нашей жизни исключить милосердие или извратить его так, как это делается в Голландии на примере эвтаназии, то очень скоро общество станет напоминать волчью стаю, где раненному зверю нет места среди сильных, здоровых, но, при этом, очень злых зверей. То, что эвтаназия появилась на последовательно отступающем от христианства западе вполне закономерно. Индивидуализм, разросшийся до невообразимых размеров, и поставленный во главу угла не предполагает иной помощи другому человеку, как оградить себя от своих и чужих страданий. В христианском мире множество примеров, когда человек достигает святости благодаря подвигу всей жизни на склоне лет. По благодати Божией подвижник приближается к духовному совершенству, стяжает множество добродетелей, мудрость, любовь, чудотворную молитву. Но если человек всю жизнь совершенствуется в эгоизме, проблема впасть в старческий маразм действительно достаточно реальна. Это и создает благодатную почву для эвтаназии. То есть корень проблемы не в случайной болезни отдельных людей, а в ложной ориентации всего общества в целом.
В.М.
Справка:
Термин «эвтаназия» (от греческого «танатос» – смерть, эв – хороший, благо) был введен английским философом Фрэнсисом Бэконом для определения так называемой «лёгкой смерти», а позднее стал означать умерщвление из жалости.
Существуют три вида эвтаназии: пассивная (прекращение поддерживающей терапии); активная (введение больному средств, прекращающих жизнь) и самоубийство при помощи врачей.
Эвтаназия появилась не сегодня. У языческих народов самоубийство часто являлось нормой поведения. Галльские и германские варвары, датские воины нередко кончали с собой. У готов была Скала предков, с которой бросались пожилые люди, не могущие себя обеспечить. На другой горе Обасутэяма умирали достигшие преклонного возраста японцы. Пожилые эскимосы уходили умирать в тундру. Добровольно-принудительно прекращали свои дни старики испанских кельтов. Список далеко не полный.
В 20-х годах XX столетия идея эвтаназии вновь возникла в Европе. И, конечно, в фашистской Германии. Для начала вышла в свет книга нацистского психиатра Альфреда Хаке «Право уничтожать жизнь недостойных жизни». А во время нацистского режима с помощью эвтаназии были уничтожены сотни тысяч душевнобольных людей.
Следующий этап рассвета эвтаназии приходится на 1994 год. Именно тогда в Голландии она была узаконена инструкцией парламента, а в 2001 году полностью разрешена. В США в штате Орегон эвтаназия была узаконена в 1997 году. В северных провинциях Австралии – в1995 году. Однако в 1997 году эвтаназия была полностью запрещена в Австралии из-за жутких последствий этого новшества. Это не вразумило бельгийских законодателей, и 17 мая 2002 года в Бельгии был принят закон, разрешающий эвтаназию, правда, в исключительных случаях.
В начале 2005 года члены французского парламента приняли легализацию пассивной эвтаназии в стране. Из 551 члена парламента за закон проголосовали 548(!).