Жизнь по вере

Возможен ли православный развод


Возможен ли православный развод?!

Если так поставить вопрос в наше время, то кто-то подумает о том, что речь пойдет о некоем «законном поводе», когда Церковь не воспрещает оставлять супруга или супругу, чтобы устроить свою личную жизнь с кем-то еще. Другие скажут, что опять эти ненормальные авторы затрагивают больную тему. Разве мало распадается сегодня церковных семей, из-за того, что люди воспитаны в потребительском духе и не желают нести свой крест, а ищут легкой жизни и приятного время провождения. На самом деле, этот вопрос стоял перед Церковью всегда. Только отвечали на него иначе.


Развод возможен. Он возможен, когда супруги, имея на это благословение, и по обоюдному желанию расходятся по монастырям, чтобы идти к Богу прямым путем иночества, ибо «…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную…» Мф. (19, 29).
Это, конечно, не значит, что так должны поступать все православные семейные люди. Это удел очень и очень немногих. Однако, в истории Церкви таких примеров немало.
Благочестивый Муромский князь Петр с детства был воспитан в православной вере и целомудрии. Когда наступило время, князь Петр сочетался браком с Февронией, которая также происходила из благочестивого рода, но была простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника». Они справедливо и милостиво правили княжеством. А после разошлись по монастырям. Блаженный Петр принял пострижение с именем Давид. А святая княгиня Феврония, получила в иночестве имя Евфросинии. Святые Петр и Феврония скончались в один день 25 июня 1228 года. Честные тела их похоронили в одном гробе.
 «Блаженный Давид и Евфросиния, – говорит преосвященный Филарет, – в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их».
Нельзя  не вспомнить преподобных Кирилла и Марии родителей игумена земли русской преподобного Сергия Радонежского.
А вот пример последних времен: великий молитвенник и старец современности преподобный Серафим Вырицкий в молодости своей вступил в брак с девушкой, у которой было такое же благословение, как и у него: сначала научиться смирению и любви, вырастить детей в законном супружестве, а затем принять монашество. Исполнив благословение, супруги разошлись по монастырям. И отец Серафим, раздав свое миллионное состояние, не только принял на себя монашеский подвиг, но впоследствии стал великим святым последних времен.
Таких примеров великое множество, начиная с первых веков христианства, и, заканчивая современным днем. Это единственный оправданный повод для расторжения брака. Впрочем, расторжение в данном случае носит весьма условный характер. Вспомним, преподобных Муромских чудотворцев… Они почивают в одном гробе и до сего дня благотворят, прибегающим к ним в нуждах супругам. Они являются покровителями благочестивых семейств. Ведь монашество стало венцом их благочестивой жизни в законном церковном браке. 
Это, конечно, идеальный случай. В жизни чаще бывает по-другому. Один супруг тянет в свою сторону, другой – в свою. И это еще не худший вариант, если учитывать, что даже в верующих семьях бывают такие напасти, как пьянство, жестокое обращение друг к другу, отсутствие любви. Это фактически провоцирует страдающую половину искать отделения, убежища или развода. Но апостол предупреждает: «… вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.» (1-е Кор. 7, 10-11).
Семья представляет огромное значение как для  жизни отдельно взятого человека, так и для всего человечества в целом. О значении семьи прекрасно сказал Иван Ильин: «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения –родине и государству.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, – разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то как именно,– определяется в раннем детстве. Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры».
Из этих слов явствует, что задатки благочестия или нечестия человек может  приобрести в своей собственной семье и уже в раннем детстве. Часто в житиях святых мы читаем, что такой-то преподобный произошел от благочестивых родителей. Этим как бы подчеркивается, что он унаследовал от них стремление к добру, к Богу и получил соответствующее воспитание. Однако, это не заставляет человека поступать так, как поступали его родители. Не программирует его на дальнейшую жизнь. Он всегда волен или созидать или разрушать как самого себя, так и свою собственную семью. Разрушать, конечно, не сложно, но вот как созидать, особенно если вторая половина этому противится? На подобные вопросы в Церкви давно даны ответы. Во-первых, вспомним слова апостола Павла: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.» (1-е Кор. 7, 12-14). Итак, есть возможность созидания. Но необходимы усилия, и усилия не малые. Необходимы молитва, понуждаемая любовью и любовь, воспламеняющая молитву. Такую молитву Господь не отвергнет и обязательно устроит все наилучшим образом. Когда человек решается изменить свою жизнь к лучшему, отдалиться от греха, исцелить действующие в нем страсти и пороки, когда с внутренним воплем и искренней мольбой обращается к Богу, его жизнь действительно начинает меняться к лучшему. Когда «человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26-28). Через какое-то время можно увидеть, что и человек, и его жизнь преобразились. То же самое происходит и в семье, даже если на ниве ее преображения трудится только один супруг. Часто бывает, что и второй супруг, уловляемый любовью своей половины и благодатью Божией, по молитве и старанию своего верующего доброго жизненного спутника, начинает тоже созидать семью. Еще чаще бывает, когда просто не препятствует. Ну а если все же препятствует, не созидает, а разрушает, то это тяжкий крест, посылаемый человеку по особому промыслу Божию. Это мученичество в миру. И хотя он (этот крест) действительно тяжел и порой кажется невыносимым, все равно не дает повода для развода.
Таким образом, в Церкви не благословляется оставлять человеку жену. И в то же время православный развод возможен. Но только при стремлении к высшему проявлению любви к Богу, когда человек чувствует необходимость всецелого удаления от мира, когда от этого никто не страдает, когда на такой шаг его призывает Сам Господь.

Владимир Малышев

.