Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского
Жития святых
Февраль
Второй день
2 февраля (15 февраля)
Сказание о Сретении Господнем
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа и по исполнении дней законного очищения Пречистая и Преблогословенная Дева Матерь вместе со святым Иосифом Обрученником пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения Закона Моисеева. По сему Закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься — чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву — и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою[1]. Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него крайняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее[2]. По окончании дней очищения своего она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех[3]. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей — одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, — и очистит ее священник, и она будет чиста»[4]. А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в Законе так говорится: «Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна»[5]. И в другой раз: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих»[6]. Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая египетских первенцев, пощадил израильских[7]. Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу как должную дань, установленную Законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась «выкупным серебром», и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея[8]. Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей[9].
Исполняя сей Закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нея, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Нея, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своея и Солнце Правды — Христос. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить Закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, — и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами[10], Она взяла немного и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по Закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. «Вознесоста, — говорит Евангелист Лука, — (родители младенца Иисуса) во Иерусалим, поставити Его пред Господем[11]; т. е. возвратить Божие Богу, ибо в Законе Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу[12]. Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:
— Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил[13], и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.
Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал Закон, установленною ценою, — пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражией[14].
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного Законом обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с пришествием Мессии. Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешел от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание народов, Христос Господь[15]. Точно также окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии[16]. Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ея руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святаго Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошел и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь:
— Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром.
— Не имел я, — как бы так говорил он, — мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил мир и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестию к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе — Избавителе своем. Отпусти меня, раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин — Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: «дах в Сионе спасение Израилю в прославление»[17].
Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к «Ветхому денми»[18] и, молясь, обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая Пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу — ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, — Симеон произнес:
— Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на возстание же тем, которые с любовию примут святую проповедь Его, — на падение книжникам и фарисеям, ослепленным злобою, на возстание простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет немудрых, мудрых же века сего посрамит, — на падение ветхозаветного иудейского соборища и на возстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий[19], ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, — по слову пророка Иеремии, яко знамение на стреляние[20], повесив на крестном древе, уязвив, как стрелами, гвоздями и копьем. В то время, безмужная Матерь, — продолжал старец, — душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.
Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состаревшаяся, — ей было восемьдесят четыре года; она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце ко всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме[21].
Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства о Младенце. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя[22]. Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святый Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое Законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет[23], а оттуда быстро скрылись в Египет[24]. Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем[25].
Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана[26]; ранее же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви[27], но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник как Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ее в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и некому было погребать самих господ. А в Антиохии[28] к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия — страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокие здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий[29], епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование «ипапанти»[30], т. е. Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со Всенощным бдением и исхождением с крестами[31], смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились — по милосердию Божию и по молитвам Пречистыя Богородицы. Ей с родившимся от Нея Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.
Тропарь праздника, глас 1: Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущыя во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 1: Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже: но умири во бранех жительство, и укрепи императора, егоже возлюбил еси, едине человеколюбче[32].
Примечания
- ↑ Кн. Левит, гл. 12, ст. 7.
- ↑ Кн. Левит, гл. 12, ст. 2—4.
- ↑ Кн. Левит, гл. 12, ст. 6.
- ↑ Кн. Левит, гл. 12, ст. 7—8.
- ↑ Кн. Исход, гл. 13, ст. 2. По силе этого Закона в память того, что в ночь пред исходом евреев из Египта Ангел-Погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т. е. для служения при святилище. Когда же впоследствии для сего избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра.
- ↑ Кн. Исход, гл. 22, ст. 29.
- ↑ Кн. Исход, гл. 11, ст. 5—7.
- ↑ Кн. Числ, гл. 3, ст. 49 и 51.
- ↑ Священный сикль составляет на наши деньги около 50 копеек.
- ↑ Еванг. от Матф., гл. 2, ст. 11.
- ↑ Еванг. от Луки, гл. 2, ст. 22.
- ↑ Кн. Исход, гл. 13, ст. 2.
- ↑ Посл. к Евр., гл. 1, ст. 2.
- ↑ По сказанию святого Димитрия Ростовского, святые Отцы добавляют, что святый пророк Захария, родитель Предтечи, пришедшую во храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи, при виде сего, начали выражать негодование, Захария, став пред ними, возвестил, что сия Матерь и по рождестве есть Дева чистая. Когда же они не поверили сему, Захария сказал, что человеческое естество, как и всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках находится устроение Своей твари, как угодно Его изволению, — а равно — и устроение того, чтобы Дева родила, и по рождестве пребыла Девою: «по сему и я сию Матерь не устранил — сказал он, — с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».
- ↑ Кн. Бытия, гл. 49, ст. 10.
- ↑ Пророчество о 70-ти седминах находится в кн. прор. Даниила, гл. 9-я.
- ↑ Кн. Прор. Исаии, гл. 46, ст. 13.
- ↑ Под образом ветхого денми, т. е. глубокого старца, видел Бога пророк Даниил (Дан., 7, 9—13). В Свящ. Писании старость иногда служит символом вечности Божией.
- ↑ В предмет пререкания, в спорное знамя, — образ взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь стал знаменем пререкания в том же смысле, что одни — неверующие — силились уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия), другие же — верующие — стояли и стоят под этим знаменем и за него ратуют.
- ↑ Кн. Плач Иеремии, гл. 3, ст. 12.
- ↑ Из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждою на скорое явление Обетованного Мессии, истинных израильтян, которые, без сомнения возрадовались радостию великою, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.
- ↑ Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавии Августе, в 40 г. до Р. Хр., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
- ↑ Еванг. от Луки, гл. 2, ст. 39. Вифлеем — маленький город, недалеко от Иерусалима, по направлению к югу, а от Назарета, галилейского города, Вифлеем находится на расстоянии дней трех пути или немного более.
- ↑ Еванг. от Матф., гл. 2, ст. 13 и 14.
- ↑ Еванг. от Луки., гл. 2, ст. 40.
- ↑ Император Юстиниан Великий царствовал с 527 до 565 года. Указ о торжественном праздновании Сретения Господня по всей империи издан был им в 542 году.
- ↑ На этот праздник есть указания в сочинениях отцов Церкви III, IV и V веков.
- ↑ Здесь разумеется Антиохия Сирийская — один из древнейших и богатых городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное море. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность — как второе после Иерусалима великое средоточие христианства и как мать христианских церквей из язычников. В настоящее время Антиохия представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10-ти тысяч жителей.
- ↑ Евфрасий был епископом Антиохийским от 523 до 527 г.
- ↑ Ὑπαπαντὴ — с греч. и значит сретение, встреча.
- ↑ В память прекращения язвы, бывшей в Константинополе, и страшного землетрясения в Антиохии в некоторых местах принято Церковию исходить с литиею пред Литургиею вне обителей и во время этого крестного хода воспевать стихиры праздника и канон, по обычаю; а по возвращении во храм совершать Литургию.
- ↑ В кондаке на Сретение Господне Церковь воспоминает избавление от бед, постигших Восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане. См. о сем на стр. 28.