Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Жития святых

Сентябрь

Восьмой день

  

8 сентября (21 сентября)

Слово на Рождество Богородицы

 

 

 

Слово на Рождество Богородицы

Господь, на Небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей — Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон[1] создал Ему храм[2] чрез искуснейшего строителя Хирама[3], который был исполнен художества, разума и знания на всякое дело. Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня[4], из благовонных деревьев: кедра и кипариса[5], привозимых с Ливана[6], и из чистого золота, на возвышеннейшем месте, на горе Мориа[7]. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения Херувимов, различных деревьев и плодов[8]. Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты всё множество людей Израилевых, и снизошла на него Слава Господня во огне и облаке[9]. Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. «Кий храм созиждете Ми, — говорит Господь, — или кое место покоищу Моему?»[10]. И вот, Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм — Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? Воистину — премудрейшим, самою Премудростию Божиею, как говорит Писание: «Премудрость созда себе дом»[11], а всё сотворенное Премудростию Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, — посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему — верный свидетель на Небе, говорящий к Ней: «Вся добра еси ближняя моя и порока несть в тебе»[12]. И святый Дамаскин пишет: «Вся — чертог Духа, вся — град Божий, море благодатей, вся — добра, вся — ближняя Богу»[13].

Из каких же веществ создалась сия палата? Воистину — из драгоценнейших: ибо произошла, как от драгоценного камня, из царского рода, от Давида, который вложенным в пращу камнем, прообразовавшим камень — Христа, поразил Голиафа[14]; и, как из благовонных деревьев кедра и кипариса, Дева Богородица родилась из рода архиерейского, приносящего благовонные жертвы Богу. Отец ее, святый праведный Иоаким, был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери — архиерейского. О, из сколь драгоценнейших веществ, — разумею пречестнейшее происхождение, — создалась Царю славы одушевленная палата! И как в Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали особенную ценность от чистого золота, которым были позолочены; так в рождестве Пресвятой Богородицы благородство царского и архиерейского происхождения еще более заслужило почтения от целомудрия святых Ея родителей, которое дороже, нежели злата и сребра сокровища: честнейша же есть камений многоценных! Всяко же честное недостойно ея есть[15]. Ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства. О сем святый Дамаскин, обращаясь к святым праведным Богоотцам говорит так: «О блаженные супруги, Иоаким и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: «от плод их познаете их»[16]. Вы устроили свою жизнь, как благоугодно Богу и как достойно сие Рожденной от вас. Ибо, живя целомудренно и праведно, вы произрастили сокровище девства — разумею Деву: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, по рождестве Деву, и всегда Деву, единую приснодевствующую и умом, и душою, и телом. Подобало же, чтобы девство, от целомудрия рожденное, было принесено плотию Самому Единородному Свету. О, двоица чистейших словесных горлиц, Иоаким и Анна! вы, соблюв целомудренно закон природы, божественно сподобились сверхъестественных дарований, и родили миру Деву, Божию Матерь. Вы, благочестиво и праведно пожив в человеческом естестве, произвели Дщерь высшую Ангелов и ныне владычествующую над Ангелами. О прекраснейшая и сладчайшая Дщерь! О крин, выросший посреди терния от благороднейшего царского корня! Тобою обогатилось царство священства»[17]. Сими словами святый Дамаскин ясно показывает, от каковых родителей рождена Божия Матерь, из сколь драгоценнейших веществ устроена палата Царя Небесного.

На каком же месте была устроена сия одушевленная палата? Воистину — на высочайшем, ибо Церковь дает о ней следующее свидетельство: истинно вышши всех еси Дево чистая[18]; но выше — не местом, а добродетелями и высотою Божиих дарований. Местом же, где родилась преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской, называемый Назаретом, зависевший от большого города Капернаума[19], и жители его были презираемы, почему и о Христе было сказано: «от Назарета может ли что добро быти?»[20]. Но Господь, на высоких живый и на смиренныя призираяй[21], благоизволил, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не в Капернауме, в своей гордыне до неба вознесшемся, а в смиренном Назарете, ибо еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом[22], а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоценно у Него. Самое имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем рождестве Господь чрез Вифлеем, что значит: «дом хлеба»[23], тайно прообразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с Неба[24] для оживотворения и укрепления людей, — так и в рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы; ибо наименование Назарет означает цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место[25]: и всё сие ясно предъизображает Пресвятую Деву. Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, цвет неувядаемый, присноцветущий девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единого Царя, — цвет, приносящий плод — Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она освящена благодатию нашедшего на Нее и осенившего Ее Святого Духа и есть святейшая всех святых, как родившая всех святых святейшее слово[26]. Она исключена из числа грешных земнородных, как чистая и непорочная, и не только Сама чужда греха, но и грешников отводит от беззаконий, как и взывает к ней Церковь: «радуйся, скверных изымающая дел»[27]. Она увенчана славою и честию: увенчана славою, ибо произросла из царского корня; увенчана честию, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честию, потому что почтена благовещением и служением Архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия; ибо что может быть славнее того, как родит Бога? Увенчана честию, как Приснодева; ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве девою? Увенчана славою, славнейшая серафим, как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честью, честнейшая херувим[28], как превзошедшая Херувимов мудростию и познанием Божества: «слава же и честь и мир всякому делающему благое»[29], — говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все Заповеди Господни, исполняла всю волю Господа, все наставления Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое хранилище; ибо сохраняла сокровище своего девического целомудрия столь тщательно, что даже Ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев Ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие[30]. Всё сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям Божиим? Она высока, ибо дарована с Неба, хотя родилась на земле от земнородных; — с Неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с Неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! родишь ты Дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Мария». Итак Она, без сомнения, может быть названа Градом Святым, Иерусалимом новым, сходящим с Неба от Бога[31], Скиниею Божиею. Высока сия Божия Скиния, ибо, родив Царя Христа, она возвысилась паче Серафимов. О высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов!

А какова красота той мысленной Христовой палаты, — о сем послушай того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина, вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатию Духа Святого, и слава Ея внутри Ея: ибо как для всякой жены слава ея — муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ея, т. е. плод чрева Ея»[32]. И еще Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О Дево Богоблагодатная, святая Церковь Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир Соломон (Премудрый Творец мира) и вселился в Нее! Не золотом, не бездушными камнями украшена Она, но, вместо золота, сияет Духом, вместо дорогих камней имеет многоценный бисер — Христа[33]. Таково украшение той палаты, гораздо прекраснее бывшего в храме Соломоновом, в котором были изображены подобия Херувимов, деревьев и цветов. Но и в сей одушевленной Церкви, в Пречистой Деве, ясно виден образ херувимский; ибо своим херувимским житием Она не только сравнялась с Херувимами, но и превзошла их. Если Церковь обыкла иных святых называть Херувимами, воспевая: «что вас наречем святии; Херувимы, яко на вас почил есть Христос»[34], то тем паче Дева Богородица есть Херувим, ибо в Ней Христос почил телом Своим, и на пречистых руках Ея Бог воссел, как на престоле: Дева стала престолом херувимским. Она имеет в Себе подобия и деревьев благоплодовитых, духовно соделавшись маслиною плодовитою в дому Божием и цветущим фиником[35], почему ныне и именуется садом живоносным, когда Церковь воспевает: от неплоднаго корене сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, иже чудес Бог[36]. Всё сие говорится о красоте Ея духовной. Но Она не была лишена и красоты телесной, как о том свидетельствуют многие учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будет такой прекрасной девы, какова была Дева Богородица, узрев Которую, святый Дионисий Ареопагит[37] хотел бы наречь Богом, если бы не знал Бога, от Нея рожденного. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просиявала и на Ея пресветлом лице. Таковую предуготовал себе палату на земле Царь Небесный, — палату прекрасную душою и телом, яко невесту украшену мужу своему[38], — притом палату пространную: чрево Ея пространнее небес содела[39], и вместился в Ней невместимый Христос Бог.

Палаты царские обыкновенно строятся обширными — так, чтобы они могли вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно не только для Бога Слова, как Царя, но и для нас, притекающих рабов к Богу, вселившемуся в Нее: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем благоутробии. Избранный сосуд Божий, святый Апостол Павел, движимый любовию, говорил к своим возлюбленным чадам: «сердце наше распространися: не тесно вмещается в нас»[40]. Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В благоутробии Ея без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странствующие, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердной та утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них, впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена Херувимами и Серафимами и бесчисленными ликами Ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ея благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто сего пожелал: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не расследуют, зачем кто идет, но всякий входит в них беспрепятственно с молением и приемлет дар по благопотребному прошению.

Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы с таковым приветствием:

Радуйся, всенепорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцем и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки. Аминь.

Тропарь Рождеству Пресвятыя Богородицы, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

 

Примечания

  1. Перейти Соломон — израильский царь, младший сын и преемник царя — Псалмопевца Давида, царствовал с великою славою с 993 по 953 год до Р. Х. Он укрепил границы государства, подавил внутренние смуты, завел оживленную торговлю с соседними государствами. Век Соломона был самым блестящим для наук и искусств. Слава о его богатствах и еще более о его мудрости распространилась далеко за пределы царства Израильского. Имя Соломона стало впоследствии синонимом мудреца. Боговдохновенные писания его (книга Притчей, Екклесиаст, Песнь Песней) навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. — Конец жизни Соломона был омрачен его падением; но при самом закате дней своих он познал суету всего земного.
  2. Перейти О создании храма Соломонова подробно повествуется в 3 кн. Царств, гл. 5—72 кн. Паралип., гл. 2—4.
  3. Перейти С именем Хирама в библейской истории известны два лица, оба имевшие ближайшее отношение к построению храма Иерусалимского: 1) Тирский царь, находившийся в дружеских отношениях с Соломоном, прославивший себя замечательными постройками; он присылал Соломону кедры и кипарисы, плотников и мастеров для постройки храма, и 2) Тирский зодчий, про проекту которого были сделаны сосуды для храма Соломонова. Здесь естественнее разуметь сего последнего. Он владел искусством и умением производить всякие изделия — из золота, серебра, меди и железа, и из камней и дерев, и из пряжи, и виссона, и багряницы. См. о нем в 3 кн. Царств, гл. 7, ст. 13—40 и 2 кн. Парал., гл. 2, ст. 13—14гл. 4, ст. 11, 16.
  4. Перейти 3 кн. Цар., гл. 5, ст. 17—18.
  5. Перейти 2 кн. Цар., гл. 6, ст. 9—10.
  6. Перейти Ливан — горный хребет в северных пределах Палестины на границе между Иудеею и Сириею, отделяет от последней Финикию, по всему протяжению которой он тянется; славится своими прекрасными деревьями, особенно кедровыми, кипарисовыми и дубовыми.
  7. Перейти Мориа — гора подле Иерусалима. Гора эта представляет один из холмов, на которых построен Иерусалим; лежит к северо-востоку от Сиона.
  8. Перейти 3 кн. Цар., гл. 6, ст. 18—35гл. 7, ст. 18—22, 29—42.
  9. Перейти 3 кн. Цар., гл. 8, ст. 10—11.
  10. Перейти Деян., гл. 7, ст. 49.
  11. Перейти Кн. Притч., гл. 9, ст. 1.
  12. Перейти Кн. Песн. Песн., гл. 4, ст. 7.
  13. Перейти Слово 1 на Рождество Богородицы.
  14. Перейти 1 кн. Цар., гл. 17, ст. 39—51. — В сем событии святые отцы: Ефрем Сирин, Августин и др. видят прообразовательные по отношению ко Христу черты: Давид умертвил Голиафа камнем, брошенным из пращи — «в образе Христа; Голиаф — в образе диавола: диавол был поражен глаголом Божиим и смирением, наконец на Голгофе был сокрушен в конец».
  15. Перейти Кн. Притч., гл. 3, ст. 15.
  16. Перейти Еванг. от Матф., гл. 7, ст. 16, 20.
  17. Перейти Слово св. Иоанна Дамаскина на Рождество Пресвятыя Богородицы.
  18. Перейти Из службы на Введение Пресв. Богородицы. Канон, ирмос 9.
  19. Перейти Капернаум — город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря, принадлежащий к Галилее, на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым. Он лежал на мысе, недалеко от впадения Иордана в море. Во время земной жизни Спасителя Капернаум отличался цветущим благосостоянием и богатством. В войнах с римлянами Капернаум был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины. — О Назарете см. примеч. 3 на стр. 9.
  20. Перейти Еванг. от Иоан., гл. 1, ст. 46.
  21. Перейти Псал. 112, ст. 5.
  22. Перейти Еванг. от Луки, гл. 16, ст. 15.
  23. Перейти Вифлеем — небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, около 2 часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию земли, — место Рождества Христова.
  24. Перейти По слову Самого Спасителя, который говорил о себе: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе; аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки (Иоан., гл. 6, ст. 51).
  25. Перейти Назарет, в переводе с еврейского, может означать или отпрыскотрасльветвькустарник, или огражденное сокровенное место.
  26. Перейти Акафист Пресвятой Богородице, кондак 13.
  27. Перейти Акафист, икос 5.
  28. Перейти Из молитвы Богородице «Достойно есть».
  29. Перейти Посл. к Римл., гл. 2, ст. 10.
  30. Перейти Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 29.
  31. Перейти Апок., гл. 21, ст. 2.
  32. Перейти Слово на Рождество Богородицы.
  33. Перейти Слово на Рождество Богородицы.
  34. Перейти Октоих, мученичен на стиховне в пяток, глас 8.
  35. Перейти Псал. 55, ст. 10.
  36. Перейти Служба на Рождество Богородицы, 1 стихира на «Господи воззвах».
  37. Перейти Дионисий Ареопагит — член Ареопага Афинского, обращенный к христианству ап. Павлом (Деян., 17, 34); был первым епископом Афинским и писал послания ко многим лицам и церквам. Свое служение он запечатлел мученическою кончиною около 96 г. в царствование Домициана. Память его — 3-го октября.
  38. Перейти Апок., гл. 21, ст. 2.
  39. Перейти Литургия св. Василия Великого, задостойник: О тебе радуется.
  40. Перейти 2 Посл. к Коринф., гл. 6, ст. 11—12.