Публицистика

Педагогический труд

 

Педагогический труд
 ближайшие перспективы
19-20 апреля 2010 г. в Школе Народных Искусств Императрицы Александры Федоровны (г. Санкт-Петербург) прошла межрегиональная конференция, посвященная году учителя. Часть докладчиков сосредоточились на образе учителя, как образце для учащихся. Каким видели учителя святые отцы, в том числе недавнего времени св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Феофан Затворник? Какова была педагогическая доктрина выдающихся русских дореволюционных педагогов Константина Дмитриевича Ушинского, Сергея Александровича Рачинского, Николая Алексеевича Ильминского? В связи с тем, что современный учитель в обычной светской школе нередко демонстрирует новую моду – потакание детям, в результате чего — он теряет свое лицо, употребляет в разговоре с детьми сленг, низкую лексику, образцы «молодежного» поведения — в связи с этим важно вернуть в школу положительный образ педагога. Либеральный вариант ювенальной юстиции, направленный на тотальный контроль над учителем, не только не поможет решить эту проблему, но скорее будет способствовать обратному эффекту — усугублять зависимость педагога от произвола детей.
Другой сложнейший вопрос — обучение и подготовка учителей нового поколения, готовых трудиться в школе, ориентированной на традицию, на русскую культуру и православную духовность. Сейчас, как отметила в своем выступлении директор Школы императрицы Александры Федоровны, даже в православные учебные заведения (например, в Свято-Тихоновский университет), идет контингент мало ориентированный на педагогическую деятельность (хотя Педагогический ф-т в этом университете существует). Но педагогов нужно готовить, начиная со школы, где-то с 9 класса средней школы, чтобы институт стал для них продолжением того целенаправленного обучения, которое они начали в школе. Потребность в педагогических православных кадрах будет нарастать, в свете введения в школах «Основ православной культуры». Хотя пока это еще эксперимент в ряде регионов, но есть большая вероятность того, что следом за ним начнется реальное полномасштабное введение в школах этого предмета (хотя и на добровольной основе). Вот тогда «вдруг» потребуется большое число православных педагогов. А атеистические структуры в министерстве образования и науки уже сейчас активно готовят учителей с правом преподавания «Основ православной культуры». Так, что атеисты активно готовятся к часу «х». В то время как выпускники-педагоги Свято-Тихоновского продолжают растворяться в море самых разных дел, часто не имеющих никакого отношения к педагогике (со слов ректора института на конференции в 2006 г.). 
Также все острее встает вопрос о создании православных школ, альтернативных светским школам. За последних 20 лет было создано немало православных школ, гимназий, но не все они оказались жизнеспособны и качественны и здесь есть над чем поразмыслить. Школа Императрицы Александры  относится к числу православных средних специальных школ. В этом учебном заведении есть домовый храм, обязательна молитва, иконы в классах и священные изображения. Учащие школы получают здесь и воспитание, и образование, и профессию. То есть школа решает сразу три задачи, и делает это не умозрительно, конечно, но опираясь на серьезное отношение к труду. Отсутствие трудового воспитания в современной светской школе — одна из причин ее бедственного положения. Все строится на получении только умозрительных знаний, что подразумевает отлучение детей и подростков от важнейшей сферы человеческого бытия — творческого физического труда. В школе Императрицы Александры каждого мальчика учат, как ему самому построить бревенчатый дом, как вырезать ложку, черпак, детскую игрушку, смастерить из бересты туесок или же целый короб, вылепить на круге глиняный сосуд, сделать изразец для печки-голландки; девочек — ткать на старинном стане льняное полотно, сучить пряжу, делать ковры, вышивать золотом, гладью, управляться с коклюшками. Летом на школьной загородной даче все могут поучаствовать в сельскохозяйственных работах: сеянии льна, ржи, уборке урожая и его обработке. Дети сами жнут серпами рожь, потом обмолачивают ее цепами, сушат, мелят вручную на жерновах.  Дети учатся петь старинные песни, знать важнейшие тексты нашей культурной традиции.
Конечно, такой экзотический труд не может сегодня стать делом жизни, но он воспитывает и облагораживает душу, укореняет патриотизм в сердцах, открывает живое лицо земли, и вообще учит духовно относиться к природе. Первым реальным следствием отступления католиков от православия, была потеря духовного отношения к природе, в то время как в православии сохранялось особое отношение к творению Божьему. Для учеников школы императрицы Александры Федоровны тоже остро стоит вопрос: где трудиться после окончания школы? Сфера производственной деятельности сегодня и сужена, и деформирована. На первый план вышли спекулятивно-финансовые формы хозяйствования. Как отметила одна из выступавших: «Весь возможный производственный потенциал в мире уже создан, поэтому вся производственная деятельность сегодня сводится к манипулированию активами». Вот почему самой острой проблемой для современной школы является проблема смысла ее деятельности. Государство и экономика все более подталкивают школу и учащихся к пониманию бесперспективности получения знаний, вселяют не надежды, а уныние в умы и сердца молодежи. Есть потребность (и заказ) на очень узкий круг специалистов, остальные же предоставлены в этой системе потоку движения спекулятивного капитала: торговле — в основном, через перепродажу товаров.
Значит и в этом направлении Русская Православная Церковь должна искать альтернативный путь развития, осмысливать пути кризиса современного светского российского государства и хозяйствования в религиозном, а не только в экономическом или политическом ключе. Глобальный характер экономики и далее будет унифицировать и облекать в красивые одежды все резче проявляющийся эгоизм и государства, и производства. Экономика все боле и более превращается для ее участников в лотерейное шоу: всех подталкиваются участвовать в азартной игре: «А может, повезет», что, несомненно, развращает души и сердца людей, учит легкомысленному отношению к жизни, в своей Родине, к ее истории. Сфера православной педагогики сегодня одна из возможно деятельных сфер, куда очень скоро потребуются значительные силы и молодежи, несомненно, надо ориентироваться на этот живой канал творческого труда.
О.В. Кириченко