Для неофита

Заповеди любви

Заповеди любви

Обращаясь к Своим ученикам, Господь Иисус Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь Ему Сам» (Ин.14,21) Эти Евангельские слова прямо указывают, как должен жить православный христианин. Покровительство и защиту уже здесь на земле Бог обещает своим верным чадам и вечную, благую, полную радости жизнь по окончании земного пути. В то же время уже в древности страшные наказания были уготованы тем, кто не соблюдает Божиих установлений: «Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего» (Втор.27,26), и в другом месте, «Пошлёт Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое не станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, - и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что оставил Меня» (Втор.28,20)». Апостол и евангелист Иоанн Богослов обличает тех, кто ошибочно считает себя верующими людьми: «Кто говорит «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины» (1 Ин.2,4). Может ли человек любить Бога где-то «в душе», и надеяться на помощь Божию?!
В соблюдении заповедей проявляется любовь человека к Богу, и Господь незамедлительно отвечает взаимностью. Уже в Ветхом Завете Бог обещает верующим в Него: «С избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего (т.е. в детях - прим.ред.), в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова будет радоваться Господь Бог твой о тебе, благодетельствуя о тебе, как он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая и исполняя все заповеди и постановления и законы Его» (Втор.30,9-10). Сын Божий Иисус Христос повторяет ученикам: «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой  возлюбит Его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14,23), и в другом месте Евангелия Он говорит: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10,10). То есть Сам Господь Бог готов Своим присутствием освятить всю жизнь человека, Он готов дать человеку всё необходимое для жизни, и ждёт любой возможности, дабы исполнить Своё обещание, но как Он будет это делать вопреки воле самого человека, отвергающего и Бога, и Его Законы? Можем ли мы с уверенностью утверждать, что действительно знаем Заповеди Божии, исполняем их и достойны обещанной награды? Знание и верное понимание Заповедей Божиих сделает их исполнение только в радость: «найдете покой душам вашим; ибо Иго Мое благо, и бремя Мое легко», -говорит Сам Господь Иисус Христос (Мф.11,30). Закон Божий не обременяет жизнь человека, но ставит в ней верные ориентиры, направляет её в правильное русло, наполняет подлинным истинным смыслом. Неисполняющий же заповеди сам лишает себя Царства Божия.

Десять заповедей


Я - Господь Бог твой; не должны быть у тебя другие боги кроме Меня. Православный христианин должен иметь искреннее и твёрдое убеждение в существовании Бога, помнить о Боге и всё делать как бы перед очами Божиими, надеяться на Бога, любить Его и повиноваться Ему, прославлять и благодарить Его за всё, происходящее в жизни, безбоязненно исповедовать Бога и не отказываться от своей веры.
Не сотвори себе кумира. Данной заповедью запрещаются все формы иноверия и идолопоклонства, а также различные формы связи с потусторонним миром (в т.ч., гадания, гороскопы, фетишизм, атеизм).
Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно. Имя Божие должно упоминаться со страхом и благоговейным трепетом, при этом недопустимо легкомысленное и неблагоговейное отношение к Имени Божиему в пустых разговорах, играх, шутках и т.п.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой - день покоя - посвящай Господу Богу твоему. Этой заповедью Господь призывает человека не только добросовестно исполнять все свои обязанности, но всегда помнить, Кому человек обязан своим благополучием и всей своей жизнью, обязательно посвящая седьмой день служению Богу. Под именем седьмого дня нужно понимать не только день воскресный, но и другие Церковные праздники, когда вспоминаются особые памятные дни и события в Церкви.
Чти отца твоего и матерь твою, чтобы благо тебе было, и долголетен будешь на земле. Этой заповедью прямо увязывается благополучие человека с его отношением к родителям. Наряду с почитанием родителей предписывается почитание людей, их заменяющих в каком либо отношении (пастыри, учителя, наставники), а также заботливое отношение ко всем пожилым людям, нуждающимся не только в уважении и почтительном обращении, но и в особой заботе и помощи.
Не убей. Этой заповедью запрещается любой способ отнятия жизни у человека (в том числе у самого себя). Жизнь - это величайший дар Божий, и лишение другого человека жизни (в том числе находящегося в утробе) - есть величайший грех. Равносильным преступлением является пособничество, попущение или склонение другого к убийству (в т.ч. к аборту), самоубийство же исключает возможность покаяния вообще.
Не прелюбодействуй. Запрещается супружеская неверность, незаконное сожительство и нечистая любовь. Должно сохранять чистоту мыслей и желаний, не допуская никаких форм блуда и нечистоты.
Не укради. Этой заповедью запрещаются любые формы присвоения себе чужой собственности (воровство, грабительство, святотатство - присвоение Церковного имущества, мздоимство и взяточничество, тунеядство, нахлебничество, уклонение от уплаты долга, обман, подкуп).
Не произноси на другого ложного свидетельства. Неправда на суде, ложный донос, обман, наговоры, сплетни, злословие, клевета, болтливость, лож и даже намерение навредить ближнему - все эти поступки одинаково являются преступлением против девятой заповеди.
Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его (речь о прислуге - прим.ред.), ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего. Этой заповедью Господь запрещает не только вредить или желать вреда ближним, но осуждает также само завистливое отношение к благополучию окружающих людей.
Десять заповедей ограничивают людей в том, что греховно и приводит к наказанию. Господь Иисус Христос дополнил ветхозаветный закон новыми заповедями блаженства, раскрывая новую высоту ветхозаветных постановлений. Буквально слово «блаженство» означает состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждение. Заповеди христианского блаженства учат человека, как обрести подлинное вечное счастье.

Девять заповедей христианского блаженства

В свете Евангелия христианин видит в себе падшее греховное состояние, и от этого видения приходит смиренное понятие о себе, называемое нищетою духа. Блаженны нище духом, яко тех есть Царство Небесное. Нищета духа - соль всей духовной жизни человека. Нищему свойственно печалиться о нищете своей, и нищета духа порождает плач о грехах.
Блаженны плачущие, яко тии утешатся. Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении. Согрешил? Пролей слёзы! Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, какое же Он готовит блаженство в будущем веке?
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, злопамятность и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: кротость. Блаженны кроткие, яко тии наследуют землю. Какая это земля? После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля есть и в землю отойдёшь. В то же время человек лишён владения этой землёю, страсти лишают человека этой возможности. Кротость возвращает человеку эту власть, вводит его во владение этим наследием - телом и его порывами.
Возобладав над своим телом, человек начинает искать неба. Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся. Божественной правды, а не пустой, человеческой. Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием.
Милосердие никого не осуждает, любит врагов (своих личных, но не врагов Церкви и не врагов Отечества), полагает душу за друзей, делает человека Богоподобным. Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его - благость.
Сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению. Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят. В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет разделенные ум, душу и тело, воссоздает человека, делает его сердце способным зреть Бога.
Мир Божий - удел святых Божиих: христианин, проходя поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми жизненными обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; Сам Бог усыновляет Себе такого человека. Блаженны миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся. Миру Божиему сопутствует присутствие в человеке Святого Духа, благодать Божия явным образом действует в таком человеке.
Стяжавший в себе мир Божий, способен к прочим окончательным блаженствам: к радостному терпению поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей. Блаженны, изгнанные за правду, яко тех есть Царство небесное. Правда - праведная жизнь.
Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.
велика ваша награда на небесах. Величественна лествица блаженств Евангельских. Хорошо быть на её вершине; но поистине блажен и тот, кто находится хотя бы на первой ее ступени. Скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень, и ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он считает себя достойным следующей ступени, но когда Сам Бог признает его достойным. Достойны возвышения - смиренные. Искание нищеты духовной позволительно и похвально. Оно - основание всех прочих блаженств. Поколеблется основание, и кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз и часто разбивается до смерти. Обретается нищета духа изучением Евангелия, сопоставлением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвой о получении сердца сокрушенного и смиренного.
Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просит у Него дара существенно полезного и необходимого, Он ниспосылает просимое из неоскудевающих Своих сокровищ.
Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога - нищета духа. Аминь.

Составлено по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).