Жизнь по вере

Грузия. Игра с огнем.

Грузия. Игра с огнем.

Сегодня г-н Саакашвили, отвернувшись от России, тяготеет то к США, то к исламскому миру. Что ж это его выбор. Но вспомним, как складывались отношения Грузии с западом и востоком на протяжении истории.


     Естественно полагать, что со времени автокефального существования Иверская Церковь, возглавляемая и руководимая грузинами,  должна была вступить в фазу постепенного благоустройства. Однако  этого не произошло, т.к. Грузия вынуждена была еще на заре своей  самостоятельной церковной жизни начать многовековую кровопролитную  борьбу с исламом, носителем которого выступили, прежде всего, арабы. 
     В VIII веке вся страна подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном. Владетели восточной Имеретии Аргветские князья Давид и Константин мужественно встретили передовые отряды Мурвана и одержали было над ними  победу. Но Мурван двинул  на них вое свои силы и после битвы отважные князья были взяты в  плен, где после жестоких пыток были брошены со скалы в реку Рион (память 2 октября).
     В XI в. Грузию наводнили несметные полчища турок-сельджуков, уничтожавших на своем пути храмы, монастыри, поселения и самих  православных грузин. 
     Грозные тучи прояснились лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089-1125), умного, просвещенного и богобоязненного правителя. Давид 17 приводил в порядок церковную жизнь,  отроил храмы, обители. В 1103 г. он созвал собор, на котором было  утверждено православное исповедание веры и изданы каноны, касавшиеся поведения христиан. При нем "долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественных звоном церковных колоколов и, вместо рыданий, раздались песни веселых поселян" (свящ. Н.  Покровский, цит. соч., с.92).
     Зенитом славы Грузии был век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184-1213). Она смогла не только удержать то,  что было при ее предшественниках, но и распространить свою державу  от Черного до Каспийского морей. Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего на рода, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. При ней в стране появилось большое число любителей просвещения, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены сочинения содержания духовного, философского и литературного.
     Однако с кончиной: Тамары все изменилось - она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы родины. Грозой для Грузии становятся теперь монголы-татары, особенно  после того, когда они приняли мусульманство  1387 г. вступил в Карталинию Тамерлан, неся с собой разрушение и опустошение. "Ужасное зрелище представляла тогда Грузия, - свидетельствует свящ. Н. Покровский. - Города и села в развалинах; труп  грудами валялись на улицах; смрад и вонь от их гниения заражали  воздух и отгоняли людей от прежних их жилищ, и только хищные звери  и кровожадные птицы пировали за такой трапезой. Поля истоптаны и  выжжены, народ разбежался по лесам и горам, на сотни верст не было  слышно человеческого голоса. Те, которые спаслись от меча, умирали от голода и холода, ибо беспощадный фатум постиг не только самих жителей, но и вое их имущество. Казалось, что огненная река промчалась по печальной Грузии. Небо ее и после этого не раз освещается  заревом монгольских костров, а дымящаяся кровь злополучного на селения длинной полосой обозначает путь грозного и жестокого повелителя Самарканда" (свящ. Н. Покровский, цит. соч., с. 104-105). 
     Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее тысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием в 1795 г. персидского шаха Ага-Мохаммеда. Среди других жестокостей шах приказал в день Воздвижения Креста Господня схватить всех духовных лиц Тифлиса и бросить с высокого берега в реку Куру.
     В бедственные времена из недр народа выступили в качестве его заступников сильные верой и надеждой на Бога иноки и белое духовенство С опасностью для жизни Католикосы (напр. Доментий в ХVIII в., был сослан) мужественно защищали интересы своего народа. "Вряд ли можно найти в истории человечества какое-либо политическое или церковное общество, - пишет епископ. Кирион, - которое бы больше принесло жертв  и больше пролило крови в защиту православной веры и народности, чем  это сделало грузинское духовенство и особенно монашество. По огромному влиянию грузинского монашества на судьбу отечественной Церкви, история его сделалась неотъемлемой и самой главной частью грузинской церковно-исторической жизни, ее многоценным украшением, без   которого история последующих веков была бы бесцветна, непонятна,   безжизненна" (цит. по упоминавшейся выше статье иерод. Илии Шиолошвили, с. 43).
Но если арабы, турки и персы наносили православной Грузии, главным образом, физические удары, то в это же время ей угрожала   опасность и с другой стороны — со стороны католических миссионеров,   поставивших перед собой цель обращения грузин в католичество и подчинения их Римскому папе. 
Начиная с ХIII в. вплоть до первых десятилетий XX в. в Грузии   проводилась настойчивая католическая пропаганда.  Даже в 1920 г.   в Тифлис прибыл представитель Католической Церкви, который предложил Католикосу Леониду принять главенство папы. Несмотря на то, что   его предложение было отвергнуто, в 1921 г, Ватикан в качестве  своего представителя для Кавказа и Крыма назначил епископа Мориондо. В конце того же года Рим освободил еп, Мориондо от этой должности, но на его место назначил еп. Сметса. Вместе с новым епископом прибыло большое число иезуитов, которые бродили по древней Грузии, рекомендуя себя в качестве ученых археологов и палеографов, но в самом деле стараясь найти благоприятную почву для распространения идей папизма. Попытки Ватикана и в этот раз закончились безуспешно. В 1924 г. еп. Смете покинул Тбилиси и уехал в Рим.

В связи с вышесказанным хочется привести несколько примеров святых грузинских мученников, пострадавших от мусульман.

Мученик Або Тбилисский
(память 8 января по старому стилю)
 Араб по происхождению. Жил в VIII веке в г. Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Прибыв в возрасте 17-18 лет в Грузию, он стал изучать Священное Писание и часто посещать храмы Божии, а потом принял и святое крещение. 
Став христианином, святой Або стал вести строгую подвижническую жизнь, а потом предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Пасхи, прервал свое молчание, славя и проповедуя о Воскресшем Христе. 
Прибыв в Тбилиси, находившийся под властью магометан, святой стал открыто исповедовать Христа и тем навлек на себя гнев персов. Святого Або заключили в темницу, где Ангел Господень открыл ему о его близкой мученической кончине. 6 января 786 г. (по другим источникам, 8 января 790 г.) святой мученик Або был усечен мечом. 
Тело его было сожжено, а кости брошены в реку Куру. Господь по смерти прославил своего мученика. Над местом сожжения его тела появилась звезда, сияющая как лампада и освещавшая весь город, а над рекой был виден столп света, исходящий из воды.
Мученики Бидзин, Шалва и Элизбар, князья Ксанские
(память 18 сентября по старому стилю) 
  Мученики Бедзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские — Грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое была выданы ему, с
согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675 гг.), принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза.
Когда святых связанными представили шаху, то на обычный вопрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоящих на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаравскому, жившему тогда в Испагани.
Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава.
Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городам. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори.