Жизнь по вере

Православная Иверия


Православная Иверия

Бывший грузинский монастырь Креста в ИерусалимеБлагодаря вооруженному конфликту в Южной Осетии летом 2008 года, между Грузией и Россией заметно обострились отношения. Поэтому нам сегодня особенно важно вспоминать, и о нашей совместной истории, и о том, что мы братья во Христе.
Особые чувства питают русские к Грузинской Православной Церкви. Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе; другая древняя святыня - могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея. Но распространение христианской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, благодаря подвигу которой имя Христа засияло в Грузии на шесть с половиной веков ранее, чем на Руси. Под влиянием святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. За прошедшие века Грузинская Православная Церковь обогатила сокровищницу христианства многими памятниками церковного зодчества, и не только в своих пределах: всему христианскому миру известен Иверский монастырь на Святой Горе Афон. Братские и дружественные связи между Грузинской и Русской Православными Церквами упрочились и укрепились за долгие годы, в течение которых Грузия была в составе России.
По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).
Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея.
Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.
Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха.
Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси Место захоронения Шоты Руставели в монастыре Крестаподвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября).
Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. Однако, в силу национальных причин, в конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.
С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.


Особого внимания заслуживает проект установления новых отношений между Грузинской Церковью и государством Грузии.

ИЗМЕНЕНИЯ В ГРУЗИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ЦЕРКВИ

Согласно закону, подписанному президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе 30 марта 2001 г. на основании решения парламента, глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом:
1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства.
2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ ГРУЗИЯ И АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ ГРУЗИИ

Настоящее Соглашение заключают между собой Государство, представленное Президентом Грузии, и Церковь, представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии.
Православная апостольская Церковь существует в Грузии две тысячи лет, с V века имеет статус автокефальной и является частью всемирного православия. Большинство населения Грузии — православные христиане. Конституция Грузии признает особенную роль Православной Церкви в истории страны. В Грузии признана полная свобода религии и вероисповедания. В развитых странах мира исторические церкви получили особый юридический статус.
Согласно Конституции Церковь независима от Государства.
1. Государство и Церковь подтверждают готовность к сотрудничеству на основе соблюдения принципа независимости друг от друга.
2. Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии. Функции публичного права Патриархия выполняет только в случаях предусмотренных этим Соглашением и законодательством Грузии.
3. Государство и Церковь имеют право заключать соглашения в отдельных сферах совместных интересов.
4. Духовные лица не подлежат призыву в армию.
5. Государство гарантирует соблюдение церковных таинств. Представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны.
6. Государство признает брак, зарегистрированный церковью.
7. Государство обеспечивает создание института военных священников в армии.
8. Государство обеспечивает создания института капелланов в тюрьмах.
9. Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает Государство по представлению Церкви.
10. Государство и Церковь обоюдно признают соответствующие теологические и духовные сертификаты (дипломы).
11. Государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения.
12. Церковь утверждает проекты православных храмов и других церковных сооружений и выдаёт разрешение на их строительство с согласованием в специальных государственных службах.
13. Церковь имеет право осуществлять хозяйственную деятельность по установленному законом порядку.
14. Источниками финансирования церкви являются добровольные пожертвования, доходы полученные от хозяйственной деятельности, инвестиций, грантов, иной помощи.
15. Имущество церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество.
16. Собственность церкви и другие имущественные права защищены законом. Государство не имеет право отчуждать от Церкви её имущество. Церковь распоряжается своим имуществом на основе норм церковного права в соответствие с собственным уставом и соблюдением действующего законодательства Грузии. Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду. Собственностью церкви может быть имущество, не запрещенное законодательством Грузии.
17. Государство признаёт церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, а также руины (развалины).
18. Государство признаёт собственностью церкви церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах. Церковные ценности как часть общенациональных сокровищ являются совместной собственностью Государства и Церкви (кроме святых мощей и святых реликвий). Вывоз церковных ценностей в религиозных и культурных целях возможно только на основании соглашения с государством.
19. Государство и Церковь совместно заботятся о защите и охране церковных сооружений и ценностей, имеющих историческое, археологическое, архитектурное и культурное значение.
20. Государство берёт на себя обязательство вести переговоры с соответствующими государствами по поводу находящихся на их территориях грузинских православных храмов, монастырей и их развалин, а также хранящихся там церковных предметов.
21. Государство обязуется частично возместить церкви ущерб, нанесённый ей в XIX-XX вв., особенно в 1921-1990-х годах. С целью изучения этого вопроса, установления форм компенсации и других деталей, в течение одного месяца со дня подписания соглашения будет создана специальная комиссия.
22. Двунадесятые праздники (12 великих праздников) объявляются праздничными и выходными днями. Воскресение, как правило, не может объявляться рабочим днём.
23. Внесение изменений и дополнений в это соглашение возможно только на основании соглашения сторон и после утверждения этих изменений Парламентом и Священным синодом.
24. Соглашение подписывают Президент Грузии и Католикос-Патриарх. Соглашение ратифицируется Парламентом и Священным синодом. Государство обеспечивает публикацию соглашения в течение недели после подписания. Соглашение входит в силу со дня публикации.

Президент Грузии

Католикос-Патриарх Грузинской Православной автокефальной Церкви


Присоединяйтесь к нам

Поиск

Объявления

12.09.2017

Молебен и собрание перед началом учебного года

 подробнее

13.02.2017

При нашем храме проводятся и действуют

 

подробнее

10.02.2017

Страницы Светлой Жизни

 подробнее

все объявления


Новости



Календарь



Задать вопрос

Отправить

Создание веб-сайта веб-студия ФЕРТ