Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Линейный корабль в честь свт. Димитрия

Особенности почитания святителя Димитрия Ростовского в Елисаветинскую эпоху: линейный корабль«Святой Димитрий Ростовский»

Одним из первых деяний Елизаветы Петровны в честь прославленного в лике святых в апреле 1757 года митрополита Димитрия Ростовского было наименование в его честь нового корабля, строящегося в тот момент на верфях Санкт-Петербургского адмиралтейства.

Линейный корабль, оснащенный 100 орудиями, был заложен в апреле 1756 года. На следующий год в день Святой Пасхи был канонизирован святитель Димитрий Ростовский. Его почитание необычайно быстро распространилось во всех слоях общества и было столь велико, что незначительный и малоизвестный Яковлевский монастырь, где были обретены мощи святого, вдруг стал самым посещаемым местом во всем древнем Ростове.

Отсюда неудивительно, что имя новопрославленного святого было дано новейшему, самому мощному кораблю, которым обладала в тот момент Россия.

Давать имена святых кораблям было обычным явлением того времени. В состав русского флота входило множество кораблей, носивших имена святых. Это и «Святой Николай», «Святой Иоанн Златоуст», «Святой Андрей Первозванный», «Святой Павел» и так далее.

В данном же случае особенность в том, что впервые в состав отечественного флота вошел корабль, врученный покровительству своего родного русского святого.

Торжественный спуск на воду линейного корабля «Святой Димитрий Ростовский» прошел 12 июня 1758 года. Боевое судно вошло в состав Балтийского флота.

Что такое линейный корабль? Это вооруженный артиллерией боевой парусник. При этом количество орудий с течением времени варьировалось от 30 на самых ранних кораблях до 135 на последних моделях. Численность экипажа также постепенно увеличивалась от 300 до 800 человек. В период XVII – середины XIX веков линейные корабли были основной силой военно-морских флотов всех держав.

Название «линейный корабль» возникло от того, что в бою эти корабли выстраивались в определенном порядке — в линию друг за другом (строем кильватера). Таким образом, когда они палили из всех своих орудий по противнику, они были повернуты к нему бортом. В этом и состоял принцип линейной тактики на море — палить по противнику из всех бортовых орудий, чтобы нанести ему максимальный урон. Таких линий могло быть несколько. Тогда в ближайшей к противнику линии ставились самые мощные корабли — те, которые были снаряжены наибольшим количеством орудий и были наиболее защищены для принятия удара противной стороны.

Из его боевой биографии известно немного. Основное сражение, в котором боевое судно приняло участие, — это сражение при осаде города Кольберга в период Семилетней войны (1756 — 1763). Некоторые историки называют ее «первой мировой войной», поскольку в военном конфликте были задействованы все крупные мировые державы того времени, а средние и малые участвовали в той или иной степени; при этом боевые действия велись как в Европе, так и в Африке, в Индии, на Филиппинах, в Северной и Центральной Америке. Основными противниками в Европе выступили Пруссия в союзе с Англией против Австрии, Франции и России.

Карта наступления русских войск в Семилетней войне в период 1758 — 1761 годов

Кольберг — современный курортный город Колобжег в Польше на берегу Балтийского моря. В период Семилетней войны за него велись серьезные сражения, он выдержал три осады от сил антипрусской коалиции. Первая продлилась 13 дней — с 20 сентября по 3 октября 1758 года — и для осаждавших закончилась неудачей.

План осады Кольберга 1758 и 1760 годов. Из «Военной энциклопедии Сытина»

Так же закончилась и вторая осада Кольберга, длившаяся с 15 августа по 18 сентября 1760 года и возглавляемая генералом Демидовым. С моря поддержку сухопутным войскам оказывала эскадра, основной силой которой были 27 линейных кораблей и 17 более мелких судов. Во главе эскадры находился корабль «Святой Димитрий Ростовский», вышедший в этот раз впервые в море. На нем развивался флаг командующего Балтийским флотом адмирала Захара Даниловича Мишукова, человека к тому времени весьма преклонного возраста и нерешительного в своих действиях. По случаю победы, доставшейся тогда прусскому королю Фридриху II (Великому) в Пруссии даже были отчеканены памятные медали.

Для полноты картины необходимо сказать, что третья осада Кольберга, длившаяся четыре месяца (13 августа — 5 декабря 1761 года) под командованием генерала Петра Александровича Румянцева, закончилась победой русского оружия. Победителям досталось 173 орудия и 20 знамен, в плен взято 3000 солдат местного гарнизона. Правда, пользоваться плодами победы, доставшейся дорогой ценой, пришлось совсем недолго. После восшествия на российский престол Петра III, поклонника и почитателя военных талантов императора Фридриха Великого, результаты русских побед в Семилетней войне аннулировались. Согласно условиям Петербургского мирного договора, подписанного между Россией и Пруссией 24 апреля 1762 года, Россия добровольно выходила из участия в этой войне и возвращала территории Восточной Пруссии, завоеванные ею в ходе боевых действий.

Что же касается боевой судьбы линейного корабля Балтийского флота «Святой Димитрий Ростовский», то была она недолгой. После участия во второй осаде Кольберга 22 октября 1761 года корабль прибыл к месту своей постоянной дислокации — в порт Кронштадта. В июне — августе 1764 года в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. В это время 2 июля принимал участие в показательном сражении в заливе Рогервик. За этим сражением с берега наблюдала императрица Екатерина II. Больше в море не выходил, находясь на рейде в Кронштадской гавани. Здесь он простоял до 1772 года, когда был разобран. Командирами корабля являлись: С. Ваксель (1759 — 1761), Т. Макензи (1762) и И. М. Селиванов (1764).

Такая недолгая жизнь боевого корабля того времени не является чем-то особенным. Основными факторами, оказывавшими на это первостепенное влияние, были: 1) сами боевые действия, когда после каждого сражения приходилось «залатывать» дыры; 2) качество постройки кораблей в России того времени оставляло желать лучшего, из-за чего они быстро ветшали, а проводимые ремонты лишь на недолгое время продлевали им жизнь.

Известно, что корабль «Святой Димитрий Ростовский» уже после первого боя нуждался в ремонте. Так, в «Ведомости о дефектах кораблей Балтийского флота» на конец 1760 года значится:

«Корабль 100-пушечный «Св. Дмитрий Ростовский». Заложен в 1756 году. Спущен в 1758 году. От закладки 5 лет. От спуска на воду 3 года.

Бока, палубы и верхние наружности и в каютах, где явится потребность в свое время плотничной, столярной, фонарной и кузнечной работой исправить.

Камбузные печи и котел кухни надлежит оное переправить и вверху для лучшей безопасности от огня обить свинцом или жестью.

У руля румпель переменить или исправить, ибо в голове слаб, шпигаты на верхней палубе разделать»

В начале XX века линейными кораблями, сокращенно линкорами, стали называть совершенно новый класс броненосных артиллерийских кораблей, несопоставимо превосходивших своих парусных предшественников как по водоизмещению, так по вооружению и защищенности.

Мария Рубцова

Статья написана в рамках проекта «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93-рп.

Источник
    

 

Присоединяйтесь к нам

Поиск

Объявления

08.11.2018

Престольный праздник

подробнее

13.02.2017

При нашем храме проводятся и действуют

 

подробнее

02.11.2016

Приходской дискуссионный клуб

подробнее

все объявления


Новости



Календарь



Задать вопрос

__Б_____отправить __В_____отправить __А_____Отправить

Создание веб-сайта веб-студия ФЕРТ Яндекс.Метрика