Для неофита

К празднику Пасхи

К празднику Пасхи

Пасха - это самый светлый и самый радостный Праздник Православной Церкви, Праздник победы Жизни над смертью. Грехопадением Адама в мир вошла смерть. Воскресением Христа смерть побеждена, и всем верующим в Него даруется жизнь вечная, полная радости и блаженства. Поддавшись обману змея и прельстившись красотой плода от Древа Познания Добра и Зла, Адам лишился этого блаженства, в мир вошла смерть и тление, весь тварный мир в ожидании кончины мира стонет под тяжестью зла и смерти. Но на земле воплотился Единородный Сын Божий (принял человеческую плоть), пострадал, был предан самой позорной казни, умер, принял на Себя вину за грехи всего человечества и в третий день Воскрес! «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!», - восклицает апостол Павел (1Кор.15,55). Христос Воскрес, и грех уничтожен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и умершие в Нем обретают новую, радостную и вечную жизнь!
Христос Воскресе! Сколько радости звучит в этих словах. Мы  по своим грехам не заслужили ничего кроме наказания, но Единородный Сын Божий претерпел это наказание за нас и Воскрес, призывая всех разделить эту радость в день Пасхи: и потрудившихся в добродетели, и только намеревающихся встать на путь исправления и благочестивой жизни.  И первым, и вторым Господь Бог даёт достойную награду в Светлый день воскресения Христова. «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь, - призывает всех в Пасхальном обращении святитель Иоанн Златоуст, - Телец упитанный, никто же да не уйдёт алчущим: насладитесь все пира веры, примите все богатство благости!»
К празднику Пасхи Вся Православная Церковь готовится сорокадневным Великим постом, чтобы достойно подойти к этому радостному и непостижимому событию. В Великую Субботу по традиции принято освящать куличи, творожные пасхи и крашеные яйца, но откуда взялась такая традиция - не каждому известно.
Накануне Воскресения Иисуса Христа в Великую Субботу Церковь вспоминает трёхдневное нахождение Христа в выдолбленной в скале пещере (гробе), куда после крестной смерти Его Пречистое Тело положили  два ученика - Иосиф Аримафейский и Никодим, после чего вход в пещеру был завален огромным камнем, опечатан, и к нему была приставлена стража. Творожная пасха («млеко огустевшее») имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей гору Гроба Господня, в которой совершилось величайшее чудо Воскресения Христова. Поэтому обычно на верхней стороне изображают буквы «ХВ», означающие пасхальное приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасхи по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос в течение сорока дней после Своего Воскресения неоднократно посещал Своих учеников и апостолов, и в центре стола всегда стоял хлеб, предназначенный Спасителю на случай неожиданного Его Посещения. Также и сейчас в вспоминание тех дней в день Пасхи по окончании торжественного богослужения  освящается Артос (от греч. - хлеб), который в течение недели стоит в самом центре храма, а затем раздаётся всем верующим. Пасхальный кулич символизирует
кулич символизирует хлеб, который разделил Иисус Христос со своими апостолами во время одного из явлений ученикам, и каждая семья в ожидании неожиданного посещения Господня также готовит свой малый артос. Таким хлебом на Руси стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Освящая на Пасху кулич, мы как бы приглашаем Христа за свой собственный стол, просим Его разделить с нами трапезу, освятить её Своим Божественным присутствием. И Господь может посетить ожидающих невидимо или видимым образом послать «одного от малых» Своих (т.е., нуждающихся в нашей помощи).
После Воскресения и Вознесения Христа на небо Его апостолы и ученики разошлись по всему миру с проповедью Евангелия. Мария  Магдалина  дерзнула с этой благой вестью прийти к самому римскому императору Тиверию, принеся ему в дар обыкновенное белое куриное яйцо. Этот подарок был выбран со смыслом, так как яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе скрыта от глаз жизнь, которая в известное время вырвется из известкового плена в виде живого существа. Услышав весть о Воскресшем Христе Тиверий рассмеялся и воскликнул: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу покраснеть». Не успел Тиверий закончить свою речь, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор по всему миру христиане, поздравляя друг друга с Пасхой, одаривают крашеными яйцами.
Традиция посещения кладбища на Пасху появилась, когда государство преследовало Церковь и устраивало гонения на православную веру. В те времена такое посещение имело оправдание, так как Крест можно было найти только на кладбищах, и кладбище было одним из немногих мест, где человек мог спокойно помолиться, не опасаясь преследования со стороны властей. Кладбище как бы заменило верующим людям храм. Сейчас, когда храмы открыты, традиция посещения кладбища на Пасху, а тем более уборка и рассадка цветов, - не может быть оправдана. Ликует весь мир и вся тварь, живые и души умерших воспевают Воскресшего Христа, как же можем мы в этот день предаваться унынию и горевать об усопших, когда они сами ликуют о Воскресшем?!
Традиция оставлять на могилах еду или алкоголь - это языческие обычаи, появившиеся в Советском Союзе. Это не приносит никакой пользы умершим, зато наносит очень серьезный вред душам участников подобных суеверных «приношений».
Души усопших в первую очередь нуждаются в молитвенной помощи, и для этого в 9-й день после Пасхи установлен особый день поминовения усопших - Радоница, когда вся Церковь сугубо (особенно усердно) молится Богу о душах усопших православных христиан, служит панихиду и делится с ними пасхальной радостью. После этого принято посещать могилы усопших родственников и близких, совершать литию (лития - краткое поминальное молитвенное правило).
Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Он вознёсся к Богу Отцу, укрепляя учеников и апостолов, а вместе с ними и всех нас словами: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф, 28,20).