Жизнь прихода

 

  

Послушание Богу
     
    

 Священник Андрей Строгов
     У меня, с одной стороны, было благословение, а с другой - желание потрудиться в храме. Хотелось своими силами поработать Господу.
     Церковное послушание - это больше, чем работа. И другую работу надо выполнять ответственно, а церковное послушание - еще ответственней, с молитвой… И сама атмосфера в храме не такая, как на обычном производстве. Если же случаются искушения, то и они глубже, чем где-либо еще. Если так можно сказать, пробирает до самых корней души; в том числе и искушения от ближних, так как здесь мы более близки друг другу и духовно, и душевно, чем в миру…
     
     Ирина Голубцова, бывшая казначея
     Однажды я поняла, что без храма не могу. Здесь все по-другому… Раньше, когда училась в техникуме, я приходила выполнять какие-либо вспомогательные послушания. Меня внутренне тянуло сюда, в сердце было какое-то горение, и мне здесь очень нравилось.
     Опять же, здесь все по-другому. Какие бы мы ни были, получается ли у нас или не получается, но все же мы стараемся оценивать все духовно. Конечно, можем поворчать, когда искушения, но у нас нет обиды.
     Церковное послушание - это сейчас смысл моей жизни, чтобы унаследовать спасение.
     
     Владимир Кутеко, иконописец
     Дело свое я люблю. Нравится оно мне. Трудиться при церкви меня побудил наш батюшка отец Димитрий, за что я ему очень благодарен. Здесь все как надо: храм, приход, маленькое такое мироздание, в котором все правильно, все расставлено по своим местам. А если что-то неправильно, начинаешь переживать за это. Человек в храме должен работать по совести.
     
     Марфа Сурайкина, повар, ранее помощник старосты
     Если я работаю, то не так просто - душу вкладываю, чтобы все по порядку было, чтобы цветы хорошо росли, стараюсь, чтобы люди, как говорится, по углам не ходили, а что-то делали, чтобы болели за дело.
     Просишь святителя Димитрия, чтобы помог. Помогает. Посылает людей Господь на помощь. Приходят, спрашивают: "Чем вам помочь?" И я в храм не просто так пришла, душу пришла Господу отдать.
     
     Андрей Колбут, кузнец
     Настоятель храма, в частности отец Димитрий, отвечает за все: что происходит в душах прихожан, и что в приходе (на территории и т.д.). Все мы здесь и не случайно, а по его какому-то замыслу. И все мы, в общем-то, должны находиться в послушании отцу Димитрию, во всех видах этого послушания. Конечно, существуют недостатки какие-то, проблемы. Но сама атмосфера храма такова, что все это каким-то чудесным образом потихонечку выправляется.
     Здесь люди, по преимуществу, верующие. Воля батюшки доходит до каждого работающего. Поэтому здесь, в первую очередь, отношения между людьми духовные, ну и конечно, рациональные, человеческие.
     Как я стал наблюдать в последние годы, у трудящихся при храме людей существует некая двойная нагрузка: т.е., находясь в христианских отношениях с ближними, мы должны тратить свои силы духовные, душевные, телесные на то, чтобы находиться со всеми в мире; но и непосредственно сама работа - физическая, умственная (профессиональная)…
     
     Тамара Бабак, трапезничая
     Меня побудило работать при церкви стремление ко спасению, а также желание привлечь к церкви сына, чтобы он был при деле, а не слонялся по улицам. Сейчас я работаю еще в одном месте. Интересно, что сюда я иду с радостью, а туда иду так, словно меня подталкивают, подгоняют. Душа сюда тянется. Конечно, не все у нас в приходе так, как должно быть. Хотелось бы, чтоб отношения были семейные, близкие. Что же делать, все мы из мира приходим со своими болячками, недостатками. К сожалению, сюда все это и несем.
     
     Александр Корзинов, пономарь, помощник старосты
     Здесь я стараюсь следовать одному завету, - может, это и есть исполнение послушания, стараюсь научиться Православию, получить знание веры, впитать в себя православный дух, воцерковиться и стать православным человеком, чтобы иметь надежду на спасение. А все остальное - частности.
     Послушания в храме очень сильно отличаются от работы в миру. Во-первых, ограниченностью своей свободы. Даже если ты занимаешь какую-то начальственную должность, все равно ограничивается твоя свобода, так как начальник здесь один - настоятель, а все остальные у него в подчинении. Ограничение себя есть и в отношениях с подчиненными. Надо советоваться, а не только распоряжаться. Во-вторых, ограничение в зарплате. Здесь люди работают не за деньги, а для того, чтобы скопить себе на Небесах какое-то богатство. Иногда это тяжело.
     Слава Богу, что у нас, в нашем приходе, многое решается по любви, то есть не по приказу, не по принуждению, а по любви. Может быть, на этом все держится.
     
     Федор Арбузов, рабочий
     Работал на дачах, работы дома (в Белоруссии) не было: завод развалился. Через брата позвали сюда. Потом прилепился.
     Тут работаешь спокойно. Есть, видно, благодать какая-то, чувствуешь душой. Что-то необъяснимое. Трудностей особых-то нет: работай - не ленись, проси у Бога работы.
     На заводе я был наладчиком, а здесь пришлось работать физически, и это было для меня трудностью. Только здесь их и испытал, а потом втянулся.
     Сегодня вот пошел в храм, постоял на службе, потом поработал: вот взялся бревна немножко почистить, уже не окаривать, а просто почистить поверхностно. Приятно работать… Какая-то благодать есть.
     
     Георгий Виноградов, плотник
     К сожалению, люди привыкают к послушанию, начинают лениться, ждут, пока кто-нибудь выполнит за них работу. Получается, что на производстве, где-то вне храма люди к своим обязанностям относятся ответственнее, чем здесь.
     
     Татьяна Золина, певчая
     Я прибежала, помню, к батюшке и сказала: "Возьмите меня на работу!"
     Что касается послушания, человек должен знать, что послушание - это его отношение к делу. Если посмотреть на производство, то и там должно быть такое же отношение. Другое дело, что церковное послушание отличается от производственного тем, что изначально оно может быть как бы не по душе. Для человека это гораздо полезнее, потому что, выполняя послушание и не привыкая к нему, а как бы неся его (может быть, тяжело неся), человек приучает себя к смирению. И это очень важно. А вообще, как ребенок слушает своих родителей, так и человек должен нести свое послушание.
     Если на производстве человек может быть расслаблен, может вести себя так, как ему нравится, не учитывая положения ближнего, его самочувствия, то в церковной жизни эти отношения совершенно другие. Человек должен ко всему относиться с пониманием. И это вменяется ему в добродетель, если человек понимает, сочувствует ближнему, может его утешить.
     Послушание нести трудно, уметь не думать о себе трудно. Но если церковные отношения между людьми пронизаны молитвой, молитвой сердечной, тогда все получается правильно, как должно быть.
     
     Петр Якимов, водитель
     Здесь я работаю плотником. Участвую в восстановлении храма, прихожу молиться. Еще в четырнадцать лет я прилепился к этому храму, мне здесь нравилось. Обстановка была близкая моему духовному состоянию. Тогда я и отчета себе не отдавал, зачем я здесь нахожусь.
     Вне церкви человек работает, как правило, для себя. Здесь же мы трудимся для восстановления храма и его окружающей территории, для благоукрашения его. В храме благодатная обстановка. Труд не в тягость. Есть, конечно, и искушения, т.к. это место святое. А чем ближе к Богу, тем больше искушения.
     Я, вообще, воспринимаю храм не как строение с куполом, с крестом, колокольней, дом, в котором воскресная школа учится, а как место, где служат Богу. И чем ближе к этому месту, тем сложнее духовно, хотя поддерживает благодать. И еще, я думаю, что если Господь мне дал умение и талант что-то делать и у меня есть возможность это применить для восстановления или украшения храма, я считаю - это просто моя обязанность.
     
     Надежда Михеева, распространитель духовной литературы
     Мне хотелось работать в таком месте, с такими людьми - православными, родными по духу… Получилось так, что освободилось место продавца в нашем приходе, и я, по некотором размышлении, решила работать здесь. Здесь люди лучше понимают друг друга, лучше относятся друг ко другу, стараются не обидеть, помочь, войти в положение. В миру не всегда такое бывает.
     Церковное послушание для меня - это угождение Господу на поставленном месте.
     
     Александр Анкудович, певчий
     Когда я крестился, Батюшка сказал краткую проповедь, которая запала мне в душу. Захотелось придти в храм еще. Я стал посещать практически все службы. Стоял позади клироса, за киотом. И несмотря на строгие взгляды регентов, подпевал. Я выразил свое желание петь в церковном хоре Дмитрию Петруку (у меня же музыкальное образование), а он - Батюшке. Так я оказался на клиросе - это и есть мое послушание.
     Потом я решил помочь храму: профессий у меня несколько. Было желание в храме работать. Когда я был прихожанином, мне казалось, что здесь рай на земле. Теперь это мнение немного изменилось, но все равно… Здесь я получаю от работы удовольствие. Мне нравятся люди - глубоко симпатичные. Даже если возникают какие-то разногласия, в основном, они решаются по любви. Я много где работал, там гораздо сложней и тяжелей отношения. Здесь как-то легко.
     Батюшка правильно говорит: чем ближе к алтарю, тем больше искушений. Это чувствуется. В основном, искушения духовные. Но еще… Если от тебя здесь что-то зависит (в миру на это можно закрыть глаза), а здесь как бы ты их ни закрыл, ты все равно понимаешь, что если этого не сделать, то не сделает никто. Понимая эту ответственность, всегда заставляешь себя выполнять ту работу, то послушание, которое требуется, с максимальной отдачей.
     
     Ирина Анкудович, повар
     Труд при храме – дело ответственное. И в миру есть трудности общения между людьми, а нам тем более необходимо их преодолевать, учиться ладить друг с другом, находить подход к каждому.
     
     Юлия Брагинец (Лобанова), бывший библиотекарь
     Мы должны слушаться Бога прежде всего, батюшку отца Димитрия, исполнять заповеди. Поскольку это тяжеловато, нужно упование на помощь Божию, что Господь не оставит.
     Послушание имеет в жизни человека очень большое значение. Послушание - это то качество, которое человек должен сам в себе воспитывать, конечно, с Божией помощью, но должен сам взращивать.
     В храме отношения строятся немножко по-другому, чем везде. Здесь люди церковные, и отношения между людьми христианские.
     У меня послушание библиотекаря. Если в миру в библиотеке есть книги различных направлений и многие из этих направлений библиотекаря не волнуют, то в церковной библиотеке книги духовные, они интересны и мне. Можно обсудить с читателями, поделиться впечатлениями.
     Послушание - одна из первых ступеней в духовной жизни, без него можно впасть в прелесть. Имея послушание, легче смириться. Это одна из самых важных добродетелей, которые должны быть у православного церковного человека. И напротив, в идеале у человека не должно быть своей воли: воля у нас человеческая, часто исходит от лукавого.
     Бывает еще и псевдопослушание. Это когда человек спрашивает, но не делает, или только делает вид, что исполняет послушание, или спрашивает и делает, но не согласен в душе, не смиряется.