Жизнь по вере

Уроки нравственности

 Уроки нравственности в трудах святителя Василия Великого.

 Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379), почитается святой Церковью как великий богослов и учитель нравственности и благочестия. В исторический период своей церковной деятельности, святитель Василий выступал апологетом православного учения, защищая чистоту веры от клеветников и еретиков. Его духовные устремления были направлены на вопросы христианской морали, на то, что может иметь практическое применение. Поэтому часть его литературных произведений, дошедших до нашего времени, составляют беседы и письма нравоучительного характера.

kvpb.ru«Нравственные правила» святителя Василия Великого, составленные в наставление монашествующим и мирянам, собраны в виде кратких правил запрещенного или одобренного в Новом Завете, с указанием и самих мест Священного Писания, чтобы читатель мог найти в Библии свидетельство на каждое правило. Правила подразделяются на главы и определяют всю христианскую жизнь и деятельность в частном и целом в вопросах веры, в жизненных ситуациях, в определенных социальных положениях. В различных словарях нравственность определяется как совокупность моральных норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в обществе. Часто используется как синоним понятия «мораль». По своей сути нравственность является истинным достоинством человека в следовании духовным принципам таким, как принципы чести, совести, долга, справедливости, любви и доброты. Основа нравственности – это различение добра и зла и выбор пути добра. Понимание, что такое хорошо, что считается достойным, а что такое плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для человека и определяет нравственные нормы.

    Нравственность делится на естественную и христианскую. Естественная нравственность коренится в самой природе человека, является внутренней потребностью его богозданной природы. Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему…Быт. 1, 26. Вслед за таким намерением Бог действительно сотворил человека по образу Своему…, мужчину и женщину сотворил их. Быт. 1, 27.  Этой нравственности было бы достаточно, если бы человек не пал и не исказил своей духовно-разумной природы. Достаточно было бы потому, что Господь до грехопадения был в постоянном общении с человеком, беседовал с ним непосредственно и говорил о том, что нужно для развития человека. Адам, как повествует книга Бытия, имел личное общение с Богом, он не страшился Его, ибо был с Ним в мире. Однако, человек пал, и эта непосредственная связь и беседы Бога с человеком прекратились. Бог стал говорить с человеком не непосредственно, а через пророков. Пророкам Господь сообщал Свою волю, пророки сообщали людям волю Божию, выраженную в заповедях и законах для жизни, достойной Бога и человека. Так появилось Божественное откровение.

Когда же указанные через пророков нормы перестали находить должный внутренний отклик в жизни еврейского народа, на землю снизошел и воплотился Сын Божий. Он принес нам Свое Евангельское учение, содержащее вероучение и нравоучение. Оно и составляет основу второго вида нравственности – христианского.Нравственные нормы лежат не только в отношениях между людьми, но, в первую очередь, в отношениях между Богом и человеком. Именно об этих отношениях человека с Богом говорят первые четыре заповеди на каменных скрижалях, дарованных еще пророку Божию Моисею на Синайской горе. Свидетельства разума, отклики нравственного чувства и свобода воли, направленные на практическое осуществление намеченных дел, тогда для христианина истинны, когда они ориентированы на главную цель жизни и на правила поведения, указанные Божественным Откровением. Поэтому именно к урокам христианской нравственности, изложенным святителем Василием Великим и имеющим в своем основании евангельское учение мы и переходим.

Сопоставляя написанное более 17 веков назад святителем Василием Великим с современной жизнью, уместно привести слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Самое главное, чтобы мы умели соотносить происходящее в мире, в жизни, в том числе в своей собственной жизни, со словом Божиим и, налагая на эти жизненные обстоятельства непогрешимое мерило Божественной правды, всегда делали выбор в пользу добра, в пользу Божией правды и отстранялись от бесплодных дел тьмы, а в необходимых случаях и боролись с ними. В этом смысле христианин вооружен силой, которой многие другие не обладают. Потому что мало иметь здравый смысл, мало владеть логикой, мало знать историю – нужно сердцем своим почувствовать, что есть правда, а что ложь»…

Поэтому будем не только крепко «держать» эту путеводную нить, но и помнить, что у нас есть надежная опора в лице святителя Василия - еликого богослова и молитвенника за нас грешных.

Надежда Кондакова