Публицистика

Во дни земной жизни Христа

 

Положение Палестины в дни земной жизни Иисуса Христа.

 

 

Перед рождением Спасителя в Вифлееме, политической силой объединяющей Древний мир являлась власть римлян. В зависимость от нее попало и государство сирийцев, в котором правил представитель династии Селевкидов Антиох IV Епифан. В 167 году до Рождества Христова он осквер­нил Иерусалимский храм и нанес нестерпимые оскорбления религиозному чувству иуде­ев. В результате  этого вспыхнуло восстание Маккавеев. Благодаря союзу с Римом иудеи освободились от гнета сирийцев, очистили и вновь освятили Храм.

В 63 году до Рождества Христова римский полководец Гней Помпей Магн захватил Иерусалим, после чего Иудея стала вассальным госу­дарством Римской империи. В Риме в то время велась ожесточенная борьба за власть. Эту борьбу в своих интересах использовали в частности представители династии Иродов, происходившей из земли Эдом на юге от Мертвого моря – потомки Исава.

 В 40 году до Рождества Христова римский сенат назна­чил Ирода иудейским царем. Ирод взял штурмом Иерусалим и умертвил своего соперника царя династии Хасмонеев Антигона.

Победивший в борьбе за власть Октавиан  стал единовластным  правителем Рима. В 27 году до Рождества Христова он принял титул «Август».  Именно в его правление в Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос. После Августа власть в Риме унаследовал его сын Тиверий. Об этом упоминается в Евангелии от Луки.

Провинции римской империи разделялись на сенатские и императорские провинции. В сенатских провинциях был ус­тановлен прочный мир, ими управлял сенат. А в императорских – требовалось постоянное при­сутствие войск, поскольку эти провинции были мятежны.

Власть императора на местах осуществлялась через его  представителей – легатов или проку­раторов.

В некоторых областях правили  местные вассальные цари. Ироду Великому было позволено править в Иудее. После его смерти сын Ирода Архелай не смог поддерживать порядок в Иудее, и Иудея стала римской провинцией, управляемой прокуратором.  Интересно, что прокуратор Иудеи, подчиняясь императору, в то же время был подвластен и легату Сирии. Понтий Пилат,  при котором был  распят  Спаситель, был пя­тым прокуратором Рима в Иудеи. Он  правил страной с 26 по 36 год нашей эры.

Ирод Великий, правивший в Иудеи перед самым рождением Господа нашего Иисуса Христа, вошел в историю  как  безнравственный и жестокий тиран. Он перестроил и украсил Иерусалимский храм. Здесь стоит заметить, что идумеи не­задолго до этого приняли иудаизм. И права Ирода на Иудею были довольно сомнительны… Ирод Великий занимался расширением существующих и основанием новых городов, тем самым пытаясь расположить к себе иудейский народ. Но недоброжелательное отношение  к нему обострилось после того, как в угоду римлянам Ирод построил в Иерусалиме театр и ристалище.

Ирод Великий имел десять жен, но самую любимую из них Мариамну вместе с двумя ее сыновьями убил в припадке ревности.

После смерти Ирода Великого в 4 году до Рождества Христова Иудейское царство было разделено императором Августом между тремя царскими сыновьями.

Таким образом, видно, что Спаситель явился в мир в то время, когда избранный народ Божий находился под гнетом поработителей и ждал Мессию. По мнению иудеев, Мессия должен был освободить народ израильский от иноземного ига. Более того, благодаря Мессии, иудеи надеялись сами обладать другими народами. Но Спаситель мира явил Себя людям в уничижении. Для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной ограниченной природы было добровольным уничижением, умалением Его величия. Из Евангелия мы знаем, что Спасителю не нашлось даже места в гостинице, и Он был положен в овечьи ясли. 

Иисус Христос пришел в мир во время переписи населения. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. та перепись была первая в правление Квириния Сириею. пошли все записываться, каждый в свой город. ошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета,  в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, аписаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. огда же они были там, наступило время родить Ей;  родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лк. 2, 1-7)

После смерти отца власть над Иудеей, Идумеей и Самарией получил Архелай. Однако,  через девять лет был по жалобам иудеев он был свергнут Августом и выслан в Галлию. Именно пребывание Архелая у власти побудило Иосифа вернуться из Египта не в Иудею, а в Галилею в город Назарет.

Римский император, утверждая раздел страны после смерти Ирода Великого, не пожаловал никому из наследников царского достоин­ства. Архелай получил титул этнарха, то есть правителя или губернатора, а остальные братья стали тетрархами – правителями четверти провинции, то есть четвертовластниками.

Ирод Антипа стал тетрархом в Галилее и Переи. Он оставил свою жену и сошелся с Иродиадой, женой своего сводного брата Ирода Фи­липпа. За это его обличал пророк Иоанн Креститель. Христос называл его "лисицей" и именно к нему на суд посылал Понтий Пилат Иисуса Христа.

Сын царя Ирода Великого и его пятой жены Клеопатры Иерусалимской Ирод Филипп II стал правителем  Итуреи,  Батанеи и Трахонитской области и Аврана. Филипп наследовал северную часть царства своего отца. Он жил у истоков Иордана в городе Панеас, переименованном впоследствии в Кесарию Филиппову.

У Ирода Великого был еще один сын Филипп. Он был женат на Иродиаде, которая  от него ушла. Отец лишил его наследства, поэтому он не входил в число правителей.

Какие же течения и партии существовали в еврейском обществе в дни земной жизни Иисуса Христа? В Евангелии мы часто встречаем обличения Спасителем книжников и фарисеев…

В то время в Израиле закон Моисеев изучался, дополнялся и комментировался с особой интенсивностью. В связи с этим возникло множество религиозных и религиозно-политических групп. Само государство  Иудейское было весьма религиозным, поэтому все партии этого государства, так или иначе, имели отношение к религии.

Хасиды

Хасиды переводится, как «благочестивые».

Эллинская культура и религия во время римского владычества, по своей сути враждебная иудаизму, угрожала  проникнуть в еврейскую среду. В ответ на это в Иудее возникло стихийное консервативное течение хасидов, противостоящих влиянию эллинизма. Многие из них впоследствии стали фарисеями или ессеями.

Фарисеи

Фарисеи, то есть «отделенные», являлись самой многочисленной и строгой религиозной партией в Иудее. Из Евангелия мы знаем, что фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых. Они подчеркнуто строго соблюдали внешние установления закона, примешивая к ним дополнительные заповеди, называемые приданием старцев.  Внешнее соблюдение постановлений и  преданий, следование букве, а не духу, строгий регламент мелочей  заслонили перед ними основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие», – говорил о них  Спаситель (Мф 23,24). Ревность о законе Моисея у них была растворена лицемерием, гордостью и даже пре­зрением к людям не столь сведующим в Законе, как они. «…этот народ невежда в законе, проклят он», –  говорят фарисеи  Никодиму в споре о чуде исцеления слепого (Ин. 7: 49). Фарисеи держали власть в верховном судилище иудеев, верховном религиозном органе правления – Синедрионе.  Они ревниво относились к своей власти и своему авторитету. Поэтому они стали самыми злобными врагами Христа, обличающего их заблуждения. Однако среди фарисеев были и последователи Спасителя.

Книжники

Рядом с фарисеями Иисус Христос часто упоминает книжников. Например,  Спаситель обличает их говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»… (Мф. 23,13). Все книжники, как правило, были фарисеями, но далеко не все фарисеи были книжниками. Книжники – особые знатоки Закона – ученые, эксперты, хранители. Также книжники были судьями, они входили в Синедрион.

Саддукеи

В Синедрионе была партия соперничающая с фарисеями. Это партия саддукеев – партия крупной еврейской аристократии. Саддукеи, как правило, занимающие высокие посты  в Иудейском государстве были по сути либералами и даже в некотором смысле атеистами, ибо саддукеи не признавали «воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23, 8).

Среди них не известно ни одного последователя Иисуса Христа.

Ессеи

Ессеи – немногочисленная, всего около четырех тысяч человек,  но весьма влиятельная секта. Распространено мнение, что из ессейской общины вышел Иоанн Предтеча. Община ессев сохранила древнейшие кумранские рукописи, которые были найдены в районе Мертвого моря. Центр общины – Кумран располагался недалеко от реки Иордан.

Из внешних свидетельств, исторических данных и самих кумранских текстов можно заметить некие сходства в ранней христианской Церкви и у ессеев. Однако, из поздних открытий и более тщательного анализа рукописей Кумрана стало ясно, что ессейская идеология была противоположна Евангелию. К «сынам тьмы», то есть к любым людям, не принадлежащим общине, у ессеев проявляется крайняя нетерпимость и сектантская гордыня.

Иродиане

Предполагается, что иродиане последователи династии Иродов. Они считали, что Мессия должен явиться именно из этой  династии. По этой причине они видели в Иисусе Христе конкурента их династическим чаяниям, и,  когда встал вопрос о предании Спасителя  властям,  иродиане полностью поддержали фарисеев.

Зилоты

Ревнители национальных традиций еврейского народа. Они не хотели платить римлянам подать и мечтали об освобождении. В конце-концов зилоты организовали Иудейское восстание, которое привело к полному разрушению римлянами Иерусалима в 70 году по Рождестве Христовом.

Об этом разрушении говорил Спаситель своим ученикам. После апостолы и другие благочестивые христиане предупреждали своих единоверцев о грядущем разрушении Иерусалима. Стоит заметить, что к семидесятому году в Иерусалиме фактически не осталось христиан. Центр церковной жизни переместился в Малую Азию.

Иудеи смотрели на Христа, как на царя земного. Более духовные люди узнавали в Нем Мессию, Который должен искупить человечество от рабства греху и создать вечное Божие Царство на земле. Но Спаситель говорил человечеству о Царствии Небесном, о Истине, о покаянии, о любви…

«Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое; то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям: но царство Мое не отсюда». (Ин. 18, 36 )