Публицистика

Трижды рядом со смертью

 

 
 
 
 
К 65-летию Победы
 
 Трижды рядом со смертью
 
Удивительно! Люди, которых, казалось бы, знаешь давно, раскрываются вдруг с неожиданной стороны. Недавно я вдруг узнал интересные подробности из детства давней знакомой Лилии Даниловны Ничипорчик. 
 Война застала Лилию Даниловну в Ростовской области. Фашисты рвались к Сталинграду, еще не догадываясь, что их там ждет. Казачьи станицы, как и сотни украинских, белорусских, русских городов превращались в руины и пепел. Война не щадит никого. Мать Лилии Даниловны жила с двумя дочками на одном из донских хуторов. Отец – отдельно, работая в амбулатории в крупном селе, километров за пятьдесят от хутора. Переживая за семью, он решил перевести их к себе. Погрузив поклажи на повозку, они запрягли быков и до рассвета тронулись в путь. Летом светает рано. Они не успели пройти и полпути, как налетели немецкие самолеты. Вокруг стали разрываться бомбы, загорелось пшеничное поле. Не трудно представить какое впечатление произвело на одиннадцатилетнею девочку это зрелище. Тогда она первый раз посмотрела смерти в глаза.  И тут бабушка Лилии Даниловны стала класть поклоны, горячей молитвой призывая на помощь Господа. «Спаси и сохрани! - взывала пожилая женщина от всего сердца. - Спаси и сохрани!»  Не так вела себя мать. Трудно не верующему или маловерующему человеку в минуту опасности сохранять самообладание, даже если рядом несовершеннолетние дети. Она полностью отчаялась и только истерично кричала, что бесполезно молиться, если с неба падают бомбы. Но Господь действительно услышал молитвы бабушки. Он всегда принимает сердечную просьбу чад Своих, не оставляя их без благодатной помощи. Так случилось и в этот раз. Семейство благополучно и невредимо добралось до села.
Но здесь их ждало новое испытание, ведь в село вошли немцы. Они въехали на мотоциклах, словно к себе домой – бравые, холеные самоуверенные. Они рассчитывали на быструю и успешную войну на блицкрик. Каким она стала для них мы уже знаем.
- Теперь мы рабы, - подумала девочка Лиля, глядя на серые мундиры «истинных арийцев».
Наши отходили не без боев. Рядом с селом слышалась стрельба и взрывы. Отец Лили перевязал раненного, пришедшего к нему в амбулаторию. Но враг стремительно направлялся к Москве, и советским солдатам приходилось либо отступать на восток, либо погибать. Передовые германские части мирных жителей не трогали, им было не до того. Но за ним шли эсэсовцы. Эти не останавливались н6е перед чем. Все девушки села старались спрятаться где только можно. Дома подвергались обыскам и разграблению. Лилия Даниловна так и запомнила этих откормленных холеных отборных эсэсовцев в черных шортах и коричневых рубашках.
Поздней осенью фашисты возвращались с Дона обратно. Они уже не считали войну легкой и быстрой, озлобленно сжигая и взрывая за собой все, что каким-то образом ранее уцелело. В это время девочка Лиля опять повидалась со смертью. И опять – самолет. Немецкий истребитель стал обстреливать людей из пулемета. Рядом с Лилей засвистели пули и заплясали столбики поднятого ими песка. Люди старались укрыться, кто, где мог. Лилия Даниловна до сих пор помнит обозленное лицо фашиста, стрелявшего по сельчанам. Только крыша крыльца, на котором стояла девочка, спасла ее от смерти.
В третий раз смерть была рядом, когда Лиля шла домой, и шальной снаряд разорвался от нее в каких-нибудь двадцати пяти метрах. Но Господь и в этот раз сохранил Свою избранницу.
Ныне донская казачка, химик - кандидат наук, а также художница (автор картины  работа «Дарованная весна» экспонировавшейся в Тверском Музее имени Лизы Чайкиной на выставке, посвященной 60-летию Победы) Лилия Даниловна Ничипорчик живет в поселке Химинститута города Твери. Пожелаем ей долгих и благих лет жизни, а главное - спасения души!
 
Владимир Малышев.