Жизнь прихода
Без храма тяжело
Без храма тяжело
К двадцатилетию прихода
Беседа с отцом пятерых детей, прихожанином Сазоновым Максимом Александровичем
Какое значение имеет для тебя приходское общение?
Это тоже важно. Ты находишь здесь людей с такими же взглядами, как у тебя, и мы понимаем друг друга, нам есть о чем поговорить. Человек делится своими впечатлениями о паломнической поездке, и ему и нам ясно, мы говорим на одном языке, понимаем друг друга с полуслова. Плюс у многих молодых прихожан – многодетные семьи, и нам есть о чем и здесь поговорить, что обсудить. Важна и помощь друг другу.
Изменился твой круг чтения?
Читаю не очень много, нет времени, а может, по лености. Я люблю читать в тишине, покое, не наспех. Читаю на работе Евангелие. Но читать однозначно стали меньше. Причина этого может быть в том, что все кругом становится электронным, в том числе и книги, а это само по себе отбивает охоту читать, хотя можно было бы взять для чтения и неэлектронную книгу, но уже и не хочется, нет уже такой тяги к чтению. Вместо книг многие сейчас читают что-то более мелкое – газеты, журналы, а это не такое уж серьезное чтение.
Самые важные результаты приходской деятельности...
Думаю, что очень все изменилось. Но самое важное, что все выросли во что-то новое, значительное: некоторые стали священниками (а это происходило на наших глазах!), дьяконами, другие ушли в монашество, третьи трудятся алтарниками. А как значительно увеличился за это время наш приход! У нас небольшая по размерам церковь, она рассчитана на довольно скромное число прихожан, но здесь образовался крупный приход, более подходящий для какого-нибудь значительного по размерам храма. Значит, люди собрались в очаковском приходе вопреки обычным обстоятельствам: я хожу сюда, потому что здесь не только хорошо служат, но и удобно, не тесно. Сюда ходят потому, что всех настолько устраивает служба и священники, что люди готовы терпеть некоторые неудобства от тесноты и не искать другого храма. За двадцать лет у семейных пар очаковских прихожан родилось много детей, трудно даже сосчитать сколько, разве это не достижение прихода? В приходе нет проблем с демографией, здесь рождаются дети в обычных, со средним достатком семьях, и нашему государству стоило бы спросить у таких вот приходов, как ему приумножить население страны. Я равняюсь на нашего прихожанина Виктора Волкова, у них – девять детей и на очереди – девятый. Живут они в построенном недавно доме, рядом с Переделкино. И вижу, поскольку общаюсь с Виктором, все у них в доме мирно, все по православному, а трудности и какие-то отдельные проблемы, у кого их нет. То есть дело не в количестве детей, как какой-то спортивной самоцели, а в правильном устроении жизни. Дети и отношение к ним, к их воспитанию – это вытекает одно из другого, и только так начинаешь понимать, что все жизненные трудности с Богом преодолимы. Так жили наши предки, так постепенно начинаем жить и мы. В постепенности, в подчинении воле Божьей в семейной жизни мы уходим от страха человеческого: ах, шесть детей да как же их родить, да как же их прокормить, да как же их воспитать, да как их научить. И таких вопросов, возникающих от человеческого страха, может быть немало.
Насколько храм понятен детям?
Я могу понять детей, их настроения, потому что, если уж взрослым трудно стоять и молиться, то насколько труднее это детям, при их энергии, неусидчивости, чисто возрастных особенностях. Но равнодушие детей к службе, отчасти, и вина родителей, как мне кажется, которые не сумели хотя бы небольшую искру донести до своего ребенка. Тут ведь нужно, поначалу, очень немного, только небольшая искра, нужно постараться. Все дело в этом. Ребенок в любом случае не усвоит всей глубины богослужения, но что-то он вполне готов усвоить. В том же посте, он не так будет страдать от отсутствия мяса, как от воздержания от конфет, сладкого, мультиков. Ребенок – человек еще очень особенный и надо это учитывать, не потакать его «особенностям», но и не игнорировать их совсем, скорее потихоньку пробиваться к его душе, потихоньку вселять в нее веру. Неприемлемо одно – превращение храма в детскую православную площадку, это надо обязательно пресекать и осознавать зазор допустимого и недопустимого. В крайнем случае, их просто надо удалять даже за пределы предхрамовой площади куда-нибудь на второй этаж воскресной школы, но только, чтобы в храме и рядом с ним не было криков и детской карусели.
Какую роль играют монастыри в твоей духовной жизни?
Для меня монастырь имеет серьезное значение. Наша дача расположена возле Колоцкого женского монастыря. Я вижу там молодых девушек, которые
сознательно выбрали особый путь в жизни, я вижу, как они относятся к монашеству. Мы познакомились с обитателями монастыря, и я был удивлен их отношением к людям. Они заботятся о всех, кто пришел сюда помолиться или просто зашел: все приглашаются на трапезу. Мы пришли в первый раз на службу и, тем не менее, нам предложили после окончания богослужения остаться на трапезу. Такое внимание. Или в другом месте в Мордовии я был на соревнованиях и мы с ребятами пришли в женский Пятницкий монастырь поставить свечи, посетить святой источник, купальню. И там с нами беседовала монахиня, всего полчаса продолжалась эта беседа, но она была настолько глубокой, всеобъемлющей. Она сказала как будто бы обо всем: о 8 марта, что это плохо, что мы просим Бога, а потом не благодарим Его, и многое другое. Она задавала вопросы и отвечала на них, а мы, не отрываясь, слушали и слушали ее. И готовы были и дальше слушать, настолько духовно емкой и интересной была эта беседа. Ясно было, что человек не только думает и знает то, о чем она говорит, но и живет этим, это ее духовный опыт. Мы были ей очень благодарны за такое внимание к нам.
Что тебе интересно из внебогослужебной деятельности прихода?
Мне интересно то, что я бы мог дать приходу, скажем, внести свою лепту в военно-патриотическое воспитание, готов профессионально помочь в конкретной спортивной области. Даже свое отношение к семье и опыт большой семьи сделать отдельной воспитательной областью. Многие наши православные мальчишки и девчонки очень нуждаются в таких беседах, потому что порой их знание о семье не просто ложное, но очень наивное. Это было бы, я считаю, очень полезным делом, что-то вроде приходского клуба для многодетных, который бы проводил свои заседания для всех прихожан, где люди бы делились опытом, отвечали бы на вопросы, открыто разговаривали с молодежью по столь важному вопросу, как православная семейная жизнь. Из практической области я готов помочь развивать спортивную жизнь (самбо, промышленный альпинизм) в приходе, ведь спорт – это не только здоровый образ жизни, но это еще и близкие к духовным приоритетам вещи – дисциплина, самоограничение, это важная форма, закаливающая волю человека. При этом и здесь ты должен быть с Богом. Мой старший сын никогда не выходит на соревнование без того, что бы не перекреститься, и после окончания соревнований, без благодарственной молитвы. И он чувствует помощь Божию, он знает, что Господь, как Отец Небесный, печется о нем, и это ее необыкновенно укрепляет духовно. Несомненно, при всем разнообразии этой деятельности прихода, необходимо и дальше расширять. Социальная деятельность требует, на мой взгляд, корректировки: больше внимания уделять приходу, приходской территории в узком смысле, оказывать помощь престарелым, многодетным, нуждающимся. Более целенаправленно и более кропотливо вести эту работу: иметь информационную базу в приходе об этих категориях и далее — найти людей, ответственных за конкретную работу. Чтобы трудилось на этом важнейшем направлении большее число людей.
Какие традиции прихода тебе близки?
Мне по душе праздничные застолья в дни приходских праздников. Когда я начинал ходить в храм мне этот обычай был очень и очень по душе. Конечно, и сейчас для меня важна эта традиция, но я к ней привык, она уже так не удивляет, хотя по-прежнему согревает сердце, потому что от нее веет таким душевным теплом, таким вниманием настоятеля к прихожанам, прихожан друг к другу, и все это так по-челочечески, по-церковному и по-православному - поздравлять друг друга не только за богослужением, но и за общим праздничным столом!
Хорошей традицией считаю «детские молебны» перед началом нового учебного года, и дети, по-моему, уже по‑хорошему привыкли к этой традиции, ценят ее. А значит, традиция пустила корни.
Беседовал О.В. Кириченко