Воскресная школа

Архив событий

2011 год

На берегах Невы

На берегах Невы


(Окончание. Начало "Чудный остров Валаам").

Льва оседлать не простоВ Санкт-Петербург мы вернулись вечером. Москвичи считают, Питер небольшим городом, потому что посещают  в основном  его центр. А теперь, возвращаясь из Приозерска, случилось проехать по объездной дороге. Ехали, надо сказать, долго. Мы должны были остановится в Новодевичьем монастыре. Гостиница этой женской обители оказалась очень опрятной и уютной. Матушки встретили нас с любовью. И, когда все организационные вопросы были улажены, мы  заполнили светлые и просторные номера.
 Воскресенский Новодевичий монастырь расположен около станции метро "Московские ворота". Это первая женская обитель Санкт-Петербурга. Первоначально он находился на левом берегу Невы, там где сейчас Смольный собор. Раньше это место называлось Смоляной двор, а рядом находился загородный дворец императрицы Елисаветы. Императрица Елисавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным, по месту расположения.
Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт.
Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь при Императоре Николае I. Заботясь о духовной жизни столицы, государь высочайше утвердил положение о строительстве обители. Игуменьей была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря.
Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове при Благовещенской церкви, затем в 1848 году было решено перевести обитель в более уединенное место к Московским триумфальным воротам.
Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10/23 окт. 1848 г. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню - старинный чудотворный образ Казанской Божией Матери.
3/16 нояб. 1849 г. произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. В 1854 г. в Неделю Всех святыхВ фонтанах Петродворца переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 г., автором иконастаса был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители.
В этой церкви находился чтимый список чудотворной иконы Божией Матери с Ватопедской иконы «Отрада и Утешение»,он был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Сама икона находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в соборном храме, где совершаются пострижения в монахи братии обители. К сожалению, икона исчезла,хотя о ней есть сведения до 80-х годов.
Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 г. Постройка пятиглавого монастырского собора с 5 приделами: в честь Воскресения Христова; Успения Божией Матери; Архистратига Михаила; свт, Николая и Всех святых завершена в 1861 г. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.
До революции в церкви было несколько бесценных икон – Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская Божия Матерь – родовая святыня Ушаковых, Нерукотворный Спас 16 века, которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.
Молитвами и трудами налаживалась строгая монашеская жизнь. При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник - все содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию.
Перед отъездом из ПетергофаВ новых домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, кладовые, людские службы
В 1895 г. монастырь украсила стройная четырехъярусная колокольня с золоченым куполом. За городом были устроены скиты.
8/21 июня 1908 г. был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, Строительство закончили к 1912 г. и приступили к отделке.
В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть.
Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.
Из шести монастырских церквей две были поминальные и построены на кладбище – это Божией Матери Всех скорбящих Радости (Карамзинская) и СвятогоПророка Илии. Оба храма снесены в 30-е годы.
Карамзинская церковь была возведена под склепом, в который перенесли прах А.Н. Карамзина, младшего сына знаменитого историка, который героически погиб в бою с турками под Калафатом на Дунае в 1854 году. Церковь была выстроена на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер «Аврора».
Есть на кладбище образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А.Вершиненой, она была женой генерала и умерла совсем молодой. Вспоминая печаль умирающей о том, что после смерти ее никто не вспомнит, любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя. В безбожное время верующие , не имея возможности ходить в храмы, приходили на кладбище и молились перед образом Спасителя, почитание святого места продолжается и ныне.
В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, скончавшегося в больнице пересыльнойВот и мосты развели тюрьмы.
В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 г. с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
В храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Потемневший дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 нояб. 1996 г. в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», как только собрались передать его в Казанский храм.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Передан только один храм и три полуразрушенных флигеля. В них живут сестры; там же помещаются трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. 
Все это мы узнали из экскурсии по монастырю. После которой зашли на Новодевичье кладбище и помолились на могилке очень почитаемой в обители блаженной Дарьюшки. На этом же кладбище, кстати, похоронен великий русский поэт Некрасов.
Но все это было потом. А утром следующего дня мы отправились на Литургию. Был праздник  Рождества  Пророка и Крестителя Господня Иоанна. После службы приложились к чудотворным иконам Божией Матери, потраезничали и отправились в город.
Как выяснилось, никто из паломников, кроме двух человек, не бывал в Троицком храме - Кулича и Пасхи, как его называют в народе. Естественно упущение необходимо было исправить. В этом храме, кстати, напоминающем храмы старой Москвы, есть чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками). Она  прославилась в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. На месте часовни в 1898 году была построена церковь.В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа), а распоряжением патриарха Алексия II от 2 апреля 1998 года указано именовать её Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза. Молния с силой ударила в часовню у для сбора подаяний совершенно разбита. На Аничковом мостуОбраз Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу. Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы. К первым из них относятся: 6 декабря 1890 года  - 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 7 февраля 1891 года - 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла...
Вообще, про все не расскажешь... Поездка в Петербург оказалась очень насыщенной. Мы посетили музей Достоевского и Военно-морской музей, были в Петергофе и даже в океанариуме. Плавали по Неве и каналам. Видели как разводят мосты. А ведь тогда только-только заканчивались белые ночи...Поэтому мы попали в самую гущу народных гуляний. Так что в Москву вернулись усталые, но очень довольные...


Использованы материалы с novodev.narod.ru/monastyr. и Википедии.