Во время богослужений на просительной ектенье не раз звучат такие слова: "Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове просим"...

Заболел ее муж, с которым она прожила вместе более 50 лет, резко слёг, ослаб. Пригласила она меня к себе домой, как доктора, оценить состояние супруга.
Приехав к ней, я вошла в большую, светлую, чистую комнату: на стенах и в красном углу располагались иконы, перед которыми теплилась лампадка. На кровати я увидела очень милого старенького дедушку с седыми волосами и бородкой. Он был в сознании, понимал всё, что происходит вокруг и тихонько кивнул, приветствуя меня. Так мы познакомились.
Было ему уже за 90 лет.
Супруг Татьяны не был глубоко воцерковлённым человеком, к вере пришёл поздно, лет за пять до своей кончины, видимо, по молитвам своей верующей жены.
Проведя осмотр, послушав лёгкие и сердце, я поняла, что дедушка уже готовится к исходу: сердце еле-еле билось и казалось, что он уже на волосок от смерти.
Уходя, уже в прихожей, я поделилась своими опасениями с Татьяной. Она внимательно меня выслушала и совершено спокойно, без бурных эмоций, сказала, что она всё понимает и внутренне даже частично готова к этому. И теперь ее главная задача - подготовить мужа к достойной христианской кончине.
О вызове скорой помощи и госпитализации не могло быть и речи, т.к. Татьяна не хотела, что бы ее муж умирал один, в больничных палатах, никому не нужный, хотела быть вместе с ним до последнего.
Обо всём происходящем мы сообщили знакомому священнику и договорились о дне, когда он приедет напутствовать умирающего. Татьяна непрестанно молилась, чтобы священник успел приехать до кончины мужа. И Господь управил всё наилучшим образом. Батюшка в назначенный день причастил и соборовал умирающего.
А дальше Татьяна ежедневно соборным маслом крестообразно смазывала супругу больные места: лоб, грудь. Так он прожил еще несколько дней.
Удивительно то, что в день, когда закончилось соборное масло, дедушка мирно предал свою душу Господу. И рядом была та единственная, любящая и заботливая жена, которая до последнего исполняла свой христианский и супружеский долг.
Не ошибусь, если предположу, что многие из нас - и воцерковлённые, и не очень - желали бы в последние дни своей земной жизни находиться в спокойной домашней обстановке и быть окружёнными любовью и заботой родных людей, искренне примирившись с ними и с Богом.
Раба Божия Е.
Имя героини рассказа изменено