Для неофита

Дни поминовения усопших

Дни особого поминовения усопших
 
После смерти человек уже не способен повлиять на свою участь, и пока она решается, оставшиеся в живых родные и близкие, а также вся Церковь могут молить Бога о помиловании усопшего. История знает немало примеров облегчения посмертной участи грешников вплоть до полного их оправдания. Проявляя любовь к своим чадам, Церковь установила особые дни поминовения усопших, в которые Она ходатайствует перед Богом об их помиловании, прощении прегрешений и даровании Жизни Вечной.
В третий деньпосле смерти поминовение совершается в память тридневного Воскресения Христова. Первых два дня душа скитается по тем местам, которые её притягивали во время земной жизни, посещает родственников и близких, в третий же день она предстаёт перед Богом и особенно нуждается в церковном поминовении и молитвах в этот день.
В девятый день поминовение совершается в честь девяти чинов ангельских, которые также ходатайствуют об усопшем. С третьего по девятый день душа в сопровождении ангела посещает райские обители, забывая земную скорбь, но если она виновата в грехах, то при виде блаженства святых и праведников она начинает скорбеть и укорять себя. В девятый день душа вновь предстаёт перед престолом Всевышнего, и Церковь вновь молится о водворении со святыми души Своего чада.
В сороковой день душа в третий раз предстаёт перед Богом для частного суда. До этого дня душа отводится в ад, где созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников, после чего подробно истязуется на мытарствах о всех своих земных делах. В сороковой день Господь выносит решение о месте пребывания души вплоть до Страшного Суда. Бог - не только Справедливый Судья, но и Милостивый Отец. Велик этот день для почившего, и Церковь в этот день с особым усердием совершает Свои молитвы, к чему призывает родных и близких умершего.
Годовщина смерти является одновременно днём рождения для вечной жизни. Поминовение в этот день весьма утешительно для души, оно свидетельствует о памяти и любви к ней близких и знакомых, уверяя в надежде, что Церковь всегда будет поминать её в молитвах как Своё чадо.
День рождения, именины, день свадьбы тоже являются поводами для усиленной заупокойной молитвы. И, наконец, мы должны в каждодневной молитве поминать усопших, ведь молитва - это главная, неоценимая помощь живых умершим особенно в тех случаях, когда человек умер в разлуке с Церковью.
В Церковном отпевании и поминовении отказывается:
· Некрещеным людям (крещённым вне Православия);
· Сознательно покончившим жизнь самоубийством (в т.ч. эвтаназия)
· Крещённым в православии, но отрекшимся от веры; занимавшимся йогой, кришнаизмом, восточными культами и не покаявшимся; сектантам и атеистам, при жизни насмехавшимся над Церковью или относившимся к Церкви враждебно.
 
Церковь - это сообщество верующих, членами которого являются не только ныне живущие на земле, но и умершие в вере православные христиане. Выражая общее единство и полноту жизни, Церковь установила особые дни торжественного, вселенского, всеобщего поминовения усопших, которое приносит великую помощь и утешение умершим.
Суббота мясопустная. Перед началом Великого поста Церковь напоминает своим чадам о Страшном Суде и в то же время молится о душах умерших всех родов, званий и состояний, а особенно о скончавшихся внезапной смертью.
Суббота Троицкая. Накануне Пятидесятницы, в память о сошествии на апостолов Святаго Духа, Церковь особенно усердно просит Бога о ниспослании Духа Утешителя всем усопшим православным христианам и молится даже о «иже во аде держимых» (свт. Василий Великий).
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста. В будние дни Великого поста не совершается повседневных заупокойных поминовений (заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты). Это время особенного воздержания и покаяния, и все молитвы Церкви совершаются о ныне живущих, призывая всех к покаянию и исправлению. Чтобы не лишать умерших предстательства Церкви, выделены указанные субботы.
Радоница. Пасха - это День всеобщей радости и ликования о Воскресшем Христе. У Бога все живы, и в эти дни неуместна печаль по усопшим. Радуются все: ангелы и вся тварь, небо и земля, живые и души усопших, - даже отпевание в эти дни совершается особым пасхальным чином. В Пасхальную неделю не произносятся заупокойное ектении и не служатся панихиды (поминовение на проскомидии совершается как обычно), и посещение Кладбища на Пасху - это языческий обычай, установившийся в советское время. В 9-й день после Пасхи на Радоницу православные христиане совершают всеобщее поминовение усопших и посещают могилки усопших с радостной вестью о Воскресшем Христе.
Дмитриевская родительская суббота - ближайшая суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского (26окт/8ноя). Благоверный князь Димитрий Донской, одержав победу на Куликовом поле, установил в этот день совершать поминовение всех православных воинов, за веру и Отечество отдавших свою жизнь. Впоследствии Церковь стала в этот день поминать всех православных христиан, скончавшихся в вере.
День Победы в Великой Отечественной Войне (9мая). Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с 1994 года День Победы стал днём особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех, страдальчески погибших в годы Великой Отечественной Войны.
Упокой, Господи, души усопших православных христиан и сотвори им вечную память!