Народная агиология

Осеннее паломничество

Осеннее паломничество

Рано утром  мы отправились в Ростов Великий к свт.  Димитрию  Ростовскому.  Долго ехали в темноте и когда рассвело то сердцу было радостно видеть родные дали, деревушки и играющие на солнце маковки церквей. Приехали в монастырь и сразу пошли в храм, поклониться  св. мощам святителя Димитрия Ростовского, попросить его помощи и заступления, помолиться пред святыми иконами, поставить свечи. Каждый молился и просил о своем, но всех объединяла одна радость, что мы приехали в святое место. В монастыре было тихо и пустынно, ничего не отвлекало от благодатного присутствия в храме.  С трепетом и надеждою приложились к св. мощам свт. Димитрия, попросили его святых молитв за нас грешных.  По дороге в Ростов Великий, решили заехать еще в один монастырь, свт. Николая.  Мы  узнали об этом монастыре от одного из паломников, который был там ни один раз и рассказал нам много интересного. Сам монастырь стоит на живописном берегу реки Волги, в стороне от  главных дорог и так просто к нему не доедешь.  Когда-то там жил на покое свт. Игнатий (Брянчанинов).  В монастыре всего четыре монаха, потихоньку  монастырь возрождается. Место, когда-то было довольно известное целебными источниками, которые до сих пор бьют из под земли. Это очень концентрированная, соленая, минеральная вода, которую пьют разбавленной. Помогает от болезней суставов, при туберкулёзе, ангине и других заболеваниях. Раньше была большая гостиница для паломников, сейчас стоящая в запустении, была пристань на берегу Волги, недалеко от монастыря. В монастыре нас уже ждал, знакомый нашего паломника. Это был монах, довольно уже зрелого возраста, человек с большим жизненным опытом. Мы вместе пообедали, чем Бог послал, и немного поговорили. Слушали монаха и удивлялись его непростой жизни! Попросили его молитвенной помощи, он провел нас по территории монастыря, показал вновь отстроенный, взорванный ранее большевиками, храм во имя  иконы Иверской  Божией Матери.  Храм стоял, возвышаясь над всеми постройками и было отрадно на душе, что здесь, в глуши, не замирает монастырская жизнь и сюда приезжают паломники. Погуляли по берегу Волги, решили ехать домой,  время уже поджимало, а дорога неблизкая; заехали ведь в Ярославскую область!  Мы были очень счастливы этой поездкой, на душе было умиротворенно и радостно!  Значит получили благодатную помощь.  Я  в этом уверенна!      

Раба Божия Галина

Историческая справка:
НЕКРАСОВСКОЕ -поселок городского типа в Ярославской обл., центр Некрасовского р-на. Расположен в устье р. Солоницы (бассейн Волги). Население 7,2 тыс. чел. Основан в 1214 как д. Грешнево, в советское время переименован в Некрасовское в честь поэта Н.А. Некрасова (здесь он провел детские годы). В XV — сер. XVII вв. в поселении были солеварни и оно называлось Большие Соли, в XVIII в. славилось мастерами каменного строительства, живописи, резьбы по дереву. Рядом с посёлком находится Николо-Бабаевский монастырь. Основан в XV веке на месте чудесного обретения иконы свт. Николая Чудотворца, которую обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие весла называли «бабайками». Благочестивые люди поставили для иконы часовню. Предание говорит, что пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн устроил храм, а затем и монастырь. Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась. К концу 19 века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, построенный в 1877 г., посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретению; вторая церковь теплая, во имя свт. Николая чудотворца; третья - во имя свт. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая - в честь Успения Божией Матери. Главными святынями монастыря являлись три чудотворные иконы: свт. Николая Чудотворца, Иверская и Казанская иконы Божией Матери. В этом монастыре провел последние годы своей жизни свт. Игнатий Брянчанинов.
В 1826 г. будущий святитель окончил инженерное училище и подал прошение об отставке, которое было отвергнуто имп. Николаем I. Весной 1826 г. Игнатий заболел тяжелой формой туберкулеза. Присланные императором врачи уверяли в невозможности для него монашеского образа жизни. Вопреки предсказаниям врачей, Игнатий выздоровел. 6 ноября 1827 г., вопреки воле родителей, Игнатий  вышел в отставку по состоянию здоровья, имея в то же время намерение поступить в монастырь. «Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа, для усвоения Христу». Большое влияние на Игнатия  в принятии окончательного решения имел прп. Лев (Наголкин). Следуя за старцем Львом, Игнатий переезжал из монастыря в монастырь. Переезды и плохое питание ослабили здоровье Игнатия, поэтому в кон. 1829 г. он короткое время гостил в имении родителей, которые тщетно убеждали его отказаться от иноческого пути. 28 июня 1831 г. еп. Стефаном Игнатий был пострижен в монашество в Вологодском кафедральном соборе с наречением имени Игнатий в честь сщмч. Игнатия Богоносца. Пройдя путь от послушника до благочинного  монастырей  С.-Петербургской епархии, весной 1847 г., после тяжелой болезни, архимандрит Игнатий  подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь  Костромской епархии. Ему был разрешен лишь отпуск на 11 месяцев, который он провел в этом монастыре. За время лечения архим. Игнатий написал несколько очерков, вел обширную переписку.
27 октября  1857 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга при многочисленном стечении народа состоялась епископская хиротония архим. Игнатия на образованную в 1843 г. Кавказскую и Черноморскую епархию. 4 янв. 1858 г. еп. Игнатий прибыл в Ставрополь. Обустройство епархии потребовало больших трудов.
В июле 1861 г. еп. Игнатий подал прошение об уходе на покой и направил личное письмо о том же императору. 5 авг. 1861 г. состоялось его увольнение с назначением пенсии и с награждением орденом св. Анны 1-й степени.
 В окт. 1861 г. еп. Игнатий прибыл в Николо-Бабаевский мон-рь. Настоятелем монастыря был архим. Иустин (Татаринов), преданный ученик еп. Игнатия, в прошлом его келейник. В годы пребывания в монастыре еп. Игнатий способствовал налаживанию хозяйственной жизни обители, началу строительства нового соборного храма. Еп. Игнатий подвизался в уединении, трудясь над усовершенствованием своих сочинений; вел переписку и принимал приходящих за советом.
16 апр. 1867 г., в день Пасхи, еп. Игнатий в последний раз совершил литургию, а 30 апр.,  в неделю жен-мироносиц, мирно почил. На шестой день после смерти было совершено отпевание еп. Игнатия преосвященным Иоанафаном, еп. Кинешемским, по пасхальному чину.
На погребении святителя Игнатия присутствовало 5 тысяч человек.
Все удивлялись мягкости рук и вообще покойному положению тела почившего, которое нисколько не издавало обыкновенного запаха тления. Отпевание усопшего скорее походило на какое-то торжество, чем на погребение. Невольно вспоминались слова усопшего: «Можно узнать, что почивший под милостью Божией, если при погребении тела его печаль окружающих растворена какою-то непостижимой отрадою».
Гроб с телом святителя был обнесен вокруг монастырского собора и при пении «Христос Воскресе» опущен в землю в малой больничной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского и свт. Иоанна Златоуста, у левого клироса.
В советское время монастырь постигла участь многих святых обителей, на территории монастыря располагались разные учреждения. Во время войны 1941-45 гг. в нём находился госпиталь. После ликвидации госпиталя  была открыта детская трудовая колония, при которой имелась своя школа. В конце 1940-х годов колонию закрыли, передав помещения под нужды областного детского костно-туберкулезного санатория. После перевода санатория в 80-х годах здания монастыря стали подвергаться окончательному разрушению. Современные варвары не оставили в покое святое место: ломали полы, выламывали кирпич, снимали с крыш шифер. Опасаясь за осквернение, в 1988 году, после канонизации  Поместным Собором Русской Православной Церкви, были обретены и вывезены с территории монастыря мощи епископа Игнатия и помещены в Толгском женском монастыре Ярославской епархии.
С 1998 г. Николо-Бабаевский монастырь вновь становится действующим.