Жизнь по вере

Неосуждение

 

Неосуждение – без труда спасение
Господь говорит, что если человек не осуждает других, то и сам не будет судим от Господа. Казалось бы чего же проще. Научись не осуждать никого, и унаследуешь Царствие Небесное. Почему же эта заповедь так трудна для исполнения. Видимо потому, что неосуждение происходит от желания оправдать. А желание оправдать происходит от любви. А любовь – венец совершенства. Таким образом, не осуждающий ни ближних, ни дальних уже чист душой, а для чистых все чисто. И только очищенные души получают от Бога доступ к блаженному Раю.
В канун памяти великого святого великомученика Георгия Победоносца Святая Церковь вспоминает удивительного святого – преподобного Виталия монаха. Он жил в Александрии во времена патриаршества Иоанна Милостивого. И пришел туда из монастыря преподобного Сирида. Когда этот инок приблизился к старости, будучи шестидесяти лет от роду, то подъял на себя необычный подвиг. «Он составил себе список всех блудниц, живших в Александрии и о каждой из них особо усердно молился Богу, дабы Господь отклонил их от их грешной жизни. Старец нанимался на работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище, остальные деньги отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: «Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха». И так сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала, а старец, став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. На утро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не рассказывать о его поступке. Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой. Господь Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из блудниц, пристыженные таковыми добродетелями Виталия, сами вставали на молитву, и вместе с ним, преклонив колена, молились».
Естественно, что люди, видя только внешнюю сторону дела, всячески презирали старца и надсмехались над ним, считая его нечестивцем и блудником.
Многие из прежних блудниц, благодаря молитвам и делам старца, оставляли прежнюю греховную жизнь, выходили замуж, или проживали без мужа в чистоте, питаясь трудами своих рук. А осуждающим его людям, старец советовал не осуждать, хотя и трепетно оберегал свою тайную добродетель. «Зачем вы осуждаете меня? – говорил им преподобный Виталий. – Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его».
Понятно, что Александрия в те времена не может сравниться с сегодняшней Москвой или каким-либо другим современным мегаполисом. Но как нам не хватает сегодня таких неравнодушных духоносных старцев, способных поставить преграду страшному нечестию окружающему нас со всех сторон. Интернет, телевидение, журналы культивируют плотские грехи, затягивая в свои сети все новых подрастающих граждан. Это острейшая проблема человечества, поскольку благодаря именно плотским грехам душа наиболее удобно уловляется силами тьмы для вечной погибели в геене. Стоит вспомнить по этому поводу разговор двух монахов о страшных грехах. Один из них спросил другого:
– Какой наиболее тяжкий грех на земле?
– Отречение от Христа, – отвечал второй старец.
– Отречение от Христа действительно тяжелый грех. Но если человек принесет в этом покаяние, то сразу принимается в церковное общение. А если совершит прелюбодеяние, а затем раскается, то до пятнадцати лет несет епитимью.
Плотские грехи совсем не так безобидны, как кажутся современным любителям нечестивых развлечений. Недаром бесы блудного мытарства хвалятся, что именно они уловляют для ада наибольшее количество человеческих душ (см. Житие преподобного Василия Нового, 26 марта). Но хотелось бы поговорить сейчас не об этом. А о том, что необходимо делать, чтобы наиболее удобно избежать вечного мучения.
Однажды, когда вышеупомянутый преподобный Виталий выходил из дома блудниц, его встретил юноша, который сильно ударил старца по щеке, говоря: «Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово»? Сам же юноша шел именно в этот дом, собираясь поступить соответственно его по прямому назначению. Но посчитал возможным проучить преподобного, так как думал, что преподобный позорит монашеское звание.
Здесь стоит разобраться. Очевидно, что монашествующим неприлично бывать в подобных заведениях. Но почему мирянин берет на себя смелость судить монаха?! Такое поведение можно наблюдать и сегодня. Оно необязательно касается именно этого вопроса, но прослеживается по многим другим поводам. Итак, он (мирянин, в данном случае юноша, идущий в дом «удовольствий») считает, что монах нарушил обеты. Но какие? Какие обеты дают христиане при пострижении в монашеский чин? Обеты послушания, не стяжания и безбрачия. А что происходит во время таинства крещения? Человек отрекается от сатаны и дел его и дает Богу обещание жить благочестиво, то есть соблюдать Его святые заповеди, одна из которых как раз и запрещает всякое прелюбодеяние и тому подобные грехи. Получается, что монах и мирянин одинаково ответственны в нарушениях заповедей Божиих, но каждый в свою меру. Почему же юноша посчитал возможным таким образом вразумить монаха, хотя сам направлялся в это же заведение и скорее всего не для молитвы?!
«…Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?» (Рим. 2, 1-3) – говорит апостол Павел об осуждении. К сожалению, так происходит довольно часто. Например, работает человек, в так называемом, мирском коллективе. Все знают, что он христианин. Наступает время поста и окружающие начинают заглядывать к нему в тарелку, контролируют, как он соблюдает пост. А сами при этом могут, простите, «трескать» колбасу. Но в большинстве своем они же тоже крещеные, а значит или сами, или через крестных родителей обещали Богу иметь непорочную совесть. Но об этом как-то не вспоминается. Конечно, удобнее контролировать других, а если надо, то и обличить, чем непредвзято заглянуть в собственную душу. Это будет по страшнее, там можно такое увидеть, что волосы станут дыбом, что содрогнешься всем существом. И тогда уж точно придется менять образ жизни, а этого-то как раз и не хочется.
Однако, вернемся к неосуждению. Где-то в патериках записан такой случай: в некотором монастыре жил монах. Особым благочестие не отличался, подвигов не нес. Подвизался как мог. Но вот пришло ему время умирать. Любвеобильные братья собрались у одра умирающего, чтобы напутствовать его молитвой, поскольку знали о его нерадении и переживали за его душу. И по многим молитвам было открыто монахам, что брат сей у Бога оправдан, потому что не имел он привычки кого либо, когда либо осуждать. И по неложному обещанию Божиему не был судим и сам. Вот воистину: неосуждение – без труда спасение.
А осуждение – и с подвигами погибель, ибо сказано «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Мф. 7,1-5).
Здесь стоит вспомнить еще один случай из церковной истории, на сей раз о двух женщинах. Были они весьма благочестивы и набожны, творили много милостыни, усердно молились. И окружающие, видя их жизнь и подвиги, почитали их достойными христианками. Но был у этих женщин один недостаток: как только встречались они друг с другом, начинали, как сейчас говорят «перемывать окружающим косточки». Наконец, закончились они совою жизнь и за добродетели свои были похоронены в церковном соборе. Только после этого стали молящиеся замечать, что после Литургии оглашенных вместе с оглашенными исходят из храма две тени. Из откровения духоносному старцу, выяснилось, что вместе с оглашенными из храма исходят души погребенных в соборе женщин. Это прекратилось только после усиленной молитвы за них.
И в заключение хотелось бы опять обратиться к житию преподобного Виталия, точнее сказать, к его кончине и к событиям с этим связанным.
Преподобный Виталий заключился в своей тесной келлии, и с миром отошел ко Господу. В это время явился пред упомянутым юношей блудником, бес, и сильно ударил его по щеке, сказав:
– Прими удар, который прислал тебе монах Виталий.
Тотчас юноша пришел в беснование и стал жестоко страдать от беса. Через несколько часов, немного придя в себя, он поспешил к келлии старца Виталия, взывая: – Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя, сильно оскорбив тебя ударом по щеке. Теперь я, по твоему предсказанию, получил достойное возмездие. Вокруг него собралось множество народа У келлии старца бес, бросив юношу на землю, скрылся.
Тогда «юноша, придя в себя, начал рассказывать народу, как он ударил по щеке старца и как старец предсказал ему, что он получит возмездие за это. Затем постучали в дверь келлии старца, но не получили никакого ответа. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящим среди келлии на коленях, как бы молящимся; святая же душа старца отошла ко Господу. В руке своей он держал хартию, на которой было написано:
– Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия.
В это время пришла туда одна бесноватая женщина, которая ранее хотела рассказать людям о святой жизни Виталия. Она пришла, извещенная о кончине преподобного Ангелом, явившимся ей, и, прикоснувшись к честным останкам святого, тотчас получила исцеление от беснования. Точно также начали получать исцеление многие слепые и хромые, при прикосновении к телу преподобного.
Услыхав о преставлении преподобного, все те женщины, которых он своими увещаниями обратил к раскаянию в своих грехах, с зажженными свечами и лампадами стеклись к его гробу, плача и скорбя по своем отце и учителе. При этом они вслух всего народа рассказывали о добродетели старца, который не прикоснулся ни к одной из них даже своей рукой, и приходил к ним не для греха, а чтобы спасти их».
Апостол Павел призывает своих учеников не судить раньше времени никого. Все откроется после во время Страшного Суда Божия, когда станут явными не только тайные дела, но и намерения с которыми они были сделаны. А посему действительно лучше внимать себе. Ведь независимо ни от чего у каждого из нас есть свое дело – возделывать сад собственной души, очищать, благоукрашать его, полоть сорняки. А это дело займет у каждого из нас целую жизнь.
 
В.М.
.