Жизнь по вере

Батюшка на селе


Батюшка на селе

Храм в д. Калягино, в котором  служит о. СергийКо мне в руки попала любопытная статистика. Всероссийский интернет-опрос портала Работа@Mail.Ru показал, что 43% опрошенных россиян считают священников людьми хорошо зарабатывающими. Более того, 23% респондентов уверены, что быть священником очень прибыльно. Примерно четверть опрошенных предполагает, что священники зарабатывают намного больше, чем простые граждане в среднем по стране. При этом каждый пятый (19%) опрошенный считает, что доходы священников неоправданно высокие. В целом, 37% участников опроса  уверены, что священник в России – это самая настоящая профессия. 
 
Видимо такие понятия о священниках действительно существуют. Однако, с выводами следует быть осторожнее. Вообще, статистика понятие расплывчатое. Если провести подобный опрос в сельской местности, результат будет совершенно другим. Впрочем, нельзя говорить, что все московские иереи и протоиереи богачи, тем более, нельзя говорить, что у них легкое служение. Так говорят только враги Церкви или те, кто не имеет понятия о духовной жизни. Главная задача священника это служение Богу и служение ближним. А для этого необходимо во многом забыть о себе или даже отречься от себя. Что собственно и происходит. Например, когда человек принимает монашеский подстриг, он дает обеты, один из которых не стяжания. Поэтому очень часто иеромонахи, которым их духовные чада помогают материально, используют эти средства на благоукрашение храмов или помощь неимущим. Об этом, кстати сказать, статистика умалчивает. 
Но сейчас разговор не о том. Знал я одного сельского батюшку протоиерея Александра... Сейчас его уже нет среди нас. Ему дали приход в ближайшем Подмосковье, где похоронены мои родственники. История обычная: разрушенный храм, пьющие деревенские мужики и ни копейки денег. Как говорится, под лежачий камень вода не течет, и батюшка энергично взялся за восстановление не только храма, но и духовной жизни в деревне. Время от времени, приезжая в те места, я мог наблюдать изменения, которые происходили не только со зданием храма, но и в душах сельчан. Удивительно быстро батюшка стал самым авторитетным человеком в деревне. Это и не удивительно. Честность и отзывчивость, внимание и забота всегда располагают человека на взаимность. Я удивлялся, как одна моя дальняя родственница изменила свою жизнь. Вот уж не подумал бы раньше. Пожилая женщина не стала сетовать на то, как ее воспитывали с детства, а с помощью духовника кропотливо наводила порядок в своей душе. Она и дочь убеждала поступать также. Даже далекие от веры людио. Сергий и прихожанка приносили священнику иконы, припрятанные во времена лихолетья, зная, что образа будут использованы по назначению. Конечно, не все так просто. Как-то в приватном разговоре о. Александр расказывал, что появились некоторые люди предлагавшие ему сделку: они должны были переводить на счет храма определенную сумму, а он, обналичив ее, делать им, как сейчас говорят, откат. Это до глубины души возмутило священника. "Если вы хотите помочь храму, - ответил он. - Спрячте деньги где-нибудь внутри. Я наткнусь на них и обрадуюсь. А в подобные игры я не играю". 
Поначалу батюшка восстанавливал храм в одиночку и плотничал, и столярничал, и даже печку сложил. Потом кто-то из сердобольных офицеров прислал в помощь солдат. Батюшка кормил помощников и удивлялся, что они мерзнут на работе. Приходилось работать на улице, был мороз. Сам о. Александр не мерз и трудился усерднее, и вообще был готов к трудностям, когда выбирал свое жизненное служение. Вскоре Господь помог по-настоящему. Появилось несколько молодых людей, которые так и заявили, что будут работать в храме во все свои выходные и отдавать на восстановление значительную часть зарплаты.
Теперь в этом приходе другой священник. Храм полностью восстановлен, на службах много молодежи, священник остается первым лицом в деревне. Но и проблем хватает, одна из которых (это для статистики) безденежье.
Впрочем, безденежье не единственная проблема села. В Ивановской области рядом с той деревней, где я провожу часть своего отпуска, есть несколько храмов относительно недавно переданных Русской Православной Церкви. В двух из них - огромных каменных соборах служит о.Николай. Привести эти храмы в былое благолепие не представляется возможным. Только летом, благодаря отдыхающим, храмы незначительно заполняются народом. Зимой молятся только бабульки да полтора мужика. Был у о. Николая алтарник. Во время богослужения разжигал кадило, ходил на вход со свечей. Пока местные мужики во главе с бывшим уголовником не предупредили его: "Ты че поп? Чтобы больше тебя там не было". Теперь его действительно не видно. Но все равно о. Николаю повезло с алтарниками больше, чем соседскому батюшке о. Сергию. У него пятеро мальчишек. А у о.Сергия только три девочки. Вместе с матушкой они поют и читают С прихожанами после ночной службына службе, но в алтаре о.Сергию прихдиться справляться одному. Он тоже служит в двух храмах. Священников-то не хватает. Один дореволюционный уже несколько восстановленый, поскольку меньший в размерах, чем у о. Николая; другой - молитвенный дом. Просто изба с крестом. Внутри алтарь, престол и все для службы. Недавно у о. Николая случилось несчастье: обворовали храм. Ночью на грузовике вывезли много старинных икон. Теперь их вряд ли удасться вернуть. А на священническую зарплату вряд ли удасться наскрести даже на одну такую икону. Это я все о статистике...
Однако, сельские священники вовсе не оторваны от жизни, как это может показаться. Точнее от тех ее сторон, которые доставляют множество бед всем россиянам. Например, в деревнях чаще, чем в городах священники противостоят пьянству. Они не только служат молебны с акафистами "Неупиваемой Чаше". Но буквально, стараются вырвать несчастных из сетей этой страсти. А сколько священников, занимаясь предринимательской деятельностью, восстанавливают и обеспечивают храмы на свои средства?!...Служить-то надо. А на добровольные пожертвования сельчан обеспечить жизнедеятельность храма невозможно. Хорошо, если есть какой-нибудь состоятельный прихожанин, посторивший неподалеку особняк. 
Священники собирают вокруг себя молодежь, чтобы помочь ей не заблудиться в нашей запутанной и опасной действительности. Священники частые гости в больницах, реабилитационных и наркологических центрах, детских домах и домах престарелых. Они везде, где кому-то трудно. Это одна из сторон их служения, их жизни. Вот и получается, что не охватывает статистика таких мелочей из которых складывается сельская, да и городская духовная действительность.
 

Владимир Малышев 
фото Петра Разуваева