Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Труды Святителя Димитрия

Три чуда из официальных свидетельств

Чудеса от мощей святителя Димитрия


 1757-го г. генваря 20-го дня в Ростовском архиерейском доме Ярославской соборной церкви диакон Терентий Иванов явился и по самой сущей правде и христианской совести объявил нижеследующее. 
В прошлом 1756 г. июля с первых чисел обдержим был он диакон весьма тяжкою смертоносною горячкой три недели, отчего весь был расслаблен и в жизни своей крайне отчаян и умом своим был поврежден, и в той болезни, когда приходил он диакон в чувство, то призывал в помощь преосвященного Димитрия митрополита Ростовского многократно, дабы молитвами его даровал ему Господь Бог исцеление, и по прошествии трех недель в том же июле месяце, а в коем числе не упомнит, например часу в другом дни, ему диакону, в той еще болезни находящемуся, оный преосвященный Димитрий явился в сонном видении таким образом, что оный преосвященный Димитрий пришед ко одру его диакона в архиерейской одежде в мантии, в омофоре и в шапке и взяв его диакона за руку с постели поднял и в самое скорое в том же сонном видении время очутился он диакон при оном преосвященном Димитрии в Ростовском Яковлевском монастыре в церкви у гроба его, у коего видим был стоящий монах, которому оный преосвященный Димитрий, указав на него диакона, проглаголал тако: «повели приложиться» и вдруг стал быть оный преосвященный Димитрий митрополит невидим; и как оной монах гроб оного преосвященного Димитрия открыл и покровы или пелены с мощей поднял, то он диакон в том гробе оного преосвященного Димитрия митрополита увидел точно такого, каков ему диакону при одре его явился и его диакона поднял и стал быть он диакон весьма радостен и по поклонении к мощам его приложился а по приложении к мощам он диакон вдруг от сна возбужден и стал быть в совершенном разуме и от болезни своей почувствовал немалое облегчение и имевшаяся в нем горячка в тож время утихла, точию от бывшей через три недели тяжкой болезни и слабости ходить еще не мог, и в тож время он диакон положил обещание ехать в Ростов и молиться у гроба преосвященного Димитрия, а потом через неделю он диакон пришел в совершенное здравие и стал по избе в доме своем ходить и тогож 756 г. августа в последних числах он диакон в Ростов ездил и у гроба преосвященного Димитрия по обещанию своему молился и отправляема была по наряду его диакона ныне имеющимся в том монастыре казначеем иеромонахом Пименом, который в то время находился во оном же монастыре рядовым, панихида. А что он диакон в помянутой тяжкой болезни три недели находился и в жизни своей крайне был отчаян, о том сведомы и засвидетельствовать могут Ярославской соборной церкви ключарь иерей Иоанн Емельянов, да духовник его диакона града Ярославля церкви пресвятой Богородицы Толгской поп Федор, бывый при церкви Николая чудотворца, что надеин, поп Александр, находящийся в Ярославской провинциальной канцелярии при делах коллежский регистратор Яков Попов, той же канцелярии копеист Александр Козин, из коих духовником своим он диакон в той болезни был исповедован и святых таин сподоблен, и Надеинским попом с прочими елеем освящен, а регистратором Поповым и копеистом Козиным он диакон в той же болезни был посещаем. Что же он диакон от преосвященного Димитрия в помянутом сонном видении получил исцеление, о том он диакон по выздоровлении, а какое именно время не упомнит, сказывал показанному ключарю иерею Иоанну, а будучи в Яковлевском монастыре при отправлении панихиды о том же объявил показанному казначею иеромонаху Пимену, да того ж монастыря иеродиакону Самуилу. И вышеписанное все он диакон показал самую сущую правду и истину по христианской совести, а ежели что ложно за то повинен неотменного по силе святых правил и Ее Императорского Величества указов штрафа и истязания. 

1757-го года генваря 21-го дня в бытность святейшего правительствующего Синода члена преосвященного Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и преосвященного Сильвестра митрополита Суздальского и Юрьевского и ставропигиального Симонова монастыря архимандрита Гавриила в Ростовском Яковлевском монастыре в церкви, Воронежской губернии государственных Починковских поташных заводов (кои состояли в ведомстве комерц коллегии) за секретаря коллежского регистратора Якова Прокофьева, сына Малинкова жена Пелагея, Петрова дочь прилучившаяся при том во оной церкви, их преосвященствам и архимандриту объявила по самой сущей правде и христианской совести следующее. 


Назад тому ныне четвертый год в летнее время в бытность ее Пелагеи в означенной Починсковской волости при муже ее по рождении ею Пелагеею младенца, заболела она головой, в которой был великий шум и глазами она хотя видела, однако не весьма свободно, а потом через три недели левую ее ногу в вихлеце, також и в колене свело и от того она Пелагея не точию ходить, но и сидеть отнюдь не могла, но лежала в постели, и с постели сносить ее было не можно, и хотя в той ее болезни пользовалась она Пелагея медикаментами от лекарей, однако никакой пользы себе не получила. А в прошлом 1756 году пред сырной неделей у мужа ее Пелагеи в доме была ростовская помещица полковника Ильи Иванова сына Огарева жена Марфа Петрова дочь и объявила ей Пелагее, что от мощей преосвященного Димитрия митрополита Ростовского получают многие исцеления и советовала ей, чтоб и она Пелагея обещалась оному преосвященному Димитрию помолиться приехать в Ростов, почему она Пелагея положила намерение, чтоб ей ехать в Ростов и молиться у гроба преосвященного Димитрия, дабы Господь Бог даровал ей от болезни облегчение, и от того времени как она обещалась в Ростов ехать почувствовала она Пелагея в помянутой левой ноге несколько облегчения и с постели сносить ее стало возможно, точию оная ее нога нимало тогда еще не развелась и как по тому обещанию своему она Пелагея в нынешнем 757 г. генваря 5 числа из показанной Починковской волости (которая от Ростова находится на разстоянии пяти сот верст) в Ростов поехала, то и тогда оная нога ее еще не развелась же, однако ж от того часу в час облегчение она Пелагея чувствовала, как же сего генваря 17 дня в Ростов она приехала и при гробе преосвященного Димитрия митрополита Ростовского как во оное 17, так и 18 и в 19 числа по наряду ее Пелагеи отправляемы были панихиды и она Пелагея при отправлении тех панихид, також и за литургиями и за прочими пениями и между оными у гроба преосвященного Димитрия молилась, то сего ж генваря 20 дня в ночи противу сего 21 числа генваря (как она почувствовала) означенная левая нога ее развелась, и ныне она Пелагея до земли тою ногою достает, перстами точию ступить оною ногою еще не осмелится (ибо наперед сего в болезни как она намеревалась ту ногу поправить приключилась ей великая болезнь), а болезни уже ныне в той ноге никаковой молитвами преосвященного Димитрия митрополита она Пелагея не чувствует. Да у нее ж Пелагеиимеется сын, которому ныне от роду осьмой год, который сынее прошлого 1755 года декабря от 6 числа от испужания на улице собакою занемог ногами и то ноги его пухли недели с три, а по прошествии трех недель оный сын ее как руками, так и ногами не владел недели с три ж, по прошествии ж от 6 числа декабря шести недель хотя ему от болезни облегчение и было, однако с того времени оный сын ее Федор ногами не ходил и ходить никак не мог, но всегда носили его поныне на досках, а как она Пелагея ныне в Ростов (как выше значится) сего генваря 17 дня приехала и с собой оного сына своего Феодора привезла (коего при сем и объявляет) и у гроба преосвященного Димитрия молилась, то на другой день приезда ее в Ростов, то есть сего ж генваря 18 дня после ранней литоргии в показанном Яковлевском монастыре в церкви как она Пелагея и оный сын ее Федор к мощам преосвященного Димитрия приложились в самое то время от гробу оного преосвященного Димитрия митрополита оный сын ее Федор пошел сам о себе и ныне ходит. А что у нее Пелагеи левая нога была сведена и она Пелагея с постели вставать не могла и что показанный сын ее Федор ногами не ходил о том засвидетельствовать может помянутая госпожа полковница Огарева. Что же она Пелагея и сын ее Федор получили от гроба преосвященного Димитрия молитвами его исцеление, о том Яковлевского монастыря из монашествующих кто сведом ль она Пелагея не знает, ибо она о том никому не объявляла и вышеписанное все она Пелагея показала самую сущую правду по христианской совести под страхом за ложь надлежащего по указам штрафа. 

1757 года генваря 21 дня в Ростовском архиерейском доме Ярославская помещица лейб-гвардии поручика князь Ивана Алексиева сына Шаидякова жена княгиня Екатерина Юрьевна дочь Бахметева явилась собою и по самой сущей правде и по христианской должности объявила следующее. 


Прошлого 1754 года в летнее время приключилась ей Екатерине болезнь разслабленная: всем корпусом была она больна и не только ходить, но и сидеть она не могла и ногами и руками не владела два года и будучи в той болезни положила намерение молиться при гробе преосвященного Димитрия и по тому намерению для моления в прошлом 1756 году марта 18 дня привезена была она в Ростовский Яковлевский монастырь, где имеются мощи преосвященного Димитря митрополита и в имеющуюся в том монастыре церковь ко гробу преосвященного Димитрия за крайнею ее болезнию введена была людьми ее для того что она сама собою ни по какой мере ходить не могла и в том Яковлевском монастыре противу оного 18 числа марта отправляемо было по наряду ее всенощное бдение и потом при гробе преосвященного Димитрия по оном преосвященном Димитрии отправлена ж по наряду ее панихида; в самое то время молитвами преосвященного Димитрия она княгиня получила себе исцеление и почувствовала в себе противу прежнего не малую крепость и стала ходить по церкви тогда ж сама собой и от того времение даже до и поныне ходит сама собой, в чем при сем своеручно и подписуется.

Источник