Жизнь по вере

О мытаре и фарисее

                              Притча о мытаре и фарисее

Когда слушаешь или читаешь эту притчу, естественным образом ассоциируешь себя с мытарем: «Все мы грешники, и тому подобное». И вот, в моем представлении, фарисей, элита Израиля, был, чуть ли не богачом, а мытарь – бедняком. Постойте! Меня сбила с толку его смиренная фигура и низко опущенная голова. Ведь это он – сборщик податей – наживался за счет своего народа, отбирал последнее у бедняков. Мытарь – тот, кто не забудет про себя, без зазрения совести возьмет лишнее. Он не знает жалости и снисхождения. Деньги затмили ему ум. Банкир, дающий в долг под проценты – это мытарь. Мытарь – торговец недвижимостью, берущий деньги с процентами за то, что люди должны получать бесплатно. Мытарь – журналист, продавший со словом и свою совесть; популярная «звезда», которую уже нелегко отмыть, чтобы она засияла. А фарисей – это же духовная элита. Может, он не был бедным, однако не прегрешал, как мытарь. Со всех сторон казался чистеньким, благочестивым. Фарисей – это я – стоящая в храме и думающая, что исполнила все положенное.
И вот, в храм приходит, вернее, приезжает на дорогой машине, мытарь. Встает в притворе, может быть не робко, а важно, но смущаясь, не зная, что надо делать. Что же я думаю? «Как хорошо, что этот человек пришел к Богу!»? Нет! Я думаю: «Вот, приходят тут всякие просто так, свечку поставить, даже креститься толком не умеют». То есть: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такая грешница, как этот мытарь». Действительно, пощусь двакраты в неделю, в храм хожу на все праздники… Ничего, что во время службы совсем не о том думаю: «Ой, у этой какой красивый платочек! А эта-то вырядилась – юбкой пол подметает! Куда они лезут со своими свечками! Молиться совсем не дают! Ну вот, ребенка еще в храм притащили, чтобы он нам орал всю службу! Вон, знакомая пошла, надо спросить, как в паломничество съездила. Ах, благодать-то какая!» Ничего, зато я же к Богу пришла. Правда, Он мог меня в храме и не заметить – я же ни разу не вспомнила о Нем за всю службу. Зато, вот эти грешники – еще хуже меня. Но откуда же мне знать, что делается в душе человеческой? Судим мы всегда по внешности. Может быть, благодать Божия коснулась его (мытаря), слово Божие проникло к нему в сердце и высветило все грехи и нечистоту так, что он ужаснулся. «Боже, милостив буди мне грешнику!» - это вопль души, увидевшей свою жизнь в свете Божественной правды. Искреннее раскаяние очищает душу. Когда внутри произошел переворот, возникает потребность принести плоды покаяния, подтвердить свое решение жить по-другому, по Божьим заповедям. Хочется заручиться поддержкой Бога на новом жизненном пути, обещать Богу исправиться, загладить свою вину.  «Се, пол имения моего, Господи, отдам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею». Чего стоила, представьте себе, этому банкиру, журналисту, кинозвезде его смиренная фигура и низко опущенная голова!
Поистине, достойно восхищения мытарево смирение, без которого невозможно покаяние. Только нам до него очень далеко!
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»       

Людмила Санова