Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Жития святых

Январь

Двадцать девятый день

29 января (11 февраля)

Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца

Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского

Память святых мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца

Память святых мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория

 

 

Перенесение мощей святого священномученика
Игнатия Богоносца

После того как святый Игнатий Богоносец, по повелению царя Траяна, был растерзан зверями в Риме за Христа[1], как об этом повествуется в его житии, остались после него некоторые, более крупные, кости. Бывшие в это время в Риме верующие собрали их и положили благоговейно в том же городе в почетном месте, а затем, в царствование того же Траяна, перенесли их в Антиохию — на защиту городу, в исцеление болящим, в утешение всему его словесному стаду и во славу Христа Бога, за имя Которого он ревностно пострадал[2]. Более подробные сведения об этом изложены в его житии под 20-м числом Декабря.

Житие преподобного отца нашего Лаврентия,

затворника Печерского

После искушения, постигшего преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту[3], приобрел известность подвизавшийся в том же святом Киево-Печерском монастыре блаженный Лаврентий, который также возымел дерзновение, как добрый воин Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе губителем-диаволом, врагом подвижников. Он пожелал посвятить себя молитве в строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии Господь говорит в словах: «когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»[4]. Но преподобные отцы решительно не советовали ему делать это в святом Киево-Печерском монастыре, где диавол наиболее строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом[5], и там подвизался в затворе. Он начал вести самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении, предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть — силою молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати Божией, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять бесов.

Раз к преподобному Лаврентию, среди многих других, был приведен из Киева для исцеления один человек, одержимый бесом, настолько свирепым и сильным, что то дерево, которое с трудом могли понести десять человек, он один брал легко и отбрасывал вдаль. Блаженный затворник, желая прославления благодатию своему духовному отечеству — святому Печерскому монастырю, повелел отвести этого человека туда. Тогда бесноватый начал вопить:

— К кому ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я боюсь, — а с прочими я веду борьбу.

Когда бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Киево-Печерском монастыре, блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в Киево-Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его:

— Кто эти подвижники, которых ты боишься?

В это время всех братий в Киево-Печерском монастыре было сто восемнадцать.

Бесноватый перечислил по именам тридцать из них и сказал:

— Все они одним словом могут изгнать меня.

Тогда ведшие его сказали ему снова:

— Мы хотим заключить тебя в пещере.

Он на это ответил им:

— Какая мне польза вести борьбу с мертвыми? Ибо они имеют гораздо большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными.

Затем он начал показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски, по-гречески, словом — на всех языках, которых он никогда и не слышал. Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь, нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел со всею братиею в церковь. Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех тридцати мужей, имена которых называл во время беснования. Тогда стали спрашивать его:

— Кто исцелил тебя?

Он, взирая на чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, ответил:

— С нею встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился.

При этом имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного. Тогда они все вместе воздали хвалу Богу, Его Пречистой Матери и святым угодникам его.

Так прославилось святое место Киево-Печерской обители по благоустроению Божию, возвещенному блаженным затворником Лаврентием, который, по прошествии некоторого времени оставил Киево-Печерскую обитель и был возведен на Туровскую кафедру[6]. По блаженной кончине святого Лаврентия[7], тело его было перенесено в Киево-Печерский монастырь и с честию положено в пещерах, в которых и доселе его чудотворные мощи пребывают нетленными, в честь видящего втайне, но воздающего затворникам явно, прославляемого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.

Память святых мучеников
Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца

В царствование Римского императора Нумериана[8] было великое гонение на христиан; к правителю города Эмезы[9] поступил тогда донос на местного епископа, святого Сильвана; святитель вместе с диаконом Лукою и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьею. Убедившись, что они исповедают Христа Бога Истинного, идолов же не почитают и поносят, правитель пришел в ярость. Не в силах будучи склонить исповедников Христовых к идолопоклонству льстивыми речами, судья подверг бичеванию, после чего заключил в темницу; долго томились там святые, пока правитель не потребовал их к себе вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждою, после чего приговорил отдать их на растерзание зверям. Когда святые мученики приведены были на место казни, и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и Господь приял святые их души; к честны́м их останкам приблизились звери, но не коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их погребению, вознося благодарение Богу.

Память святых мучеников
Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория

Все сии святые мученики, воинствуя во Христе, изобличали всенародно языческие заблуждения, за что были подвергнуты жестоким мучениям: плечи и колена их были сокрушены; потом их беспощадно строгали, надели на шеи их тяжкие железные оковы и ввергли в темницу; потом снова вывели из темницы, опять строгали их тела, повесили и пригвоздили главы их ко кресту. В таких мучениях предали они души свои Богу[10].

Примечания

  1.  В 107 году, 20-го декабря.
  2.  Первое перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе — из предградия в саму Антиохию — в 438 году. Впоследствии (в VII в.) мощи его перенесены были в Рим, где находятся ныне в церкви св. Климента.
  3.  Память преп. Исаакия, затворника Печерского, — 14-го февраля; память Никиты затворника, скончавшегося епископом Новгородским, 31-го января. Оба они прельщены были видением искусителя в светлом образе.
  4.  Еванг. от Матф., гл. 6, ст. 6.
  5.  Монастырь св. великомученика Димитрия Солунского находился близ Киево-Печерского монастыря. В 1128 году он был приписан к Киево-Печерской обители.
  6.  Туров — город в нынешней Минской губернии. Св. Лаврентий был епископом Туровским с 1182 года.
  7.  Скончался в конце XII века.
  8.  Нумериан и Карник царствовали в 283 и 284 гг.
  9.  Эмеза — нынешний Гемс, или Гомс, находилась в Финикии, на берегу Оронта, в приморской части современной Сирии (Азиатская Турция).
  10.  Пострадали в 297 году при императоре Диоклетиане в г. Самосатах (в Сирии, на реке Евфрате).