Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского и по молитвам к нему

Продлжение.      Начало

Града Ростова, приходу церкви святого Климента папы римского, что у варниц, посадская дочь девица Настасья Гаврилова по самой сущей правде и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала: 

От роду ей Наталье четыредесятый год отец ее родной ростовец посадский человек Гаврило, Андреев сын, по прозванию Иконников, который назад тому второй надесять год помре, а она де Настасья жительство имеет с матерью родною вдовою Ксениею Андреевою в одном доме, а как де она Настасья имела от рождения своего лет семи, то не вем отчего приключилась ей внутренняя болезнь, от которой она тосковала временно, а потом как она Настасья пришла в совершенный возраст, то оная ее болезнь наибольше приумножилась и имелась ей под грудью не малая тоска, от которой де болезни она Настасья как в доме своем во время церковного пения, а паче в бытность ее в праздничные и воскресные дни в церкви Божией при священнослужителях тосковала и икала и не мало кричала и в церкви иногда де она сидела, а иногда же де держали ее прилучившиеся люди под руки. А между церковными пениями она Настасья приходила в сочувствие, а назад де тому другой год после праздника святых первоверховных апостол Петра и Павла оная болезнь совершенно ей умножилась, и во утробе де ее не вем что ворочалось, отчего де была она в крайнем безпамятствии с неделю времени и что уже делала, того она Настасья за совершенным безпамятствием и безумием своим ничего не помнит и потому де она Настасья признает, что она такою тяжкою болезнию одержима была от нечистого духа и после де того вскоре как она Настасья мало нечто в сочувствие пришла, то она слышав еще первее того безпамятствия и безумия своего от народной молвы, что приходящие и приезжающие в Ростовский Зачатьевский монастырь люди помолившись при гробе преосвященного Димитрия митрополита ростовского от болезней своих получают исцеления, обещалась при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита помолиться, дабы ей Господь Бог за молитвами оного угодника Божия от показанной тяжкой болезни даровал исцеление и для того моления ее Настасью в тот Яковлевский монастырь привел брат ее двоюродный ростовец посадкий человек Андрей Дмитриев, сын Глатков и в том де монастыре она Настасья при гробе преосвященного Димитрия за вечернями, литоргиями и панихидами молилась с неделю времени и по наряду ее по оном преосвященном Димитрии митрополите отправляемы были панихиды неоднократно, которые де отправляли того монастыря казначей иеромонах Пимен и прочие иеромонахи, а кто именно не знает. И будучи де в том монастыре во время отправления священнослужения и панихид она Настасья безмерно тосковала и икала и кричала и была в беспамятствиях, и помолившись де через недельное время она Настасья в том Яковлевском монастыре за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита образумилась и от болезни своей получила совершенное освобождение и исцеление и пришла в дом свой и от того времени она Настасья никакой болезни в сеюе не имеет, и имеется совсем здорова. А что де она Настасья показанною тяжкою болезнию одержима была, тосковала и икала и кричала, а напоследок в безпамятствии и безумии имелась и от болезни своей получила совершенное освобождение и исцеление могут засвидетельствовать означенный казначей иеромонах Пимен и приходской отец ее духовный вышеозначенный Климонтовской церкви поп Яков Федоров и вышепомянутой брат ее двоюродный посадкий человек Андрей Глатков, который ее в Яковлевский монастырь приводил да брат же ее двоюродныйростовец посадский человек Петр Козмин сын Тютин подлинно. Вышепомянутая же мать ее родная Ксения Андреева ныне имеется весьма престарела, дряхла и глуха и затем де ее об ней Настасье засвидетельствованию представить никак не можно, она де ж Настасья за вышепоказанною же тяжкою болезнию и в замужество не пошла подлинно. И в сем допросе она Настасья показала самую сущую правду под опасением за неправильное и ложное показание надлежащего по святым правилам и Ее Императорского Величества указам штрафования. 



7. 

Града Ярославля, приходу церкви святого Иоанна Предтечи, что в Толчкове, ярославца посадского человека Дмитрия Артемьева, сына Протопопова, жена Марфа Васильева по самой сущей правде и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала следующее. 

От роду ей Марфе тридцать пять лет, в замужестве она Марфа за оным ярославцем посадским человеком Дмитрием Протопоповым имеется лет с пятнадцать, а в прошлом 1755 году августа с 1 числа не вем отчего она Марфа стала быть в безпамятствии: и оттого она Марфа имела в себе не малую болезнь внутреннюю и много кричала и била себя и падала на пол и на землю и от чего де ее Марфу, чтоб она не билась, держали прилучающиеся люди, а кто именно показать не упомнит, и в той де болезни утроба ее весьма надымалась безвременно; и по той де болезни своей признает она Марфа, что она тою болезнию одержима была от бесов; и в той де болезни находилась она недели с три и больше, а как де того ж августа 23 числа 755 года, о есть в отдание празднику Успения пресвятой Богородицы из Ярославской соборной церкви имелось образа Пресвятой Богородицы Тихвинской с крестным хождением в Ростовский Рождественский девичь монастырь провождение, в то время и она Марфа за оным же крестным хождением с ярославцами, а с кем именно она Марфа не упомнит, из Ярославля в Ростов пришла пешком, а когда она мало в сочувствие приходила, тогда она Марфа обещалась помолиться в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита и отслушать по нем панихиду, и потому де обещанию своему она Марфа во оном Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита была и молилась с неделю и слушала святую литоргию и по наряду ее по оном преосвященном Димитрии отправляли того монастыря иеромонахи, а кто именно не упомнит, панихиды, и в бытность де ее в том монастыре в церкви Божией она Марфа, как выше сего явствует, много кричала и сама себя била, и падала на пол, и утроба ее весьма подымалась же, и будучи еще в том де монастыре она Марфа за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита от безпамятствия образумилась и пришла в совершенный разум, в чем де засвидетельствовать может того монастыря казначей иеромонах Пимен, и из Ростова в Ярославль, нанявши подводу, приехала она уже в совершенном уме и разуме, и от того де времени и доныне она Марфа имеется здрава, а никакой болезни и безпамятствия в ней не находится: а что ж де она Марфа одержима была болезнию и много кричала и сама себя била и падала на землю и на пол, и утроба ее вздымалась, могут засвидетельствовать отец ее духовный града Ярославля, Предтечевской, что в Толчкове, церкви поп Василей Васильев, да града Ростова, церкви святых бессребренников Козмы и Дамиана поп Максим Никифоров, у которого де по знаемству она Марфа, случаючись в Ростове, в доме бывала неоднократно. И в сем допросе она Марфа показала по самой сущей правде и христианской совести под опасением за неправильное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 



8. 

Града Ярославля, Толчковской слободы, приходу церкви святого Иоанна Предтечи посадского человека Ивана Степанова, сына Щеникова жена Марья Иванова дочь по самой сущей правде и христианской совести допрашивана и сказала. 

От роду ей Марье с двадцать с пять лет, а сколько подлинно не знает, рождение ее в городе же Ярославле в Тверицкой слободе, отец ее Иван Иванов и мать Марфа Васильева были ярославские посадские люди, которые оба в давних годех, что и она не помнит, померли. А в замужестве она за показанным Щениковым тому ныне от октября месяца имеется осмой год, болезнь де у ней Марьи от самого бракосочетания была внутренняя, такая, как бы что во утробе ее ворочилось и оттого приходила ей Марье превеликая и нестерпимая тоска, отчего она приходила в крайнее безпамятство и безумие и от нестерпения той превеликой тоски и внутренней под грудью болезни сама себя в безпамятстве она Марья била и кусала руки и волосы на голове своей драла, по коей нестерпимой болезни ее Марью, когда придет в такое безпамятство и станет бить и руки кусает и волосы драть, не можно было удержать никому, и в таком безпамятстве по улицам безстыдно в одной рубахе бегала, и для того иногда ее Марью, дома вязали и путали веревками, и хотя ей Марье от той болезни иногда случалось полегче на малое время: дни на три и на четыре, однако ж часто и едва не по вся дни оною внутренней болезнью, безмерным тоскованием и безпамятством была одержима, а особливо ежели в церковь когда к обедне придет, то пуще сделается ей во утробе под грудью превеликая тоска и как бы что в ней заворочается и в глазах будет обморок, а паче во время явления святых даров, отчего она Марья иногда сама, когда сможет, кое-как из церкви выходила, а иногда люди выведут; а кто ее в той болезни держивал или вязал и из церкви выводили, о том она за безпамятством не знает токмо оной внетренней болезнью и безпамятством одержима она была близ шести лет по прошлый 755-й год, а в этом году в летнее время, когда приходит из Ростова в Ярославль пресвятой Богородицы икона Тихвинская, тогда она Марья, быв немного от оной болезни в отраде, положила обещание, как та икона будет возвращаться в Ростов, то за оной иконой иттить молиться в Яковлевский монастырь ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и по тому своему обещанию за тою иконою с прочими людьми в Ростов и шла, а в путешествии оном ей Марье та ж болезнь приходила, в коей она ж тако ж, как и прежде показано, сама себя от тоски в безпамятстве била и охраняли ее бывшие за провождением той иконы знаемцы ее града ж Ярославля церкви св. архангела Михаила дьячек Федор Иванов, да жена его Матрена Максимова и пришед жила в Ростове Козьма-Демьянской церкви у попа Максима в доме в безпамятстве всего месяца с два и когда очувствуется, много покушалась иттить для моления о себе ко гробу преосвященного Димитрия, однако содержащая ее вышеявленная внутренняя болезнь и приключающаяся несносная тоска иттить ей Марье весьма препятствовала и крайне по ее намерениям не допускала, а как она Марья в Яковлевский монастырь через великую силу кое как, едва помнит, пришла и по наряду ее отпеваемы были по преосвященном Димитрии при гробе его белым попом Петром, что ныне иеромонах казначей Пимен, панихиды, то она в те пения тосковала весьма и билась паче прежнего, чего ради ее Марью прилучавшиеся в той церкви богомольцы держали за руки с великою силой, а кт именно, показать не упомнит, и была она Марья при гробе преосвященного Димитря три дни без ума как во время отправления священно-служения и панихид, також и промежу пением, а по прошествии оных трех дней стало ей Марье от болезни отраднее и стала быть в уме и как помолясь приложилась к мощам оного преосвященного Димитрия митрополита, то почувствовала себя быть в совершенном разуме и в здоровье, и то освобождение от болезни почувствовавши и молитвами преосвященного Димитрия в совершенный разум пришедши, возвратилась в дом свой здоровая, и ныне она Марья от того времени находится совсем здорова и в твердом своем прежнем разуме и бывшей наперед тоски ей Марье как во время пения в церкви, так и нигде уже не бывает; а что она Марья через толикое время была в вышепрописанной своей тяжкой болезни и в беспамятстве сама себя била и кусала и по улицам бегала и связывана была, о том сведомы отец ее духовный вышеупомянутый Предтечевской церкви поп Василей Васильев, да соседи ее того же Предтечевского приходу ярославцы посадские люди Иван Иванов сын Протасов, Косьма Иванов Штанников, которые о том и засвидетельствуют, а что у Козьмо-Демьянского попа два месяца в болезни ж жила, о том оный поп и что при гробе преосвященного Димитрия три дни безотлучно в болезни ж молилась и от тоски билась и людьми в церкви у гроба была держима и по молитве исцеление получила, о том может засвидетельствовать показанный иеромонах Пимен. И в сем допросе она Марья показала по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинна она надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 



Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 27. С. 214 — 218