О вечности

По ту сторону жизни


По ту сторону жизни.

Беспечно живет мир. А чтобы не пугала расплата за эту беспечность, придумывает небылицы, которыми можно оправдать все свои поступки и пожелания, особенно  явно греховные.
Человек искусства видит выход в том, чтобы упаковать, раскрасить, нарядить  грех  в красивые одежды, при помощи драматургических средств преподнести его как нечто привлекательное и достойное внимания. Тем самым не только оправдывая себя, но и как бы предлагая разделить ответственность за свою жизнь, за свои мысли и мечтания с другими.
Похоже, что именно к такому привлечению к своим фантазиям как можно большего числа людей расположен режиссер Марк Форстер, создатель фильма «Волшебная страна». Судя по отзыву критики, это «мелодрама о том, что смерти не стоит бояться».
Действие происходит в Лондоне в 1904 году. Некий писатель Дж. Метью Барри знакомится с одинокой женщиной, вдовой, матерью четырех сыновей. Оставляет свою жену и становится близким другом Сильвии, так зовут вдову, и приемным отцом ее мальчиков.
По западным меркам, брак, может быть, и считается делом личной свободы. С другой стороны, безусловно, жаль одинокую женщину, да еще с четырьмя детьми. Но в христианстве такой поступок называется прелюбодейством и является одним из самых тяжелых, смертных грехов, то есть убивающих душу человека, лишающих ее общения со Христом в вечности.
Вскоре оказывается, что Сильвия смертельно больна. И через некоторое время она будет вынуждена покинуть этот мир. Но в фильме, по словам критиков, исполненном «подлинных страстей», названном лучшим фильмом года, проводится мысль, что «смерти не стоит бояться. Ведь это самое потрясающее приключение, которое можно пережить в жизни».
Воистину люди не понимают, что творят. О смерти как «приключении» и стоит нам поразмыслить. Потребительское отношение к жизни распространилось и на смерть. В западном «образцовом» образе жизни все должно быть с комфортом: и работа, и семья, и жизнь, и даже смерть.
А ведь беспечное отношение к смерти не разделяли даже самые великие и святые люди на земле. «Предсмертный страх ощущала Пресвятая Дева Богоматерь пред Своим блаженным успением, хотя Ей предвозвещаны были Архангелом Гавриилом Ея преселение в горния обители и слава, там ожидающая Ее, хотя Дух Святый, обильно обитавший в Ней, увлек все помышления и все желания Ея на небо», — Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти».
Подобно Матери Божией вели себя и святые: «Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его: «Авва Агафон, где ты?» — «Я предстою суду Христову», отвечал он. Братья сказали: «Неужели и ты, отец, боишься?» — Он отвечал: «Я старался по силе моей сохранять заповеди Божии, но я — человек и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу?» — Братия спросили: «Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?» —  «Не могу уповать,— отвечал он,— потому что ин суд человеческий и ин суд Божий». Они хотели еще спросить его, но он сказал им: «Окажите мне любовь, теперь не говорите со мною, потому что я не свободен». И он скончался с радостию...» — Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти».
Но и на Западе не все люди разделяют точку зрения на смерть как на некое приключение. И вот пример. Доктор Раулингз — врач реанимолог вывел огромное количество людей из состояния клинической смерти. Одно время он был равнодушен к религии, но после необычного в его практике случая задумался о душе и вечности гораздо более серьезно. Оживляя одного больного, находившегося в состоянии клинической смерти, доктор Раулингз пытался заставить сердце работать путем механического массажа. Пациент приходил в себя и говорил, что он находится в аду, умоляя доктора не прекращать массаж сердца! Потом снова отключался. Так происходило несколько раз, пока больной не пришел в себя окончательно. Реанимируемый говорил, что, находясь в аду, испытывает страшные истязания и готов здесь на земле перенести любые муки, лишь бы не вернуться туда…
Тот случай так поразил Раулингза, что он решил заняться более тщательным изучением этого вопроса. Стал опрашивать своих коллег, стал интересоваться о состоянии, в которое попадали пациенты. Результатом этого исследования явилась книга «За порогом смерти».
Доктор Раулингз рассказывает, что одни его пациенты говорили, что там хорошо, легко  и удивительно прекрасно. Очень не хотели возвращаться. Другие – напротив, видели страшных чудовищ и огненные озера. Переживали  тяжелейшие мучения. Особенно характерно состояние страшных мучений для людей, которые пытались покончить жизнь самоубийством. Они видели ужасных чудовищ, но не могли скрыться, убежать или спрятаться.
И еще один немаловажный факт: многие из тех, кто возвращался оттуда, решительным образом меняли свою жизнь.
Трезвенное отношение к смерти заключается в серьезной подготовке бессмертной души к ее переходу в вечность. В постоянном бдении над собой. В пресечении греховных поползновений. В молитвенном вопле к Богу и покаянии о содеянных грехах. Ибо «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21; 27) не войдет в Царствие Божие.
Когда люди соблазняют ближних на грех, то рассчитывают разделить с ними и ответственность за него. Но, во-первых, соблазняющий повинен больше. « Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18; 7). А во-вторых, в том-то и дело, что в страшный неведомый путь по ту сторону жизни каждый из нас пойдет один. Некому будет поддержать или разделить скорбь утраты того, что человеку дорого и близко, к чему прилепилась душа за время земного странствования. Впрочем, это не совсем так. Думается, да и есть тому свидетельства, что человека на том свете встречают родственники, ушедшие прежде, близкие люди. Если душа была праведной, то, несомненно, ее встретят святые, которым она молилась, да и Сам Господь. Ведь еще при жизни она была с ними в общении. Кроме того, ей будут помогать молитвы близких, которые остались на земле, и общая молитва Церкви. О такой помощи немало свидетельств в описании посмертных видений и в отеческих преданиях, и в рассказах современных людей. Дай Бог, чтобы и нас встретили так. Ведь мы этого чаем, об этом молимся, к этому стремимся. 

Владимир Малышев