Публицистика

Искусство современного мегаполиса

Искусство современного мегаполиса

 

Подобно губке российская молодежь впитывает различные проявления мировых субкультур. Самозабвенно увлекаясь ими, подражая своим зарубежным адептам даже в мелочах. Воспроизводя придуманное кем-то уродство, и воплощая его в своей жизни, молодые люди совершенно выпадают из традиционного общества. Живут своими далеко не лучшими ценностями. Становятся маргиналами, иванами не помнящими родства.   Неужели это все так интересно?!  Неужели нельзя создать что-либо более стоящее?!

 

Сегодня на улицах наших городов довольно часто можно увидеть молодых людей, которые специально как бы уродливо одеты. Свисающие штаны, как будто их обладатели во время  не успели добежать до определенного места; жуткого размера серьги в ушах, так что сами уши вытягиваются подобно ослиным. Это рэперы.

 Рэп появился в 1970-х, или даже в конце 1960-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Изначально рэперы не преследовали ни каких коммерческих целей. Ди-джеи исполняли рэп ради удовольствия. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Большинство рэпперов носят «джинсы-трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки, куртки типа аляски, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.

Есть две версии использования рэпперами одежды больших размеров: во-первых, одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным. Во-вторых, взрослые братья или отцы передавали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой. Бейсболки, повёрнутые на бок или назад, рюкзаки, цепочки, спортивные куртки, футболки – все это обязательные атрибуты рэпера. Украшениям уделяется отдельное внимание. В настоящее время хип-хоп одежда – это роскошь. Дорогие вещи, могут быть из золота с обилием камней. Наличие подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям. К тому же долгое влияние криминального мира на становление рэпа и то, что многие звезды состояли в бандах отразилось на рэп-моде.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Рэп ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Это один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах, например, в драм-н-бэйс, частично в рок-музыке в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и так далее.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов в городах США. Раньше частенько устраивались т. н. «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему.

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Африке Бамбате, то Грэндмастеру Флэшу. К середине 80-х годов рэп стал говорить о статусе, политических правах и переживаемым афроамериканцами расизме. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat).

Рэп действительно может исполнять кто угодно. Если человек ничего не умеет, не хочет ничего делать, и вообще, ничего из себя не представляет, это вовсе не значит, что из него не получится рэпер. Здесь не надо много ума. Обычного чувства ритма и умения читать речитативом достаточно в избытке. Это же не классическая музыка…

Однако культура «хип-хоп» включает в себя не только музыку. Это уличное искусство или искусство современного мегаполиса, в которое входит: во-первых, граффити, то есть  настенные рисунки и надписи, которые теперь составляют неотъемлемую часть наших городов. Взирая на подобные художества можно совершенно однозначно сделать выводы, что наполняет умы и сердца рэперов. Во-вторых,  танцевальный стиль  «Брейк-данс». В-третьих, непосредственно музыкальный стиль  «Рэп» – ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальным ритмом, задаваемый ди-джеем. Рэп бывает трех видов: «быстрый рэп», когда один рэпер разговаривает с другим.  «Жизненный» рэп… Какова жизнь, таково и искусство. Видимо поэтому «жизненный» рэп часто содержит матерные слова.  И «коммерческий рэп» – хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп.

В музыкальном проявлении «хип-хоп»   ди-джей (DJ)  программирует ритм на драм-машине, сэмплирует, манипулирует с виниловыми пластинками, чтобы  создать фон,

Master of Ceremony  (МС) непосредственно исполняют рифмы, а танцоры  дополняют выступление МС.

Русский рэп достаточно молод. Так же, как у русского рока в раннем возрасте, у «русского рэпа» главная беда – это подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», считая его копией стиля «черных братьев». Вообще, для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. И сейчас тексты в духе русского рока за уши притягиваются к рэпу. Зачем?

Стоит сказать пару слов о сращивании ритм-энд-блюза с хип-хопом. Это движение пережило три этапа. Первый (1987-1993) – «нью джек свинг» – утяжелённый фанк с заимствованным у хип-хопа ритмическим рисунком был ориентирован на так называемых тинэйджеров, отличаясь агрессивно-сексуальным образом плохих подростков обоего пола.

Второй этап  (1993-1998) – «хип-хоп-соул» отличается еще более телесной чувственностью, с налетом цинизма. Он рассчитан на более старшую аудиторию. Отличается откровенно пошлыми тестами и более энергичным рисунком музыки.

Третий этап «нео-соул» – современный. В нем широко используются элементы хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Это, если можно так выразиться, коммерческий этап. Многие отечественные компании шоу-бизнеса создают проекты, в стиле R`n`B, и рэпа. Но рэп сам по себе является уже не столько музыкой, сколько стилем жизни. Это – очередная молодежная субкультура.

Основной постулат современных рэперов – красивая и богатая жизнь. Чему, впрочем, не мешает вымученный довольно уродливый стиль поведения и своеобразный жаргон.

На своих тусовках современные рэперы стараются не столько  послушать или показать музыку, сколько показать себя, демонстрируя соответствие негласным стандартам рэп-суб-культуры. 

Короче говоря, рэп – это изощренный примитив. Он не требует глубины, высоты или утонченности. Он для тех, кто не хочет учиться и совершенствоваться. Он для тех, кто слоняется по улицам и мечтает о красивой жизни. Правда, красота в мире рэпа весьма извращенное понятие. Рэп – это негативная сторона современных улиц, вот и все.