Публицистика

Дети наше будущее


«Пустите детей приходить ко Мне…»

Когда цветы чувствуют уход и заботу, они наполняют мир красотой, радостью и благоуханием. Точь-в-точь как дети.

Дети это особый Божий народ. Непосредственный и верный, незлобивый и любвеобильный, доверчивый и послушный. Дети как будто созданы для радости и счастья. Когда они улыбаются, улыбается все вокруг, когда страдают, вместе с ними страдают и все остальные, поскольку страдание как-то не свойственно ребенку, он слишком мал и слаб для него.  Своей беспомощностью они побуждают к покровительству, а наивностью к мудрости и любви.
Когда Спаситель говорит о простоте, смирении и безоговорочной вере, основанной на полном доверии, Он приводит в пример детей. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Это необходимое условие для спасения. Часто бывает, что маленькие Божии человечки оказываются мудрее умудренных житейским опытом взрослых. Они словно учат нас жить, но не так как часто живем мы – суетливо и скверно, они показывают пример чистой и богоугодной жизни, цельного мировосприятия и удивительной простоты. «Я вправляю им мозги, а они лечат мне душу» – говорит один из героев фильма «Один и без оружия», когда речь идет о мальчишках. И это действительно так. В силу своего возраста дети не могут понять, почему мир устроен так не правильно. Зато, благодаря душевной чистоте, и относительной свободе от страстей, еще не успевших развиться в них, знают, как он должен быть устроен.
Детская вера.
«Если будете иметь веру и не усомнитесь, … если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет». (Мф. 21, 21). Такая вера может быть только у святых или у детей. У святых вера глубокая, а у детей непосредственная. Например, играют в песочнице дети, один мальчик верующий, а другой – нет. Видимо, как и его родители, неверующий пытается убедить верующего и говорит: «Мой папа летчик. Он летал на небо и Бога там не видел». «Ну и что, что твой папа Боженьку не видел, – отвечает верующий. – Зато Боженька его видел». Эта вера не требует доказательств. Она и так есть, и она теплая, чистая, живая. 
Недавно мне рассказали случай, как одна женщина закрыла свою дочь дома и ушла на работу. Но девочке захотелось к маме и она пошла… Когда малышка показалась в бухгалтерии, где работала мама, та чуть не упала в обморок. «Как же ты вышла»? – вскричала встревоженная женщина. Квартира располагалась на пятом этаже. «Открыла окно и вышла, меня беленький дедушка на ручки взял». Как тут не вспомнить случай с мальчиком Прохором ставшим впоследствии величайшим русским святым преподобным Серафимом Саровским, когда, упав с колокольни, он не претерпел никакого вреда.
Другой случай произошел с бабушкой одного нашего захожанина. Естественно, тогда она была еще ребенком. Это было в деревне в начале лета. Взрослые ушли на первый сенокос, а их со старшим братом оставили дома. Неожиданно случился пожар. Бросив косы, крестьяне побежали в деревню. Спасти горящие дома не удалось. А дети уцелели. Они сидели неподалеку на лужайке и играли необыкновенными, неземной красоты яблоками. Июнь, откуда яблоки? И как они оказались здесь? «Пришла Тетя, увела нас и дала нам по яблочку», – объяснили дети. Впоследствии среди пепла, оставшегося после пожара, была найдена не тронутая огнем икона Божией Матери Казанская.
У чистых все просто, у простых все чисто. Недаром с давних времен на Руси считалось, что если в доме младенец, то в доме Ангел. Младенцы-то были все крещенные. Да и сейчас многие православные родители отмечают, что их малыши, глядя на иконы, разговаривают со святыми. О чем они говорят?
Детская молитва.
Детская молитва поистине чудотворна. Примеров тому превеликое множество. Некоторые родители не гнушаются ставить детей на молитву в затрудненных жизненных обстоятельствах, и, как правило, все разрешается самым наилучшим образом. Но дети умеют молиться и сами. О чем? О том, чтобы всем людям было хорошо. О том, чтобы все преступники стали добрыми людьми. О том, чтобы у всех детей были мамы и папы. И Господь слышит их молитвы. Не слышат только взрослые, обладающие свободной волей, но направляющие ее в разрез с волей Божией.
Потрясающий пример детской молитвы явила одна еврейская девочка, внучка раввина, дочка ревностных и очень богатых иудеев. Ее отец, выходя из дома, забыл выложить вексель на десять тысяч рублей. Не желая возвращаться, он подозвал пробегавшую мимо Сару и приказал отнести ценную бумагу ему в кабинет. Сара взяла бумагу и побежала выполнять отцовское поручение. Но как это часто бывает с детьми, по дороге отвлеклась и заигралась. Вечером горничная взяла ее платье в стирку, и векселя с тех пор уже никто не видел. А утром отец спросил Сару про ту бумагу, которую он ей дал. С этого момента жизнь девочки сильно изменилась. Отец был крутого нрава. Он дал ей на поиски две недели, ровно столько, сколько требовали того дела, в противном случае ее ждало жестокое наказание. Теперь Саре уже не хотелось играть, да и жить тоже. Она забиралась в дальний угол их роскошного сада и думала, как бросится с обрыва в реку после истечения определенного отцом срока.
К их саду примыкал сад доброй русской женщины, которая часто прерывала работу и становилась на молитву, осеняя себя крестным знамением. От этого ее доброе лицо становилось еще добрее. Сара не умела молиться, но, глядя на эту православную женщину, она от всего сердца стала повторять: «Русский Бог, помоги мне!» Так продолжалось до назначенного отцом дня. А утром, встав раньше всех, Сара решила навсегда покинуть родительский дом. Она вышла в сад, взялась за калитку и увидела подоткнутый в нее вчетверо сложенный лист бумаги. Это был вексель. «Русский Бог, это ты помог мне!»
Впоследствии, преодолев все трудности, связанные с ее положением, она крестилась в православную веру, приняла монашество и закончила свою жизнь схимницей.
 «Злые дети».
Пока дети маленькие они мыслят цельно. Их интересуют глобальные, принципиальные вопросы. Они спрашивают, например, что такое смерть? Как произошел мир? Откуда берутся люди? Где живет Бог? Но когда начинается взросление, это болезненное состояние перехода из ребенка во взрослого, эти маленькие человечки меняются и часто не в лучшую сторону. Потом ситуация может быть выправиться, потом все наладится, страсти улягутся, отрезвится ум. Но в этот подростковый период человек становится или неуправляемым или, по крайней мере, трудно управляемым существом. Дерзкие, самовлюбленные полуличности на самом деле прикрывают неадекватным поведением свой хрупкий и уязвимый внутренний мир. В это время они нуждаются в особенной заботе взрослых, хотя выражаться она должна уже иначе, чем прежде. Только тогда взрослые не потеряют доверие к себе, если сумеют правильно выработать отношение уже не к ребенку, но еще и не ко взрослому человеку. В противном случае может случиться беда. У Пушкина есть даже такой термин «злые дети». Примеров предостаточно. 
Как-то я был свидетелем уличной сценки, когда группа подростков обкидывала снежками прохожих. Выбирали, в основном, мужчин пожилого возраста, которые не могли ответить. Кидали в спину, а потом притворялись, что попали случайно. Когда человек опять поворачивался спиной, все повторялось снова. Все, конечно, реагировали по-разному: одни предпочитали не связываться и уходили, не обращая внимания на хамов, другие ругались, но ничего не делали. И действительно, что можно предпринять в подобной ситуации? Как привлечь их к ответу? Если применить физическую силу, то сам окажешься виноватым. Взять за шиворот и потащить в отделение милиции? Не серьезно. Так этим подросткам все и сошло с рук. Покурив после забавы, они с чувством выполненного долга отправились в Интернет-клуб.
Подобное случалось во все времена. Вспомним хотя бы житие святой блаженной Ксении Петербургской: «…костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью». Духовные люди расценивают поступок блаженной Ксении не однозначно, видя в нем и стремление нанести ущерб собственному почитанию окружающими, и показать мальчишкам, что зло не бывает безнаказанным. Но это еще что… Вспомним как поступил в назидание всем народам и временам пророк Елисей, много помогавший людям, но умеющий и пресекать зло: «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2, 23–24). Эти дети уже должны были знать заповеди о почитании старших, они даны еще пророком Моисеем. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12). «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев. 20, 9). Те народы, и даже просто люди, у которых принято почитать родителей, неизменно почитают и всех людей старших себя. Это прямое следствие, вытекающее из данной Богом заповеди. И наоборот, не могут люди почитать родителей, если не привыкли оказывать уважение и остальным старшим.  Об этом говорит и христианское вероучение. Почитание старших обусловливает в обществе стройность и порядок.
Жестокий мир.
К сожалению, в современном обществе уважения к старшим в дефиците. Это отражается на всем строе нашей жизни, в том числе и на отношении взрослых к детям. Во многом взрослые (невоспитанные в детстве как следует) сами виноваты в сложившейся ситуации. Они невольно или преднамеренно сами портят не только отдельных детей, но и подрастающее поколение в целом, воспитывая не должно и безнравственно. Ребенок это чистый лист; и писать на этом листе скверные слова, делать уродливые рисунки не только подлость, но и своего рода кощунство. «…Вы храм Божий…  », – говорит Апостол. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3, 16-17). В первую очередь это касается экспериментаторов в области детской души. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14), – повелевает Христос, а власть имущие взрослые часто поступают наоборот. Почему до сих пор в школах нельзя учить детей почитать Творца Вселенной, чтить отца и мать, не убивать, не красть, не желать ничего, что есть у ближнего потому, что так заповедал Бог, а не потому, что это всегда меняющиеся общечеловеческие ценности? Что в этом плохого? Православная Церковь учит милосердию, незлобию, воздержанию, миру со всеми, почитанию человека как образа Божия, и соответствующего отношения к нему, правде, любви и подобного тому. Что в этом страшного? Этого рассказывать детям на уроках почему-то нельзя, зато можно духовно обкрадывать детей и растить из них полуживотных особей мыслящих строго в рамках дарвинского учения. Получается, как в природе выживает сильнейший, так надо учить выживать детей, хотя бы за счет других. Если живем один раз, значит надо взять от жизни все, хотя бы у ближнего своего.  Тщательно забраковывается даже ни к чему не обязывающий предмет «Основы православной культуры». Чему же после этого удивляться?!  О том, что предлагают подрастающему поколению улица и СМИ не стоит и говорить, и так все ясно.
Взрослые тоже дети.
Взрослые, имеющие разум, поступают как дети, еще не знающие что такое хорошо, и что такое плохо. Но и они тоже дети, и не только своих земных родителей, а в первую очередь своего Небесного Отца. Только пока пребывают на земле, почему-то забывают об этом. Иногда Господь особым образом напоминает людям о себе.
В Барнауле в советское время произошел случай, вошедший в новую церковную историю под названием Барнаульского чуда. Умерла одна коммунистка Клавдия Устюжанина. Умерла, только не совсем, и попала на «тот свет». «…Знаю Я, что у тебя мальчик есть. И тебе его жалко?...Тебе одного жалко, а вас у Меня без числа, и мне всех вас в три раза жальче. Но какой же вы путь себе избрали неправедный! Зачем вы стремитесь наживать себе большое богатство, зачем делаете всякую неправду? Видишь, как теперь расхищают твое имущество? Кому пошли твои пожитки? Твое имущество расхитили, ребенка отдали в детский дом, а твоя грязная душа пришла сюда…», – сказал ей Господь и вернул на землю. Женщина принесла достойные плоды покаяния. Ее сын в последствии стал священником. Но сотни очевидцев явного чуда, как и близкие упомянутой девочки Сары, так и остались безучастными не столько к ее судьбе, сколько к своей душе. Как это все знакомо. Получается, что мы сами лишаем себя благ, которыми Господь хочет нас одарить. Христос прямо говорит, что «…если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11).  Так может лучше и не пренебрегать?! И детей пустить ко Христу, и самим устремиться к Нему, время то еще есть.

В. М.

– Когда вырасту, буду монахиней, – говорит пятилетняя К.
– Как благословят, – поправляет трехлетняя сестра.

Мама пытается брызнуть ребенку в горло лекарство. Дочка сопротивляется. Вдруг ее осеняет:
– Нельзя брызгать! Пост, пост идет!

В походе, на местах былых сражений один мальчик все старался найти автомат. Он ходил по лесу, искал по полям, и все разговоры у него были только об этом. Неожиданно на привале все услышали горн и радостные крики, видимо неподалеку был детский летний лагерь.
– Они так радуются,  потому что автомат нашли, – со вздохом сказал мальчик.

Внучка с бабушкой возвращаются после театрального представления из уголка Дурова. Бабушка спрашивает:
– Ты там, лисичку видела?
– Видела.
– А енота видела?
– Видела.
– А медвежонка видела?
– Видела.
А еще пойдешь в театр?
Какой театр?...

Дети разшалились. Сердитый папа входит в комнату, оглядывает притихших детей строгим взглядом и говорит, уходя:
– Попробуйте мне еще пикнуть!...
Как только за ним закрывается дверь, раздается тоненький голосок:
– Пи-пи-пи…
Словарь некоторых детских слов:
Cтригалка (парикмахерская), чуй (нюх ), Сердитый пост (Великий, т.е. строгий пост), пик и все (включите свет).