Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Труды Святителя Димитрия

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского  (продолжение)

Угличского духовного правления подканцелярист Алексей Петров, сын Курохтанский по сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе сказал: 

От роду ему тридцать семь лет, в прошлом де 1754-м году октября 24-го числа он Курохтанский, быв в Ростове, по воле Божией заболел головною болезнию, от которой де в голове его была немалая ломота и превеликий жар, и из глаз его шел превеликий гной и очьми ничего не видел недели с две и в избе ходил ощупом, а из избы выходил с провожатым и во время де той болезни он Курохтанский ничем не пользовал, а положил только усердное свое обещание молиться, чтоб Господь Бог за молитвами угодника своего преосвященного Димитрия митрополита дал ему Курохтанскому от глазной его болезни освобождение и очам прозрение и быть в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре и при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита отслушать панихиду, почему в том же 754-м в ноябре месяце, а в коих именно числах не упомнит, он Курохтанский домашними своими в тот Яковлевский монастырь и вожден был по две времени к литургиям и после де литургии по наряду его Курохтанского того монастыря иеромонахи, а кто именно того за давним временем показать не упомнит же, по оном преосвященном Димитриии митрополите при гробе его отправили дважды панихиды, и после отправления панихид вскоре от той главной болезни стало ему быть полегче и в голове его ломота утихла, также жар утих и гной же итить перестал и были де глаза его весьма кровны, а потом через неделю времени за молитвами оного преосвященного Димитрия он Курохтанский от той главной болезни совершенно освободился; и очам стало быть прозрение, и от того времени и доныне он Курохтанский имеется здрав и глазами видит якоже и прежде, а что де он Курохтанский главною болезнию одержим был и глазами своими ничего не видел недели с две, могут засвидетельствовать ростовский его преосвященства экономической канцелярии Иван, да копеист Гаврило Петровы, дети Пчелины, у коих в доме он Курохтанский в той болезни находился, понеже они ему шурья де родные, да той же экономической канцелярии правящий управительскую должность канцелярист Иван Волков; братья его родные Ростовской духовной консистории подканцеляристы Федор да Николай Курохтанские. А в сем допросе он Курохтанский показал по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинен он надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 


Града Ярославля, приходу церкви Благовещения Пресвятой Богородицы ярославец посадский человек Яков Тихонов, по прозванью Богомолов, по самой сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе показал следующее: 

От роду ему Якову двадцатый год, женат он тоже града Ярославля Коровницкой кирпичной слободы у жителя Матвея Петрова, сына Беляева, на дочери его девице Татьяне Матвеевой назад тому четвертый год. А в прошлом де 1755-м году, в осеннее время, а в коем именно месяце и числе того за давним временем показать не упомнит, он Яков по воли Божии весьма заболел и одержим был разслабленною белезнью и руками и ногами ничего не владел, и как в руках, так и в ногах и во всем теле в костях его была немалая ломота и лежал в постеле недель с восемь и во время де той болезни ему Якову в нощное время во сне спящему явился старый человек, который ему Якову объявил: поезжай де ты в Ростов и помолись угоднику Божию преосвященному Димитрию митрополиту и он де о тебе упросит Господа Бога и от болезни своей получишь исцеление и будешь здрав и пробудившись де от сна ему Якову от болезни его стало быть мало посвободнее и в то ж самое время по избе своей он Яков прошел с нуждою, почему он Яков обещался съездить в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь и помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия и отправить по нем панихиду и достодолжное поклонение воздать и потому де обещанию своему за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита он Яков стал руками владеть и ногами ходить свободно, и как де он Яков от болезни своей совершенно освободился, то в прошлом 1756 году в феврале месяце, а в коем именно числе не упомнит, он Яков приезжал в Ростов в помянутый Зачатьевский Яковлевский монастырь и при гробе преосвященного Димитрия митрополита молился и отслушал по наряду его отправляемую того монастыря иеромонахом, а кем именно не упомнит, панихиду, благодаря Господа Бога, что он по обещанию своему за молитвами преосвященного Димитрия митрополита от показанной своей болезни получил совершенное освобождение, и от того времени и по ныне он Яков имеется здрав, в чем он ему в том Яковлевском монастыре в записной о чудесах тетради своеручно и подписался, а о том, что он Яков недель с восемь имелся в разслаблении, и руками и ногами ничего не владел, известен отец его духовный означенной Благовещенской церкви священник Сергий Дмитриев, а кроме его других никого он Яков иных в Ростове во свидетельство представить не имеет. В сем допросе он Яков показал сущую правду по христианской совести под опасением за неправильное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафовании. 


Ростовского уезда села Полянок, бывшего пономаря Гаврила Афанасьева сын Василий в допросе сущую правду сказал: 

От роду ему Василью ныне имеется семнадцать лет, и назад тому лет с пять он Василий будучи в граде Ростове в доме Ростовской духовной консистории у сторожа Матвея Федотова, сына Лисицына, от рождения своего тогда лет одиннадцати по воли Божией заболел и находился в той болезни недель с шесть, и лежал в постели и у правой де его ноги в колене была немалая ломота, от которой де болезни был он в безпамятствии, и от той де болезни во оной его правой ноге в колене жилы свело и затем ему ходить было никак не можно, и как он Василей от той болезни своей (кроме оной правой своей ноги) освободился, то он Василей для хождения себе под тое ногу сделал деревянницу, которую, подвязав к правому коленку на той деревяннице ходил, опираясь палкою едва не четыре года, т. е. 752 года от марта месяца по февраль прошлого 756 года, а в том феврале месяце он Василей для прошения и милостыни ходил в Ростовский Спасский что на песках монастырь, и между тем в разные места, заходил в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь для моления ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и во время отправления в том Яковлевском монастыре святые литоргии и после оные при оном преосвященного Димитрия гробе панихид он Василей молился, прося оного преосвященного Димитрия о том, чтоб скорченная ему Василью правая нога, коею он ходил на деревяннице, развелася. 

И по той его ко оному преосвященному Димитрию молитве оная его правая нога в колене стала помалу разводиться и сперва де он Василей стал ходить по избе без деревяннице о палке, а потом де как у него Василья оная нога через недельное время развелася, то он Василей стал же ходить и везде не только без деревянницы, но и без палки, и на тое правую ногу ступает действительно и никакой той ноге болезни уже не чувствует и имеется весь здоров. А что де он Василей в болезни находился в безпамятствии и лежал в постели недель с шесть, а после того правою ногою без мала с четыре года ходил на деревяннице явственно могут засвидетельствовать означенный сторож Матвей Лисицын, да отец его духовный града Ростова церкви святые живоначальные Троицы поп Петр Андреев, ростовской соборной церкви протодиакон Андрей Гаврилов, дому его преосвященства дьякон Петр Ильин, певчие Сергей Михайлов, Иван Матвеев, да того ж града Ростова церкви святого Николая чудотворца, что в Подозерьи, дьякон Иван Аввакумов, и прочим того града Ростова жителям как он на деревяннице ходил видимо было. А что де он Василей для моления в означенный Яковлевский монастырь ко гробу преосвященного Димитрия приходил и панихиды слушал и оттого ноге своей исцеление получил того монастыря из монашествующих кто сведомы ль, того он Василей показать не знает и в сем допросе он Василей показал по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинен он надлежащего по святым правилам по Ее Императорского Величества указам штрафования. 


Града Ростова, межевой команды копеист Илья Васильев, сын Андронов, в допросе сущую правду сказал: 

В прошлом де 1756 году июня с первых чисел он Андронов по воли Божией весьма занемог и был огневичной болезни в безпамятствии недели с две, и будучи в той болезни в крайнем своем безпамятствии он Андронов из дому своего многократно выдирался куда нибудь идти, отчего де удерживали его живущий с ним в одном доме дядя его по матери родной бывый ростовской его преосвященства экономической канцелярии пристав Алексей Михайлов, сын Ключарев, да приходившие в дом его временно дядя ж его родной ростовской соборной церкви звонарь Козьма Михайлов, сын Ключарев, с сыном своим родным Леонтьевичем и в одно де время он Андронов внезапно из дому своего в избное окошко днем ушел вон и на дворе де того ж града Ростова против церкви Петра и Павла его Андронова поймал помянутый брат его двоюродный Звонарев сын Леонтий Козмин, который де на случившейся тогда подводе его Андронова и свез в дом его, и в той де болезни его Андронова, чтоб он из дому своего не ушел наблюдали и предостерегали помянутые ж дядья его Алексей да Козьма Михайловы, дети Ключаревы, и по обещанию де оного дяди его Алексея Ключарева к преосвященному Димитрию митрополиту его Андронова больного в безпамятствии помянутый брат его двоюродный Леонтией Козмин сын Ключарев отвез в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь за раннюю литоргию, а после де литоргии по наряду оного Леонтия Ключарева у гроба преосвященного Димитрия была отправлена панихида, и после ж той панихиды отправления он Андронов мало пришел в чувствие и в память и от болезни несколько поосвободился и того ж июня 20 дня он Андронов по обещанию его означенным же Леонтием Козминым вожен был в помянутый же Зачатьевский Яковлевский монастырь к ранней литоргии, а по литоргии по наряду его ж Леонтия Козьмина при гробе преосвященного Димитрия митрополита слушал вторично панихиду, а потом он Андронов вскоре от болезни получил совершенное исцеление и ныне он Андронов находится здрав по прежнему, чего ради он Андронов о том, что он быв у гроба преосвященного Димитрия митрополита дважды слушав панихиды получил исцеление в том монастыре в записной тетради своеручно и подписался. А что де он Андронов в показанной огневичной болезни в безпамятствии находился недели с две и от болезни своей исцеление получил подлинно о том сведомы и совершенно засвидетельствовать могут отец его духовный града Ростова церкви Петра и Павла поп Василей Алексеев, дьячек Петр Васильев, да означенные дядья его Алексей и Козьма Ключаревы да сын его Козьмин Леонтей, в чем он Андронов на них во свидетельство и шлется. А как де он Андронов будучи в болезни при гробе преосвященного Димитрия митрополита панихиды слушал в то время из духовных персон кто именно были и что он Андронов в той болезни находился и после панихид отправления от той болезни свободился сведомль, того он Андронов показать не знает и в сем допросе он Андронов показал по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно показал и за то повинен он надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 


Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 28. С. 222 — 225 

Источник