Для неофита

На пороге храма 

Икона – это образ святого. В ликах святых и их житиях мы видим исполненным то задание, которое дает Бог каждому человеку, – явить собою образ и подобие Божие. Задание святости. Фреска – та же икона, только выполненная в другом материале и в другой технике. Но их объединяет главное – молитва, призыв к молитве.
Призыв к молитве – это, наверно, то, что отличает православное церковное искусство от любого иного.  «Тайная Вечеря» Леонардо  изображает последнюю трапезу Спасителя с апостолами. Но можно ли перед ней молиться? Житие святого – это тоже икона, только словесная. Создание словесных икон святых было призванием Св. Димитрия Ростовского, подвигом его жизни. И Св. Димитрий, которому возносится молитва в Очаковском храме, молится о тех, кто трудится в храме, благоукрашает его,  как и о всех нас.
Фреска – это один из самых древних видов церковного искусства. Первой иконой Спасителя был Его Нерукотворный Образ. Первые иконы Божией Матери были написаны при Ее земной жизни св. апостолом и евангелистом Лукой. В века гонений, как и впоследствии, эти величайшие святыни благоговейно хранились и почитались Церковью. Но списки с них стали делать позднее, когда гонения прекратились, Церковь вышла из катакомб и началось строительство храмов. Тогда же, т.е. с IV века, начинает складываться канон – определенные правила изображения, необходимые для того, чтобы возможно большее число людей могло видеть эти образы именно такими, какими они появились впервые, не искаженными чьей-либо фантазией, чтобы в молитвенном предстоянии не совершилось столь опасной подмены. В первые три века гонений величайшие святыни – Лики Спасителя и Божией Матери, даже в списках, легко могли попасть в руки гонителей и быть ими осквернены. Именно поэтому древнехристианское искусство полно скрытого символизма – не из-за «страха иудейска», а из благоговения перед святыней Пречистого Лика. На стенах катакомб были именно фрески, некоторые из них сохранились и до наших дней.  Но эти древние фрески мало похожи на те росписи, которыми стали покрывать стены храмов после IV века  (система росписей, по мнению исследователей, складывается примерно к XI веку). С выходом Церкви из катакомб древнехристианский символизм все более вытеснялся личными образами, изображениями ликов, а в VI  веке, на Трулльском Соборе,  Церковь признала лик большим символа и единственно верным образом Спасителя. Бог стал человеком – потому и возможна икона, потому Его и следует изображать как человека, а не символически – в виде агнца, рыбы, виноградной лозы. Отныне у иконы и фрески – один язык и один канон.
В отличие от иконы, фреска – это часть храма, стенопись составляет  единое целое с храмом и его внутренним пространством. Поэтому  росписи   не только определяются каноном, но зависят также от архитектуры конкретного храма. Более того: в каком-то смысле росписи это внутреннее пространство формируют. Когда в конце Великого поста в храме Св. Димитрия были убраны леса, то оказалось, что расписанный храм стал выше и больше. Его стены вытянулись и возросли. Кроме того,  росписи  связаны с иконостасом – не только  стилем и выразительностью, но и  тем единым смыслом, которым соединено все в храме. Прежде всего их объединяет иерархия– наличие нескольких рядов или чинов. Иерархия – основа порядка и красоты – это некий закон формы, данный миру Творцом. И наличие иерархии – это свидетельство о Творце. Росписи как бы продолжают чины иконостаса в обе стороны: пророческий чин, праздничный, деисусный, местный… Храмовое пространство расширяется и возрастает, подобно тому как Церковь возрастает в своих новых святых.  
Система росписей (не столь строгая, как порядок расположения икон в иконостасе) связана с символикой храма в целом и его отдельных частей.  Послы св. равноап. князя Владимира, побывав в Византии, дали православному храму очень точное определение – небо на земле. «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним…» Купол – это образ неба над землей, неба духовного, и в куполе крестово-купольного храма пишется образ Господа-Вседержителя (Пантократора) – образ Спасителя с Евангелием в левой руке и благословляющего правой рукой. Самый верхний ярус росписей, следующих вниз после образа Христа-Пантократора, – это икона  Неба, Царства Небесного.
 
Ольга Зоткина

 

*    *    * 

 Праздником в честь апостолов Петра и Павла, который Православная Церковь празднует 12 июля, завершается Петровский пост, начавшийся через неделю после праздника Троицы.

 
 
Апостол Петр
 
   Апостол, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Kапернауме.
  Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место среди Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христом, то есть Мессией, за что и удостоился наименования Kамень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при пении петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
  Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную проповедь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Kнига Деяний с 1-й главы по 12-ю рассказывает о его апостольской деятельности.
  Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, в 42 г. начал гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе (см. Деян. 15). Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской Церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Kоринфе, потом в Риме, Испании, Kарфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра.
  Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) Послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Kаппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить своих братьев при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности. Второе Соборное Послание написано к тем же малоазиатским христианам. Во Втором Послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в Посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном Послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до кончины апостола Петра. K концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую смерть в 67 г. Он был распят на кресте вниз головой.
 
   
Апостол Павел
 
Святой апостол, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедших из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое образование. Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть от синедриона официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Kто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Kоторого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. После крещения Савл прозрел. С этого времени он стал ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения на него эллинистов он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда принес помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг. Апостолы прошли весь остров Kипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдать обычаи Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого своего ученика Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним евангелистом Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Kоринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он отправил два Послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 гг. Потом св. Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Kесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56–58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет ежедневно проповедовал в училище Тиранна. Отсюда он написал свое Послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое Послание к Kоринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим. В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Kолоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Kолосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же было написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и отправился в путешествие на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Kрит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Kритской Церкви. Позже в своем Послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение.
Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Kоринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании. После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти.
Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 г., в 12-й год царствования Нерона.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой первую систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря широкому образованию и проницательности автора, отличаются большой самобытностью. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день — 29 июня (12 июля).
 
«Православие. Словарь-справочник» ДарЪ, 2007