Жизнь по вере

Школа выживания

Страха ради смертного

В специальной литературе достаточно много написано о том, как выживать в экстремальных ситуациях. Можно прочитать, а затем опробовать на практике, как, например, разводить костер без спичек или прятаться от непогоды, находить чистую воду и добывать пищу. Но есть еще и другой аспект выживания, более важный. «…Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин 14, 6), – говорит Спаситель. Здесь имеется в виду жизнь вечная. И если человек попадает в условия, где физически невозможно сохранить свое существование на земле, это совсем не значит, что жизнь его души прекращается в вечности. Бессмертная душа только выходит из тела, и тогда очень важно, что она унаследует по распадении плоти в прах.

Как крестить в экстремальной ситуации?

Отец Савва (Молчанов) совершает Таинство Крещения во время боевых действий в ЧечнеЧто такое крещение и для чего оно нужно? Мы не получаем от этого таинства никаких льгот или поблажек при странствовании по этому преходящему миру. Но оно является важнейшим условием жизни духовной. По сути, это рождение человека для Небесного Царствия.
Бог наделил людей разумом и свободой, чтобы они могли любить, поскольку любовь без разума и свободы невозможна. Но первые люди через грехопадение отпали от Бога. Они отдалились от Источника жизни и вкусили смерть –духовную и физическую. В результате духовной смерти сердце человека каменеет, утрачивает способность любить и сострадать. В это окаменелое сердце входят страсти – гордость, ненависть, зависть, лукавство, превращающие жизнь человека в ад. А  физическая смерть, означает болезни, недомогание, старость и, в конце концов, кончину человека.
Но Бог все равно любит людей. Для их спасения Он послал в мир Своего Единородного Сына, то есть Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек. Он разрушил  господство смерти над человеком и создал на земле Церковь.
Именно через Церковь люди соединяются с Богом и освящаются Его благодатью, избавляются от смерти и получают вечную жизнь.
Крещение совершается троекратным погружением крещаемого в воду, при этом священник произносит слова: «Крещается раб Божий (называется полное имя крещаемого) во имя Отца, (первое погружение) аминь . И Сына, (второе погружение) аминь . И Святаго Духа,  (третье погружение) аминь».
Это символизирует собой трехдневное пребывание Христа Спасителя во гробе, после чего совершилось Его Воскресение.
Подобно Сыну Божию каждый крещаемый  проходит этот путь смерти и воскресения. Крестившись, человек умирает для греховной жизни и воскресает для жизни с Богом. При этом крещаемый человек полностью обновляется, ему прощаются грехи, совершенные до Крещения.
Он отрекается от сатаны,  соединяется со Христом и становится членом Церкви. На протяжении всей своей жизни христианин не  должен забывать, что он отрекся от сатаны и обещал не участвовать в его делах.
Но если рядом нет священника, а человек, почувствовав приближение неизбежной смерти, хочет соединиться со Христом, то что делать тогда? Желание человека креститься должно быть добровольным. В этом случае человека может крестить любой христианин, который находится рядом с ним. Но желающий креститься должен подтвердить свою веру в Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого. Можно крестить водой из реки или другого водоема, кипяченой водой. Главное, чтобы тот, кто крестит, сам был верующим человеком и смог бы правильно произнести формулу крещения: «Крещается раб Божий (называется полное православное имя крещаемого) во имя Отца,  (первое погружение или окропление, если нет возможности крестить погружением) аминь. И Сына,  (второе погружение или окропление) аминь. И Святаго Духа, (третье погружение или окропление) аминь».
Многие люди не знают, были ли они крещены в детстве. Это и понятно, так как во время преследования за веру часто крестили тайно. В этом случае к формуле крещения добавляются слова аще не крещен есть. Тогда это будет звучать так:«Крещается раб Божий (называется полное православное имя крещаемого) аще не крещен есть во имя Отца,  (первое погружение или окропление, если нет возможности крестить погружением) аминь. И Сына, (второе погружение или окропление) аминь . И Святаго Духа,  (третье погружение или окропление) аминь».
В случае смертной опасности можно крестить и душевнобольных людей.
Нельзя выливать ту воду, которая осталась после крещения, куда попало. Ее можно вылить в реку или в то место, где она не будет попираема кем-либо.
После крещения совершается таинство миропомазания. Через это священнодействие на человека нисходит Дух Святой, исполняя его благодатью и силой Божией. Поэтому, если после крещения умирающий выживет, необходимо восполнить таинство миропомазания. Обычно это делается в храме, поскольку его может совершать только священник или епископ. Но бывают случаи, когда миропомазание совершается на дому или каком-либо другом месте, если того требуют обстоятельства.
Очень жаль, что в современных печатных изданиях по выживанию не уделяется внимания духовному аспекту поведения человека в экстремальных условиях. Духовная составляющая является отнюдь не второстепенным, а, скорее, главным фактором выживания. И это доказано многовековой историей всевозможных войн.

Как принимать исповедь умирающего


Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Евангелие от Матфея, г.4, 17

Таинство Исповеди установлено самим Спасителем. Он дал Своим ученикам власть «вязять и решить» грехи человеческие: «…примите Духа Святаго.   Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 23–24). Апостолы передали эту власть епископам, а епископы – священникам.
Мы омываем тело, чтобы очистить его  от грязи, потому что нам неприятна телесная нечистота. Точно так же можно очистить от грязи душу. Для этого необходимо принести покаяние и исповедать свои грехи священнику. Исповедь – это духовная баня, омывающая духовную нечистоту. Ведь дело в том, что за те грехи, в которых мы раскаялись и назвали на исповеди, Господь уже не спросит нас на Страшном Суде!
 «Прощаю и разрешаю грехи твои...» – говорит священник, разрешая кающегося христианина от грехов. Многочисленные свидетельства больных, переживших клиническую смерть и вернувшихся из потустороннего мира, подтверждают слова Христа о том, что нам  придется дать ответ за каждое свое действие, за каждое слово, за каждый поступок. Нельзя забывать, что «… не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).
В результате грехопадения в человека вошли страсти, он стал склонен ко греху. И если, стараясь соблюдать заповеди Божии, мы воздерживаемся от грехов в делах и словах, то от непотребных помышлений нам воздержаться ох как непросто. Но именно мысли рождают беззакония, именно через мысли человек соблазняется на неправедные дела. Мы часто забываем, что наши помыслы полностью открыты Господу, Его святым и небесным Ангелам. Мы словно обнажены перед ними, как бы не старались скрыть ото всех свои невоплощенные в слова и дела мерзости. О них могут не знать люди, но не Всеведущий Господь. Поэтому, если мы не научимся отсекать греховные помыслы на земле, то после смерти наша нечистота будет явно обнаружена.
Каждый христианин время от времени приходит на исповедь, чтобы очистить свою душу покаянием. Без поста и исповеди священник не допустит христианина до Таинства Причащения. Но это в обычной жизни. Сейчас же речь идет об исповеди перед возможной смертью, когда уже невозможно будет после вспомнить забытые грехи и что-либо изменить. В этой ситуации очень многое зависит как от самого человека, так и от того, кто присутствует рядом. В экстремальной ситуации исповедь нуждающегося в ней человека может принять любой христианин, находящейся рядом. Но после он должен будет передать ее священнику, так как только священник по данной ему благодати может разрешить душу человека от грехов, а после хранить ее в тайне до собственной смерти. В военной обстановке знать, как правильно принять исповедь умирающего, более чем актуально. Допустим,  тяжело раненный воин доживает последние минуты. Если известно, что он церковный человек, ему можно прямо предложить исповедаться ввиду тяжелого ранения. Если же этот человек крещен, но мало знаком с таинствами Церкви, необходимо проявить осторожность, для того чтобы настроить его на покаяние. Можно даже не упоминать о приближающейся кончине, сказав, например, что прощение обид и раскаяние в собственных грехах облегчает состояние души даже здоровых людей. В этом случае неуместны ни миссионерские беседы, ни длинные нотации, ни психологическое давление или назидание. Если человек находится в ясном сознании, но, вследствие ранения, не может говорить, можно задавать ему вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет» глазами, губами или как-то еще.
Бог послал Своего возлюбленного единородного Сына на крестные муки, чтобы омыть грехи мира Его страданиями. Без покаяния нам не войти в Небесные Обители. Поэтому помочь умирающему исповедать грехи, очистить душу через раскаяние – дело очень важное и богоугодное.

В М