Воскресная школа

Архив событий

2011 год

Чудный остров Валаам

«Чудный остров Валаам»…

Вот уже состоялся молебен для учеников нашей воскресной школы. Начался новый учебный год. Но не стоит думать, что летом деятельность школы прекращалась. Летом были паломнические поездки. Одна из них на Валаам.

После посещения Иоанновского монастыряЕще в мае бурно обсуждалась поездка одной из групп Воскресной школы на Валаам. Я в обсуждениях не участвовал за неимением возможности. Однако очень хотел отправиться на чудный остров вместе с сыном. Хорошо, что присоединение родителей приветствовалось. Выезд был намечен на начало июля. А немного раньше начались искушения с организацией. Чуть было все не сорвалось. Уже собирались и билеты сдавать. Только благодаря находчивости и трудам матушки и некоторых других прихожан, молитвам батюшки, а главное Божиему произволению, поездка все-таки состоялась. И на чудный остров мы отправились, можно сказать, чудом. Хотя искушения нас не оставили, но об этом позже...
Из-за упомянутых препятствий вместо трех дней пребывания на острове, нам разрешили приехать только на два. Таким образом, третий день необходимо было провести в Питере.
Из святых мест Петербурга к московскому вокзалу ближе всех располагается Александро-Невская лавра. Именно туда мы и поехали первым делом. Приложились к мощам святого благоверного князя Александра Невского, к чудотворной  иконе Божией Матери, помолились, и, хотели было пройти на Никольское кладбище. Увы, оно оказалось закрытым, поскольку было еще довольно рано. Тогда было решено ехать к святой блаженной Ксении. Но как не встретиться с диаконом Кириллом, бывшим прихожанином нашего храма, который теперь служит в Александро-Невской лавре. В связи с этим в группе произошло разделение: основная часть паломников отправилась на Смоленское кладбище, а небольшая часть группы, решила немного задержаться, чтобы пообщаться с отцом Кириллом. Мы встретились с ним у входа в Лавру, и попали-таки на Никольское кладбище.
Вообще, кладбища Санкт-Петербурга характерно отличаются от московских. Они как бы рассказывают историю Северной столицы в ее сынах и дщерях. Ту историю, которая уходит в дореволюционное время, но не простирается далее XVII-XIX веков. Здесь покоятся останки многих прославленных государственных деятелей, представителей дворянства, военных, артистов, литераторов... Но нам, конечно, важнее было помолиться на могилках подвижников благочестия, мощи которых почивают под могильными плитами  питерских кладбищ. 
Сначала мы пошли к часовенке с могилой блаженного Матфея. Этого подвижника благочестия очень почитают в Питере. Особенно любят ходить к нему на могилку семинаристы. Он им помогает, ведь и сам когда-то заканчивал духовную семинарию. Его погребение находится справа от входа на Никольское кладбище. Совсем с другой стороны располагается монашеское кладбище, где похоронены и простые монахи и архиереи, возглавлявшие Санкт-Петербургскую и Ленинградскую кафедру. Рядом на кладбищенской стене остались следы от пуль. Там расстреливали во времена воинствующего атеизма питерских новомучеников.
Но необходимо было поторапливаться к блаженной Ксении, и, попрощавшись с о. Кириллом, мы отправились на Смоленское кладбище. Приехали как раз вовремя ­- подошла очередь, которую заняли наши паломники.
Думается, что самой почитаемой в Питере святой является именно блаженная Ксения. Даже во времена безбожной власти к ней не иссякал людской поток. Ее часовню и заколачивали и ограждали забором. Но в этом заборе после можно было найти множество записок с просьбами. "Ксеньюшка  найди мне хорошего мужа" или "Ксеньюшка помоги благополучно сдать экзамены". Все пеньки поблизости были уставлены свечами. Власти изымали записки и огарочки свечей, но через какое-то время все повторялось вновь.
Как уже говорилось, на Валаам нас пустили только на два дня, и один незапланированный день необходимо было провести в Питере. Это и был день искушений с гостиницей «Выборгская», в которой нам пришлось остановиться. С приключениями мы разместились, с приключениями переночевали. А между этим успели помолиться в Иоанновском монастыре, и прогуляться от него до Невского проспекта.
  На следующее утро нас ждал автобус до Приозерска. Ночь была бессонной и в автобусе мало кто не спал. Хотя за стеклом проплывали почти карельские красоты. Зато никто не уснул на "метеоре", который мчал нас по Ладоге к чудному острову Валаам. Было пасмурно и прохладно. Впрочем, такая погода для Карелии характерна.
В переводе с финского Валаам - это высокое и светлое место. Так и есть. Архипелаг состоит из множества каменных островов, покрытых сосновым лесом и возвышающихся над водами  Ладожского озера. Самый большой из них, около трех квадратных километров, и есть остров Валаам. На нем располагается центральная усадьба со Спасо-Преображенским собором. На остальных островах находятся скиты. Здесь есть как общежительный, так и скитский устав. Впрочем, летом монахов почти не видно, одни паломники... Монахи перестают прятаться, когда кончается навигация. И с осени до весны остров посетить становится невозможно.
Нас разместили в гостинице для паломников на центральной усадьбе. Рассказывали, водили и возили по островам. По собственнойУ входа в пещерку преподобного Александра Свирского инициативе некоторые паломники смогли посетить Святой остров, где в пещерке когда-то подвизался преподобный Александр Свирский. Лично на меня поездка туда произвела довольно сильное впечатление. Именно там я почувствовал тишину, удаляющую от мира и призывающую к молитве. Там живут несколько монахов. Храм на острове, как нам показалось, не запирается. В каменой горе находится пещерка преподобного Александра. Нашему слабому и нерешительному уму трудно представить, как можно жить в таких условиях: без отопления и даже самых необходимых вещей в любое время года и в течение многих лет. Один из маленьких паломников затеплил свечи. И темная пещера озарилась таинственным и теплым светом.
Утром мы пошли в Спасо-Преображенский собор на Литургию. Всю службу звучали византийские песнопения. Недаром Валаам называют Северным Афоном. Служба была в верхнем храме, а в нижнем находится множество святынь. Здесь мощи глубоко почитаемых преподобных Сергия и Германа Валаамских. И совсем недавнего подвижника - преподобного Антипы. Чудотворные образы Божией Матери Валаамская и Всецарица или Пантанаса.
На Валааме много интересного: есть храм, у которого купола напоминают военные шлемы прошлых времен. В нем совершается молитва о убиенных воинах. Множество садов с растениями, которые сами в Карелии не растут. Но на Валааме, благодаря трудам монахов, плодоносит даже виноград. Есть аллея, деревья которой как бы символизируют возрастание в духовной жизни. Она берет начало за стенами центральной усадьбы, а оканчивается около монашеского кладбища. В другом месте вокруг часовенки деревья посажены так, что напоминают расходящиеся световые лучи. Чувствуется, что все это сделано с любовью и молитвой, привлекающей благодать Божию.
Рассвет Валаамской обители пришелся на время игуменства архимандрита Дамаскина. Он считал, что монахи, которые не молятся, то есть не занимаются своим непосредственным делом, должны хотя бы работать. Стоит отметить, что в то время на Валааме было много ссыльных иноков, и духовная жизнь на острове не была образцовой. Строгий и даже суровый подвижник архимандрит Дамаскин с Божией помощью смог совершено изменить положение дел в обители. Днем он занимался нуждами монастыря, а ночью молился. Свет от лампад перед образами долго не затухал в ночи. Не смотря, на строгость игумена братия не только любила его, но относилась к нему с нежным почтением. Поддерживала в управлении монастырем, даже когда игумена разбил паралич. И в таком состоянии он игуменствовал целых десять лет.
На второй день нашего пребывания в обители,  рассеялись тучки и появилось солнышко. Мы даже искупались в Ладоге. Оказалось не так уж и холодно.
  Но вот подошло время уезжать, и "метеор" доставил нас обратно в Приозерск.

В.М. (окончание следует)