Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского (продолжение)

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского  (продолжение)

Града Ростова, церкви святых апостол Петра и Павла поп Василей Алексеев против показательства приходу его межевой команды копеиста Ильи Васильева, сына Андронова, в допросе по священству по самой сущей правде и христианской совести между прочим сказал: 

Он де поп Василей оному копеисту Илье Андронову в болезни его о том, чтоб он обещался преосвященном Димитрию митрополиту помолиться внушал и напоминал по такому случаю, что он поп сам по воли Божии в 754 году июля с 22 числа заболел головою, в коей имелась ломота и шея вся опухла и была в горле его немалая болезнь, так что ему попу ничего поесть и от жажды выпить и проглотнуть было никак не можно и в той де горляной болезни он поп ни пил ни ел дней с двенадцать, то есть августа по 3-е число того ж 754 года и в таком случае он поп будучи уже в совершенной к смерти болезни его духовным того ж града Ростова церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба попом Федором Ивановым был исповедан и святых Христовых таин причащен и елеем освящен по чиноположению и от оной де горляной болезни ему попу и говорить было никак не можно, а того ж де августа 2-го числа перед вечером, как он поп услышал в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре благовест к вечерне, в то время он поп в разсуждении таком, что для моления ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и отправления по нем панихид приезжают из дальних стран люди, а он поп живучи в Ростове и мощам его преосвященства никогда не прикладывался едва возмог проговорить попадье своей Марфе Алексеевой, чтоб она шла во оный Яковлевский монастырь к вечерне и после вечерни заставила отправить при гробе преосвященного Димитрия митрополита панихиду. И как де она жена его во оный монастырь пошла в то вечернее время, он поп заснул и пробудившись от сна как в голове ломоты, так и в горле своем болезни не почувствовал, и как де оная жена его в дом свой обратно пришла, тогда он поп тое жену свою, что она в тот Яковлевский монастырь ходила по преосвященном Димитрии митрополите панихиду слушала ль спросил свободно, понеже гортанная его болезнь минулась, на что она ему попу сказала, что она в тот монастырь ходила и у вечерни была и у гроба преосвященного Димитрия молилась и панихиду слушала и в тот де вечер стола ему попу от болезни свободнее и вставши с постели по избе своей походил, а на утро, то есть 3-го числа августа он поп сам собою по обещанию своему о палочке ходил в помянутый Яковлевский монастырь и помолился и приложился к мощам преосвященного Димитрия митрополита и отслушав в том монастыре святую литоргию паки пришел в дом свой один и стал быть здрав и по совершенном здравии он поп в 6 число того ж августа, то есть в праздник Преображения Господня в помянутой Петропавловской церкви служил святую литоргию сам собою со всякою исправностью, а что де он поп Василей в помянутой болезни с двенадцать дней находился, могут засвидетельствовать помянутый отец его духовный Борисоглебский поп Феодор, да Ростовской соборной церкви ключарь поп Иван Дмитриев, который и при елеосвящении его попа по чину в действии был, да того ж Петровского приходу прихожане кузнец Яков Нестеров, посадский человек Матвей Шалков, а Яковлевского де монастыря из монашествующих о том, что он поп был болен и по обещанию своемй к преосвященному Димитрию получил исцеление, кто известный ль , того он поп показать не знает. И в сем допросе он поп Василей показал по священству по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинен он поп надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 

Града Ярославля Алексея Иванова , сына Затрапезного фабрики работник его Козма Иванов Добротин по сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе сказал следующее: 

От роду ему Козме лет с пятьдесят, сыну де его Андреяну ныне имеется от рождения пятнадцать лет, а в прошлом де 1756 году июня 26 числа, то есть в среду днем, когда он Добротин имелся быть в граде Ярославде за нуждою своею, в тое его с означенной фабрики во оный град отлучность оный сын его Андреян будучи на помянутой фабрике в канифасной светлице с прочими работными людьми за станом ткавши каламенок стал тосковать и сам себя драл и кусал, ломался и кричал, а отчего ему так случилось, того он Козьма не знает и из той де канифасной светлицы оного сына его Андреяна в безпамятствии в дом его привезли работные люди тоя ж фабрики люди человек с шесть, а кто именно не знает на лошади и от того де времени оный сын его Андреян в доме своем одержим был показанною болезнию, тосковал, бился, ломался и кричал день и ночь три недели и потому де он Козма признает, что оному сыну его Андреяну такая немалая болезнь приключилась быть от нечистого духа, и водя он Козма того сына своего повседневно и безвременно зело страждуща, положил усердное свое обещание с показанным сыном своим больным Андреяном ехать в Ростов в Зачатьевский Яковлевский монастырь и помолиться при гробе преосвященного Димитрия митрополита и просить его святых молитв о исцелении оного сына его от такой тяжкой болезни и после того обещания как он Козьма со оным сыном своим в Ростов ехать вознамерился, то против 17 числа июля 756 года на утренней зоре оной сын его Андреян от сна своего пробудившись ему Козьме сказал, что де ему Андреяну во сне виделось так, как и на яве ему было, бился и ломался и от того он зело ужаснулся и в том де ужасе вид вшедшего к нему в архиерейском облачении преосвященного Димитрия митрополита благословляющего его обема руками и глаголюща: не бойся отселе де страдать не будешь и в то время как он от сна пробудился оному сыну его от болезни стало быть легчае и как де оный сын его нму Козьме о том зело возрадовался и Бога благодарив по обещанию своему со оным сыном своим того 17-го числа июля по утру поехал в Ростов и приехав он Козьма со оным сыном своим Андреяном в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита молились и слушали всенощную, а поутру раннюю и позднюю литоргии и по наряду его Козьмы того монастыря иеромонах, а как его зовут не знает, отправил по оном преосвященном Димитрии митрополите панихиду, которую отслушавши как он Козьма так и оный сын его и мощам преосвященного Димитрия приложился, и после того оный сын его Андреян стал быть совершенно здоров якоже и первее в чем он Козьма в том Яковлевском монастыре в записной тетради в достоверное свидетельство своеручно и подписался и от того времени оному сыну его никакой болезни не имеется и что де оный сын его Андреян вышепоказанною тяжкою болезнию одержим был, известен приходской и отец его духовный имеющийся при означенной фабрике Петропавловской церкви поп Аникита Иванов, который де июня 29-го числа во время литоргии в пение Святый Боже оного сына его Андреяна в той церкви вышепоказанною болезнию страждущего при многонародном той фабрики служителей собрании выслал вон, коего сына его из той церкви вытащили человек с пять, а кто именно того он Козьма показать не упомнит. И в сем допросе он Козьма показал по самой сущей правде и христианской совести, под опасением надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 

Ростовского уезда, синодальной Карашской волости, погосту Никольского, что на бору, церкви святого Николая чудотворца, дьячка Алексея Авксентьева, жена Авфросинья Алексеева по самой сущей и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала следующее. 

От роду ей Евфросинии двадцать два года, родом она Переславского уезду, Залесского низского стану, села Филиповского, церкви святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, попа Алексея Ильина дочь, в замужестве де она Евфросиния за помянутым дьячком Алексеем Авксентьевым имеется с год времени и жительство де имеет она с свекром своим того ж погосту Никольского, что на бору, попом Авксентьем Никифоровым в одном доме; а в прошлом 1756 году, в летнее время, майя в последних числах она Евфросиния по воли Божией занемогла и одержима была тяжкою болезнию, а паче болела ногами, так что и с постели одной ей встать было никак невозможно, и в той де болезни находилась она недель с десять близ смерти, и того же де Никольского, что на бору, погосту закащиком попом Феодором Ильиным она Евфросиния исповедана и святых Христовых таин причащена и по чиноположению елеем освящена и в той же де болезни она Евфросиния услышавши, что в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита приезжающие для моления болящие по обещанию своему получают исцеления, возымела обещание свое помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия и отслушать по нем панихиду, дабы ей Господь Бог за молитвами его преосвященства от болезни даровал исцеление, и как де она только оное обещание свое возымела, то в то время ей Евфросинии от болезни стало быть мало посвободнее, и по тому де ее обещанию в том же 756 году в августе месяце, прежде праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в коем именно числе не упомнит, помянутый свекор ее поп Авксентий привозил ее в означенный Яковлевский монастырь, и привезли де в тот монастырь в церковь Божию ко гробу оного преосвященного Димитрия; ввел ее оный же свекор ее поп Авксентий под руки, понеже де ей Евфросинии за ножной ее болезнию самой о себе в церковь взойтить было никак невозможно, и в том де монастыре в церкви Божии будучи при гробе оного преосвященного Димитрия, она Евфросиния отслушала святую литоргию, а после оной по наряду по оном преосвященном Димитрии панихиду, при чем де поддерживал ее под руку означенный свекор ее поп Авксентий, и после же де панихиды она Евфросиния к мощам оного преосвященного Димитрия приложилась и в то время она Евфросиния за молитвами его преосвященства от болезни своей получила совершенное исцеление и стала быть здорова и из церкви де вышла она сама о себе уже без поддерживания и со оным свекром своим приехала в дом свой и от того времени и поныне она Евфросиния имеется совсем здорова и ходит о себе, а в ногах никакой болезни не имеет, а что де она Евфросиния тяжкою болезнию была одержима и ногами болела, как выше сего явствует, недель с десять, могут засвидетельствовать означенный отец ее духовный закащик поп Феодор, да того ж Никольского погосту дьякон Калина Яковлев, дьячек Митрофан Степанов, пономарь Стефан Григорьев да помянутый свекор ее поп Авксентий, который ее Евфросинию больную в предъявленной Яковлевский монастырь для моления при гробе преосвященного Димитрия привозил, при коем де она после панихиды и по приложении к мощам оного преосвященного Димитрия от болезни своей исцеление получила и из церкви уже вышла сама о себе, а тое де панихиду отправлял иеромонах, а как его зовут не знает, и что де она Евфросиния тогда от болезни своей исцеление получила того монастыря из монашествующих кто знает ли, того она не знает, а она де Евфросиния кроме свекра своего другим никому о том исцелении тогда не объявила простотою своею. И в сем допросе она Евфросиния показала по самой сущей правде и христианской совести под опасением за ложное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования. 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 33. С. 264 — 265

Источник