Публицистика

Виртуальный мир

Телевидение и дети
  

   В печати неоднократно сообщалось об огромном разрушающем влиянии телевидения на детей и подростков. Детские психиатры и психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни, связанные с воздействием телевизоров и компьютеров. Но какой же вред приносит детям наш обычный домашний спутник, нет, не спутник, а теперь уже незаменимый член семьи – телевизор? Вред от него троякий: облучение, приводящее к развитию нервно-соматических нарушений; астеноневротические и соматические нарушения, связанные с длительным сидением около телевизора, общей обездвиженностью; информационное воздействие, проявляющееся главным образом в психоэмоциональной сфере.
     Дети проводят много часов подряд у телевизора или компьютера. Их внимание целиком направлено на экран. Эти дети, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к резкой астенизации (истощению) нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, им нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, показываемых в телепередачах). Утром они с трудом встают, чувствуют себя неотдохнувшими.
     В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.
     Развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми в классе, обидчивыми. Успеваемость у них ухудшается.
     В результате длительного сидения и малоподвижного образа жизни может расстраиваться работа кишечника, ухудшается его перистальтика и появляются запоры. Могут развиваться застойные явления в органах малого таза, что способствует возникновению или усилению онанизма, что, в свою очередь, еще более астенизирует нервную систему. У детей появляются астеноневротические состояния, частые головные боли.
     В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, а черты характера ухудшаются. Соматические нарушения и малоподвижный образ жизни приводят к частой заболеваемости.
     Страшным является и то, что результатом длительного сидения у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора отвечают скандалами и слезами.
     Дети настолько вживаются в мир, показываемый по телевидению, что впитывают его в свою душу и стремятся жить по его законам. Телевидение вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия, жестокости.
     Особенно опасны для психического и интеллектуального развития детей электронные игры и специальные электронно-игровые приставки для телевизоров. Электронные игры настолько увлекают детей, что они забывают обо всем на свете. Часами без отрыва они могут сидеть у экрана телевизора или с электронной игрушкой.
     Дети воюют с пошлыми персонажами, которых надо убивать или от которых надо спасаться. Многие ученые сравнивают воздействие «электронных монстров» на мозг детей с воздействием наркотиков. Они считают, что эти «умные» (электронные) игры нисколько не развивают творческую интуицию, интеллект, а наоборот, закабаляют его. При этом используются лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, т. к. эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может.
 Писатель В. Тростников совершенно справедливо отмечает: «Ни один истинно умный человек не пользуется в жизненных дилеммах какими-то алгоритмами – это делают скорее шизофреники (так называемый резонёрский бред). Если бы качества, развиваемые азартными играми, на самом деле были полезными, то военачальниками ставили бы лучших шахматистов – ведь игра в шахматы изначально была задумана как имитация военных действий. Однако сам акт имитации уже несет в себе редукцию такой степени, что подражание получается в корне отличным от оригинала. Нет сомнений в том, что Суворов проиграл бы в шахматы не только Каспарову, но любому второразряднику».
     Электронные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям. Дети «заболевшие» электронными играми, становятся непослушными, недисциплинированными. Они привыкают делать не то, что нужно, а то, что приятно.
     Таким образом, влияние телевидения и электронных игр на развитие и здоровье детей не только не безразлично, но и прямо вредно и оказывает влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье и на духовное их развитие.

Иеромонах Анатолий (Берестов)