Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Жития святых

Январь

Десятый день

 10 января (23 января)

 

Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского

Память святого Дометиана, епископа Мелитинского

Житие преподобного Маркиана

Память преподобного Павла Комельского

 

Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского 

Святый Григорий Нисский был братом по плоти святого Василия Великого, которого он был значительно моложе[1]. Детским воспитанием его занималась та же благочестивая бабка его Макрина, которая учила и святого Василия[2], а первоначальные наставления в грамматике и риторике получил он от своего отца. Дальнейшие уроки, с 12 года своей жизни, когда умер отец его, он слушал у кесарийских наставников красноречия. Знания, приобретенные Григорием в языческой школе Кесарии[3], были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками святого Василия Великого, которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук святый Григорий с успехом изучил риторику[4] и философию[5], и готовил себя к званию светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла перемена. Однажды в имении его матери предположено было совершить празднество в честь перенесения мощей сорока мучеников. Позван был на это семейное торжество и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от своих занятий, и что празднество не было отложено до другого, более благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения Богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и, наконец, удалившись в одну из своих беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это устрашающее сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг, а потом вскоре принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Священного Писания в богослужебных собраниях. Однако такая настроенность сначала ненадолго укоренилась в душе Григория. По смерти Юлиана Отступника[6], воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого Григория Богослова[7]. Впрочем, Григорий недолго стремился к славе ритора. Вскоре, под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей, он обратился всею душою к изучению памятников веры, оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ириса[8]. Вскоре после того святый Василий, желая иметь в Григории верного помощника для борьбы с арианскою ересью, поставил его во епископа города Ниссы[9]. Святый Григорий действовал как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диакониссою[10] и весьма много помогала брату в делах церковных, так что впоследствии смерть ее была для него великою потерею.

В царствование Валента[11] святый Григорий Нисский подвергся несправедливым гонениям со стороны правителей — ариан[12]. Наместник Понта[13]Демосфен составил в Анкире[14] из покорных правительству епископов Собор, на котором Григорий был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества и лишен кафедры. По приказанию Демосфена, святый был схвачен и под стражей отправлен в Анкиру, причем дорогою много пострадал от грубости воинов. Потом он решился бежать и, ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На следующий год был созван новый Собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе; святый Григорий не явился на суд и снова был заочно низложен. Но, лишившись кафедры, Григорий не оставался в бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать Православие и утешать православных. По смерти Валента святый Григорий был возвращен к своей кафедре и с восторгом встречен своей паствой. Вскоре после того он огорчен был смертию святого Василия Великого[15], которого он глубоко любил и уважал, как своего наставника. В годичную память почтил он его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему наставнику, окончил его описание шести дней творения, где недоставало описания человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные вопросы. В том же году святый Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском Соборе[16]. На этом Соборе определено было послать опытного в деле веры мужа для обозрения церквей в Аравии и Палестине, где оскорбляли веру ереси антикомариан, не чтивших непорочного девства Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь, как божество. Для утверждения мира и веры избран был святый Григорий. Перед отправлением в это путешествие он посетил свою старшую сестру, блаженную Макрину[17]. По погребении ее он с успехом окончил в Аравии данное ему на Антиохийском Соборе поручение; но в Иерусалиме, где с благоговейной радостию он посетил священные места, не мог совершить всего того, что было ему поручено, и со скорбию писал, что грехи и заблуждения и там находят крепкую защиту в сердцах людей. Между тем в отсутствие святого Григория в его епархию снова было занесено арианство, которое ему с трудом удалось побороть по возвращении домой. В то же время он принимал участие в избрании епископов для Иворы и Севастии[18] по просьбе жителей, опасавшихся, что преемниками почивших епископов будут еретики. Когда, в царствование Феодосия Великого[19], был созван в Константинополе Второй Вселенский Собор против духоборца Македония[20], то святый Григорий Нисский был там же, вместе с другими святыми отцами, поборником благочестия, возражая и посрамляя противников силою истины на основании Божественного Писания. На этом Соборе старанием святого Григория дополнен был Никейский Символ Веры членом о Святом Духе, причем к Символу были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены. Вообще Григорий Нисский был одним из главных деятелей Собора.

Вместе с другими епископами он участвовал также в утверждении святого Григория Богослова в звании Константинопольского архипастыря и читал ему и блаженному Иерониму[21] свое сочинение против Евномия[22]. Когда против святого Григория Богослова возникла ожесточенная борьба со стороны некоторой части духовенства, зараженного еретическими лжеучениями или расположенного к еретикам, вследствие чего он должен был оставить Константинопольскую кафедру, — святый Григорий Нисский вместе со многим другими всячески старался разрушить эту вражду, но, не будучи в состоянии сделать это, преподал советы о вере и новом призвании преемнику Григория Богослова Нектарию[23], избранному из оглашенных. Во время пребывания своего в Константинополе святый Григорий Нисский произнес две проповеди — одну по случаю избрания святого Григория Богослова епископом столицы, другую — надгробную, на погребении Мелетия, Патриарха Антохийского[24].

Вскоре после Второго Вселенского Собора Григорию пришлось переезжать из одной церкви в другую для приведения в порядок церковных нестроений и утверждения Православия, так как на Втором Вселенском Соборе он был объявлен в числе трех архипастырей охранителем Православия для Понта. В 383 году святый Григорий Нисский был на Соборе в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Духа Святаго. В 386 году он снова был в Константинополе и здесь ему, как знаменитому оратору, было поручено произнести слово над гробом любимой всеми императрицы Плакиллы[25]. В 394 году он снова присутствовал в Константинополе на Соборе, созванном для решения вопросов по церковным делам Аравии[26].

Паству свою святый Григорий, как пастырь верный и истинный, ревностно утверждал в вере и благочестии; случалось, что по нескольку дней сряду говорил он ей поучения. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных пред судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием. Достигнув глубокой старости, святый Григорий почил о Господе[27], оставив после себя много полезных и драгоценных для святой Церкви писаний[28].

Кондак святого, глас 2:

Церкве божественный иерарх, и премудрости честный тайноглагольник, ниссийский бодрый ум Григорий, со ангелы ликовствуя, и наслаждаяся божественным светом, молится непрестанно о всех нас.

Ин кондак, глас 1:

Оком душевным бодрствуя святителю, бодр пастырь явился еси миру: и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим, вся отгнал еси злославныя яко волки, невредно соблюд стадо, Григорие всемудре.

Память святого Дометиана, епископа Мелитинского

Святый Дометиан родился в царствование Иустина Младшего[29] от благочестивых и богатых родителей, Феодора и Евдокии. Окончив образование, он вступил в брак, но когда в скором времени супруга его преставилась от сей жизни, он тотчас, по склонности к духовному любомудрию, из любви к Богу, оставил мир и проводил свою жизнь в постничестве. Потом, по изволению Божию, на тридцатом году своей жизни, он был поставлен епископом Мелитинской[30] церкви. И он был не только добрым пастырем для своего стада, но светильником и помощником и для других народов, и приносил великую пользу всему Греческому царству, как радетель общего благоденствия. Святый много раз был посылаем царем Маврикием[31] в Персию[32] по делам народного управления, был посредником пред Хозроем, Персидским царем, и способствовал заключению мирного договора между Греками и Персами. Некоторого же князя Варама, восставшего против Хозроя[33] и дерзко покусившегося на царский сан в Персии, он лишил власти, сделав его данником греков. Чрез это Дометиан сделался возлюбленным другом царя Маврикия. Царь одарил его большим количеством золота и имениями, но он роздал все это святым церквам и странноприимным домам для пропитания нищих. По прибытии в царствующий город Константинополь, он вскоре с миром отошел к Царю Небесному[34]. Че́стное тело его было с великою честию погребено в присутствии царя с его синклитом и многочисленного Собора священнослужителей и перенесено в отечественный город его Мелитину. Святый Дометиан совершил много чудес и при жизни, и по своем преставлении во славу Христа Бога нашего.

Житие преподобного Маркиана

В царствование Маркиана и Пульхерии[35] в Константинополе прославился добродетелями предивный муж, блаженный Маркиан, родом из древнего Рима[36], у которого были благочестивые, благородные и богатые родители. Когда они переселялись из древнего Рима в новый, то привели с собой и сына своего Маркиана, с усердием проходившего книжное учение и воспитывавшегося в добрых нравах. Так как он любил приметатися в дому Бога[37], неопустительно ходя всегда к церковным службам, то посему тогдашний Патриарх полюбил его и сделал своим клириком[38]. Немного спустя, видя, что хотя он и молод летами, но стар по разуму и чистоте жизни, ибо седина есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно[39], признал его достойным пресвитерского сана, а потом поставил и икономом[40] великой церкви[41]. Когда родители его преставились от сего мира, после них осталось блаженному Маркиану много имений, ибо он был у них один, и потому все богатства родителей достались по наследству в его руки ему одному. Эти богатства он истратил не на житейские нужды, но посвятил все Богу, — благотворя нищим, обновляя ветхие храмы Господни и созидая и украшая новые. Он соорудил с большими издержками новую прекрасную церковь во имя святой мученицы Анастасии[42]. Когда же один из его друзей изъявил удивление такой трате золота на сооружение и украшение этой церкви, святый сказал ему:

— Если бы ты имел дочь и захотел бы обручить ее невестою какому-либо знатнейшему человеку, разве ты не истратил бы множество золота, чтобы украсить ее драгоценными нарядами? И так ныне, — вознамерившись устроить церковь прекраснейшей невесте Христовой, которая обручилась Краснейшему добротою паче сынов человеческих[43] и пролила за Него свою кровь, — буду ли я жалеть своего имущества и не тем ли более позабочусь о таком украшении?

Таким щедрым и доброхотным дателем на благолепие святых храмов был блаженный; для себя же самого он был скуп и немилостив — не только совершенно отвергал украшение одежд и покрывался худым одеянием, но иногда снимал с себя и эту самую худую и необходимую одежду и отдавал ее просящим, как это можно видеть из следующего. Когда церковь святой Анастасии была выстроена и украшена со всяким благолепием, наступило освящение ее в самый день памяти сей мученицы, 22-го декабря, в который она некогда страдальчески скончалась за Христа. Святейший Патриарх Геннадий[44] со всем клиром и царь со всем синклитом и народом совершали торжественное шествие к этой церкви, перенося мощи святой мученицы Анастасии из малой ветхой церкви в новую, большую, созданную Маркианом. Когда во время этого шествия преподобный Маркиан вместе с прочими пресвитерами шел, одетый в фелонь[45], пред колесницей, на которой были мощи святой, какой-то убогий, подойдя, попросил у него милостыни. Он же, не имея при себе ничего, кроме одной одежды (никогда в течение своей жизни он не приобрел даже двух перемен одежд) и не желая отпустить нищего ни с чем, незаметно отделился от всех и пошел в укромное место; сняв с себя одежду, он отдал ее нищему, и остался одетым по нагому телу в фелонь, совершив дело по слову Господню: просящему у тебе дай[46]. По возвращении в свой ряд он, как и прежде, шел между пресвитерами, между тем как никто не знал о сделанном им. Когда все вошли в церковь, совершили освящение и с честию положили мощи святой мученицы Анастасии, Святейший Патриарх повелел совершать вместе с ним Божественную Литургию и блаженному Маркиану. При наступлении времени умовения рук Маркиан закрывался своею фелонью, озираясь, чтобы не увидал кто, что он наг. Бывшие там пресвитеры и диаконы, посмотрев на него, увидели под фелонью его некоторую дивную одежду, блещущую золотом подобно царской драгоценной порфире. При этом одни удивлялись, другие негодовали, говоря в себе, что не до́лжно пресвитеру ходить и совершать Литургию в такой одежде. Особенно же эту чудесную одежду, которою Бог покрывал наготу Своего раба, все видели тогда, когда он приступил причаститься Пречистых и Животворящих Таинств. Некоторые из пресвитеров сказали об этом Святейшему Патриарху Геннадию.

Патриарх сказал:

— И я видел то, что вы говорите.

По окончании службы, он призвал преподобного Маркиана в сосудохранилище[47]и начал укорять его, говоря:

— Что ты делаешь, брат, — украшаешься одеждами сверх обычая? Хорошо ли тебе служить Литургию в такой одежде, которая более прилична царю, чем пресвитеру?

Преподобный припал со смирением к его ногам, говоря:

— Прости меня, Владыко, — я не делал того, что вы говорите. Я с юности не привык носить красивых и драгоценных одежд, стал ли бы теперь одеваться в них?

— Мы все видели тебя в царской одежде, — зачем ты запираешься? — сказал ему Патриарх и повелел поднять его на ноги.

Открыв фелонь, они увидели его нагое тело и удивились. На вопросы Патриарха блаженный должен был, против своего желания, откровенно рассказать все, что было: как он отдал нищему, ради Христа, последнюю одежду. Все, слышавшие это и видевшие у него под фелонью царскую одежду, прославили Бога, подающего такую тайную благодать любящим Его. С того времени многим стала известна его, исполненная милосердия, жизнь.

Преподобный до такой степени претерпевал добровольную нищету и пренебрегал имуществом, что однажды, когда, походив где-то под дождем, промочил свою одежду, то, возвратясь в свою комнату и заперев за собою двери, разжег угли и начал сушить эту мокрую одежду, ибо не имел для обычного употребления другой. В это время Патриарху случилось потребовать к себе иконома для некоторых дел. Когда посланные пошли звать Маркиана, то нашли комнату его запертою и, стоя снаружи, звали, чтобы он скорее шел к Патриарху. Он обещался придти и не приходил, потому что еще не высохла одежда его. Один из них, посмотрев в скважину, увидел, что он сушит над углями свою одежду, и сказал бывшим с ним. Возвратившись, они сообщили это Патриарху.

— Не удивляйтесь этому, — сказал Патриарх, — Маркиан с юности научился добровольной нищете и смирению, всецело посвятив себя Единому Богу; он на деле исполняет Апостольское слово: имея пищу и одежду, довольствуется сим[48].

Слышавшие это восхвалили Бога, у Которого есть таковые служители Его. За такую добродетельную жизнь Бог дал ему дар чудотворений — изгонять бесов и исцелять больных. Однажды, когда совершался праздник в церкви святой Анастасии, и собралось множество народа, некоторая женщина, будучи беременна, поднялась, по причине тесноты внутри церкви, на церковную кровлю, но случайно упала оттуда на землю и умерла. Святый Маркиан, будучи не в силах видеть, что праздник омрачается рыданиями, поднял вверх свои руки и усердно помолился Богу. И женщина эта внезапно ожила и встала на ноги свои здоровою, жив оказался и носимый ею во чреве плод; народ же дивился этому преславному чуду.

Однажды в Константинополе случился великий пожар, и когда огонь уже окружил церковь святой Анастасии, преподобный Маркиан взошел на кровлю храма и, подняв руки к Небу, молился. Тотчас огонь обратился назад и удержал свой неукротимый пламень, и молитвами святого, как великими водами, он был совершенно погашен, нисколько не повредив церковного здания.

Преподобный Маркиан создал церковь и другой мученице, святой Ирине[49], на том месте, у моря, где был ветхий и уже разрушавшийся храм в честь ее, и обновил другие бывшие там же, поблизости, храмы святого Феодора и святого Исидора, снабдив их всем потребным. Достигнув глубокой старости, перед своей блаженной кончиной, он ходил ночью по улицам — и где находил лежащего мертвым, омывал его и одевал. При этом он говорил мертвецу:

— Встань, брат, поцелуемся!

Мертвец, встав по слову святого, целовал его в уста и снова опочивал. Святый спас много блудниц, то увещаниями, то щедрою помощью склоняя их избрать себе мужа и жить по Закону: тех же, которые предавались такому образу жизни под влиянием нищеты, он обращал к целомудренной жизни, тайно наделив и обеспечив их из вышеупомянутых родительских имений. Сего блаженного мужа приобрел Себе Бог, восхвалили Ангелы, почтили святители, благоговели пред ним цари, народы дивились ему и прославляли за него Бога; бесы же боялись его и избегали. Святый Маркиан преставился ранее окончания и освящения церкви в честь святой Ирины. При кончине он говорил:

— Господи! В руце Твои предаю обеих сих: душу, которую Ты Сам создал, и церковь, которую я создал по воле Твоей.

Тело святого Маркиана со славою было погребено в монастыре святого Иоанна Предтечи, который называется еще и Данииловым монастырем, близ церкви святого мученика Мокия. А об окончании сооружения церкви святой Ирины позаботилась по смерти преподобного благочестивая царица Верина, супруга царя Льва Великого[50], который воцарился после Маркиана и Пульхерии; она окончила ее, украсила крышу золотом и внутри отделала церковь со всевозможным великолепием, в память преподобного Маркиана и в честь Самого Христа Бога, Которому слава со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

Память преподобного Павла Комельского

Преподобный Павел родился и воспитывался в царствующем славном городе Москве[51]. Родители хотели сочетать его браком, но святый Павел не пожелал сего и, тайно оставив родительский дом, не взял с собою ничего, ушел в местность, называвшуюся Прилук, находившуюся во владении монастыря Живоначальной Троицы[52], основанного преподобным Сергием, Радонежским Чудотворцем. Здесь, в обители в честь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа[53], блаженный юноша принял иноческое пострижение. Пожив здесь недолго, святый Павел перешел в обитель преподобного Сергия, где и пробыл под духовным руководством великого старца пятнадцать лет, живя в отшельнической келлии[54]. После того святый Павел испросил у преподобного Сергия благословение удалиться в пустыню и жить там в полном уединении, переходя с одного места на другое.

Потом блаженный подвижник отправился на Белое озеро к преподобному Кириллу в основанную им обитель Успения Пресвятыя Богородицы[55]; у преподобного Кирилла святый Павел жил некоторое время в уединенной келлии и затем снова удалился в пустыню, на реку Одрол. После недолгого здесь уединения преподобный Павел пришел в Галичскую область в великую пустынь Пресвятыя Богородицы[56], и поселился в отшельнической келлии, но изгнан был оттуда игуменом пустыни и перешел в Городец, на Волге, где и пребывал в Феодоровском монастыре[57]; затем уединенно предавался иноческим подвигам в разных пустынных местах, пока не пришел в Комельский лес[58].

Здесь на берегу речки Грязовицы преподобный поселился в дупле большого липового дерева; три года прожил святый пустынник в этом дупле, день и ночь проводя в молитве и посте, со слезами работая Богу. Потом святый Павел перешел на то место, где ныне находится честна́я его обитель[59]; там остался преподобный до конца своей жизни, пребывая в строгом посте. Пищею служили ему хлеб и вода, притом в самом малом количестве; эту пищу он вкушал в субботу и в воскресенье. В остальные дни святый Павел вовсе не принимал пищи, проводя все время в своей уединенной келлии в молитвенном славословии. Великие лишения претерпел блаженный пустынник Христа ради и многие страдания от бесов, и все это он перенес, вспомоществуемый благодатию Божиею.

Однажды бесы сделали нашествие на келлию преподобного и намеревались ее разрушить, но блаженный Павел не испугался бесовских козней и посрамил диавола силою креста Христова. В другой раз на святого напали разбойники, нанесли ему жестокие побои и, ограбив келлию, оставили пустынника связанным по рукам и ногам. Несколько дней пролежал преподобный в келлии, пока не пришли в пустыню, по внушению Божию, добрые люди и не развязали блаженного старца. Все это безропотно переносил преподобный ради Имени Христова. К отшельнической келлии преподобного пустынника во множестве слетались лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые становились кроткими по молитвам святого, и исполняли все, что приказывал им блаженный отец.

Много раз слышал святый Павел церковный звон на том месте, где поселился, и видел свет на одном месте, где впоследствии сооружен был храм во имя Пресвятыя Троицы. В сопровождении ученика своего Алексия преподобный отправился в Москву и поведал об этом небесном откровении святому митрополиту Фотию[60]. Святитель благословил преподобного построить храм в его пустыне, поставил Алексия в сан пресвитера и, дав богатую милостыню на сооружение храма, отпустил святого с миром. Возвратившись в Комельскую пустыню, преподобный построил храм во имя Живоначальныя Троицы[61], собрал братию и устроил обитель, настоятелем которой поставил упомянутого выше иеромонаха Алексия. Сам же блаженный отец наш Павел жил по-прежнему в уединенной своей келлии, приходил в монастырь только в субботу и в день воскресный, и поучал тогда своих учеников; жил по заповедям Господним и по уставам святых отец[62].

В то время татары напали на город Кострому, сожгли его и опустошили окрестные поселения; множество православных христиан было тогда перебито неверными, а другие захвачены в плен и отведены в рабство вместе с женами и детьми[63]. Вскоре после того преподобный Павел преставился ко Господу от трудов временной сей жизни в вечный неизреченный покой, оставив в своих учениках светлое о себе воспоминание. Скончался преподобный 10 января 1429 года; жития его было 112 лет[64].

Тропарь преподобного, глас 1:

Божественною любовию от юности распалаемь Павле преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси. И сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми жити, весь Христу: отонудуже и всевидящее око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак, глас 8:

Все твое умное желание к Богу вперив, и тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тя прослави, и даром чудес обогати. Темже вси вопием ти: радуйся Павле преподобне, пустынный жителю.

Примечания

  1.  Это видно уже из того, что святый Григорий Нисский называет Василия Великого своим учителем и отцом. Что касается года рождения святого Григория, то он неизвестен.
  2.  См. о сем, равно как о родителях святого Григория Нисского, в житии св. Василия Великого под 1-м января.
  3.  О Кесарии Каппадокийской см. на стр. 15, прим. 1.
  4.  Риторика — наука, содержащая в себе правила красноречия.
  5.  Философия (в переводе с греч. — любомудрие) наука мудрости, занимается, на основании изысканий человеческого разума, высшими, отвлеченными вопросами бытия: о сущности бытия, о Боге, о начале и законах мира и человека, о предназначении человека и конечных целях существования мира и т. д.
  6.  Юлиан Отступник — Римский император, царствовал с 361 по 363 г. Не воздвигая открытого гонения на христиан, он, однако, стремился истребить христианство и восстановить язычество, для чего принимал всяческие меры.
  7.  Святый Григорий Богослов (Назианзин) — великий вселенский учитель, друг и сподвижник св. Василия Великого. Память его — 25-го января.
  8.  О монастыре св. Василия Великого в Понтийской пустыне, при р. Ирисе, см. на стр. 25.
  9.  Это было в начале 372 года. — Нисса — город в северо-западной части Каппадокии (обширной восточной области Малой Азии).
  10.  О диакониссах, их служении и обязанностях см. на стр. 263, прим. 2.
  11.  Валент — император Восточной половины Римской империи, царствовал с 364 по 378-й год.
  12.  Арианская ересь получила свое название от александрийского пресвитера Ария, учившего, что Сын Божий не рождается предвечно от Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен и не равночестен Ему. Эта ересь клонилась к ниспровержению всего христианства.
  13.  Понт — северо-восточная область Малой Азии, на берегу Черного моря, от которого и получила свое наименование (Понт в переводе с греч. означает собственно море, и Черное море в древности именовалось Понтом Евксинским).
  14.  Анкира — весьма древний цветущий город Галатии (небольшая провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией, в средней части Малой Азии) — ныне Ангора; до сих пор остается одним из важнейших торговых городов Малой Азии. — Собор в Анкире против святого Григория и низложение его последовали в 375 г.
  15.  В 379-м году.
  16.  Антиохийский Собор был в 379-м году.
  17.  Плодом беседы святого с его умирающей праведной сестрой было впоследствии сочинение Григория «О душе и воскресении».
  18.  Ивора и Севастия — города Каппадокии.
  19.  Феодосий Великий — Римский император, царствовал с 379 по 395 г.; был ревностным покровителем христианства и поборником Православия против еретиков.
  20.  II-й Вселенский Константинопольский Собор был в 381 году. См. о нем подробнее на стр. 291, примеч. 5.
  21.  Блажен. Иероним, епископ Стридонский, — один из великих учителей Западной церкви (330—419 гг.), оставивший после себя множество выдающихся творений: по истолкованию Св. Писания, догматических, нравоучительных и исторических; важнейшим его трудом был латинский перевод Св. Писания, известный под именем «Вульгаты».
  22.  Евномий — ересиарх второй половины IV в., крайний представитель арианства.
  23.  Св. Нектарий управлял Константинопольской патриаршею кафедрою с 381 по 397 г. Память его — в Субботу сырную.
  24.  Мелетий, Патриарх Антиохийский, управлял кафедрою с 358 по 381 г. В этом году он присутствовал на Втором Вселенском Константинопольском Соборе и здесь же, в Константинополе, скончался.
  25.  Плакилла — супруга императора Феодосия Великого, известная как благочестивая христианка, отличавшаяся своей христианской благотворительностью. Память ее в Греческой Церкви празднуется 14-го сентября.
  26.  Поместный Константинопольский собор 394 г., при Патриархе Нектарии, был созван для решения спора между двумя епископами (Агапием и Багадием), изъявлявшими притязания на одну и ту же кафедру (в Боцре Аравийской).
  27.  Святый Григорий Нисский скончался в конце IV века, вскоре после Константинопольского Собора 394 г.
  28.  Святый Григорий Нисский оставил после себя множество сочинений, в которых он является то как вития духовный, то как догматист-обличитель ересей, то как толкователь Свящ. Писания, то как учитель нравственности. Ораторский талант его виден в надгробных словах его Мелетию Антиохийскому, Василию Великому, св. Макрине и в похвальных словах Ефрему Сирину, Григорию Чудотворцу, муч. Феодору Тирону, 40 мученикам Севастийским, первомученику Стефану; известны также праздничные Слова его на Рождество Христово, на Крещение, на Пасху (5 Слов), на Вознесение Христово, на Пятидесятницу, на Сретение Господне. Из догматических сочинений святого Григория самые лучшие: 12 Слов против Евномия и Катихизис, составляющий наставление в том, как надобно действовать при обращении язычников и иудеев и как — при опровержении еретиков. В сочинении против Евномия, опровергая его учение, Григорий доказывает Божество Сына Божия, а частию объясняет и все христианское учение о Святой Троице. Это учение о Святой Троице и особенно о Божестве Святого Духа святый Григорий защищал от современных ему заблуждений многими другими сочинениями, как-то: в Слове о Святом Духе против македониан, в Слове о Божестве Сына и Духа, к Симпликию о вере, к Авлалию о том, что не три Бога, к Еллинам, в Слове против Ария и Савеллия. Затем, к числу догматических сочинений святого Григория относится «Шестоднев», где он решает высокие вопросы о мире, оставленные св. Василием Великим в его «Шестодневе» без ответа, «Против манихеев», «О сотворении человека», исследование «О детях, умерших некрещенными» и сочинение «О душе и воскресении». В объяснение Св. Писания, святый Григорий написал несколько сочинений, в виде размышлений: 8 бесед на 3 главы Екклесиаста, 15 бесед на Песнь Песней, 2 размышления о надписаниях Псалмов и беседа о 6 Псалме, 5 бесед о молитве Господней, 8 бесед о 8 заповедях блаженств. К нравственно-аскетическим сочинениям относятся: три исследования о христианском совершенстве, о цели жизни по Боге, об истинном подвижничестве, о девстве, о любви к бедным и др. Кроме того, от святого Григория осталось до 28 писем.
  29.  Иустин II, или Младший, — Византийский император, царствовал с 565 по 578 г.
  30.  Мелитина, иначе Мелитене, или Мелита, — столица Малой Армении.
  31.  Маврикий — Византийский император, царствовал с 582 по 602 г.
  32.  Страна эта находится в Азии, близ Персидского залива. Первоначально страна эта находилась в зависимости от разных соседних народов попеременно, но с воцарением династии Сассанидов (с 226 г. по Р. Хр. и до VII в.) Персы сделались политически самостоятельным народом и часто вели войны с Греко-Римской империей. К этому периоду относится и деятельность св. Дометиана.
  33.  Здесь разумеется Хозрой II, царь Персидский, царствовавший с 590 по 628 г.
  34.  Святый Дометиан преставился в 601 году.
  35.  Маркиан царствовал с 450 по 457 г. При нем был IV-й Вселенский Собор (в 451 г.). Пульхерия была сестра предыдущего императора Феодосия II (с 408 по 450 г.) и жена императора Маркиана. Она имела значительное и доброе влияние на дела правления. Пульхерия причислена Церковию клику святых. Память ее празднуется 10 сентября.
  36.  Здесь разумеется столица Греко-Римской империи и нынешнего Итальянского королевства. Называется этот Рим древним — в отличие от Константинополя, который св. Константин Великий сделал своею столицею, почему впоследствии этот город стали называть новым Римом.
  37.  Т. е. — любил посещать храм Божий и пребывать в нем. Выражение заимствовано из Псал. 83, ст. 11.
  38.  Клирик — от слова «клир», означающего, с греческого, наследие (Божие). Так издревле называлась церковная иерархия вместе с лицами, занимавшими и различные низшие должности при служении в церкви (певцов, чтецов и т. п.), ибо все это — лица, посвятившие себя на особое и непосредственное служение Богу.
  39.  Кн. Премудр. Солом., гл. 4, ст. 9. Смысл этого выражения тот, что истинный (духовный) возраст человека определяется не количеством прожитых лет, а достигнутой степенью мудрости и нравственной чистоты жизни. Высокого совершенства в том и другом отношении можно достигнуть и в молодые годы, равно как, наоборот, седины старости могут соединяться в человеке с детским неразумием и крайнею нравственною неразвитостию.
  40.  Должность иконома появилась в Церкви в IV в. с умножением церковных имуществ, IV-й Вселенский Собор, в 26 правиле, говорит о ней, как о давно уже существующей. В обязанности иконома входило заведывание церковными имуществами, особенно недвижимыми, и церковным хозяйством под наблюдением епископа. На эту должность избирались и пресвитеры, и диаконы, и даже не имевшие иерархической степени клирики, если они известны были своею честностию и умелостию.
  41.  Т. е. собора св. Софии в Константинополе.
  42.  Здесь разумеется святая великомученица Анастасия Узорешительница, приявшая мученическую кончину при Диоклетиане около 304 г.
  43.  Т. е. — Прекраснейшему (более) сынов человеческих Христу. (Псал. 44, ст. 3).
  44.  Святый Геннадий патриаршествовал в 458—471 гг.
  45.  Фелонью называлась в древности верхняя длинная, без рукавов, одежда, покрывавшая тело со всех сторон, подобно той, какую носили Христос и Апостолы (2 Тим., гл. 4, ст. 13), почему Церковь и приняла ее в число священных облачений. При этом у нас в России для удобства при священнодействиях, передняя сторона ее обрезывается, в Греции же она и по сие время сохраняет древнюю форму, и св. Маркиан мог таким образом совершенно прикрывать ею наготу тела, пока не пришлось действовать, при Богослужении, руками.
  46.  Еванг. от Матф., гл. 5, ст. 42.
  47.  В помещение, где хранились запасные священные сосуды и священные облачения.
  48.  1 Послан. к Тимоф., гл. 6, ст. 8.
  49.  Здесь разумеется святая великомученица Ирина, пострадавшая в Ефесе в конце I или начале II в., 5-го мая. Память ее особенно чтилась в Константинополе, где ей было посвящено несколько великолепных храмов.
  50.  Лев I Великий умер в 474 году. Так как, по житию, Верина окончила сооружение церкви при жизни мужа, и так как вышеупомянутое прекращение пожара по молитве св. Маркиана относят к 471 г., то смерть святого нужно полагать между 471—474 гг.
  51.  Около 1367 года.
  52.  Ныне Троице-Сергиева Лавра.
  53.  Монастырь Рождества Христова, в Угличском уезде, на Прилуке, значился подведомым Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в позднейшее время.
  54.  Преподобный Павел проходил в Троицкой Сергиевой обители послушания на поварне и в трапезной. Благословляя св. Павла на пустынножительство, преподобный Сергий вручил ему Животворящий Крест, доселе хранящийся в Обнорской обители святого Павла.
  55.  Кириллов Белозерский монастырь, основанный преп. Кириллом (память его — 9 июня), находится в уездном городе Кириллове, Новгородской губ., в 602 верстах от Новгорода; во времена св. Кирилла и Павла ближайший город в том крае — Белозерск — был в 37 верстах от монастыря.
  56.  Чухломской Авраамиев монастырь (великия пустыни) положения пояса Пресвятыя Богородицы находился в Галичском уезде, Костромской губ. Он основан преп. Авраамием Галичским, учеником преп. Сергия Радонежского; вскоре же по основании преп. Авраамий покинул этот монастырь и в 13 верстах от него учредил Вочскую обитель, где и скончался в 1375 г. Память его — 20 июля.
  57.  Ныне заштатный монастырь в Балахнинском уезде, Нижегороской губ., при селе (прежде городе) Городце, на левом берегу Волги; основан в 1164 году великим князем Георгием Всеволодовичем. В монастыре хранится келлия, в которой 4 ноября 1263 года последовала кончина св. Александра Невского, возвращавшегося из орды.
  58.  Комельский лес в Обнорской волости простирался во всю южную полосу Вологодской области, пересекаемый реками Обнорой, Нурмой, Комелой с их многочисленными притоками.
  59.  В 15 верстах от уезд. города Грязовца, Вологодской губ., на берегу реки Нурмы, притока Обноры, которая протекает по Вологодской и Ярославской губ. и впадает в р. Кострому.
  60.  Св. Фотий был митрополитом всероссийским с 1410 по 1431 г. (рукоположен в 1408 г.).
  61.  Соорудив храм, преподобный Павел письменно просил у св. митрополита Фотия антиминс на освящение церкви и благословение устроить обитель и собрать братию. Святитель послал ему антиминс при грамоте, в которой благословил учреждение монастыря и преподал наставление преподобному и братии. «Когда ты был у меня, — пишет святитель, — помнишь, сын мой, сам ты много говорил, каким надобно быть духовному настоятелю. Ему до́лжно быть образцом для всех: в день великого суда он будет давать ответ за души, вверенные ему. О том же пишу и я». В наставлениях братии святитель убеждает их твердо и непоколебимо исполнять иноческие обеты.
  62.  Преподобный Павел завещавал братии сохранять общежительные уставы Пахомия Великого и Феодосия киновиарха, не дозволял, чтобы иноки считали что-либо своим, но все было бы общее; в келлиях не должно было быть ничего, кроме иконы и книг, даже кваса; утолять жажду иноки должны были в трапезной; в церкви, в трапезной и на работах преподобный заповедал соблюдать безмолвие, пропитание приобретать трудами рук своих и не забывать нищих.
  63.  Татары опустошили Кострому 6 января 1429 года. В этот самый день, когда ученики пришли к преподобному, он вздохнул и прослезился; на вопрос пришедших о причине сего, св. Павел сказал: «в этот день и час нечестивые татары, взяв город Кострому, предали его огню и мечу, многих увели в плен — и все это за наши грехи, за то, что ходим в волях сердец наших».
  64.  Преподобный Павел причтен к лику святых на Московском соборе 26 февраля 1547 года; св. мощи его почивают под спудом в соборном храме Обнорской обители.


  1.