Жизнь по вере

Рестауро - значит возрождать

Цикл бесед с художником-реставратором Святославом Клиндуховым

  

Рестауро - значит возрождать

 

 Икона без оклада до реставрации - В прошлой беседе мы говорили об иконе. Затрагивали тему отношения к ней реставратора. Расскажите, пожалуйста, о самом процессе реставрации.

- Реставрация включает в себя несколько этапов. Сама реставрация - это глобальный процесс. Слово "рестаурос" означает "возрождать". Это не точный перевод, а перевод по существу. В узком смысле реставрация - это комплекс процессов, направленных на сохранение иконы. Реставрация включает в себя три стадии: консервацию, реставрацию и реконструкцию. Консервация - это действие, направленное на сохранение иконы, без особого воздействия на нее. При экспонировании, размещении в помещении, необходимо создание определенных условий, например, чтобы не заводились плесневые грибы, чтобы икона не ссыхалась, как бывает, если повесить ее одним углом над батареей. Необходимо держать постоянную температуру, грамотно проветривать и так далее.

К реставрации относится укрепление красочного слоя, чем мы занимаемся чаще всего, потому что, вследствие неправильной эксплуатации иконы, не должного обращения с ней, теряются слои.

- Что значит неправильная эксплуатация?

- Есть элементарные правила содержания. Икона должна храниться не на сквозняке. На нее не должен попадать прямой солнечный свет, потому что многие пигменты светочувствительны. И когда, допустим, на угол иконы хоть несколько минут в день падает солнечный свет, то этот угол обесцвечивается. Тем более, что солнечный свет несет и солнечное тепло. Свою отрицательную роль могут сыграть демисезонные проветривания, когда  более влажный воздух насыщает икону влагой. В летний период или зимой, когда в квартирах работает отопление, влага выходит и икона высушивается. Так происходит на протяжении многих лет. От этого разрушается левкас, находящийся на основе иконы. Разрушается живопись, потому что лопается левкас. Разрушается лак, потому что все это неразрывно связано. Если помещение сырое и затхлое,  нет проветривания, на иконе может завестись колония любой плесени. А проветривание может разнести споры этих грибов на другие иконы. Православные христиане не должны так относится к иконам. А если это музейный работник, то он зря занимает свою должность!

- Как же быть? Помещение необходимо проветривать!

- Если правильно посмотреть, в любой квартире найдется такой угол, в котором икона не будет попадать под поток воздуха и будет удобна для освещения.Икона до реставрации с окладом Внепосредственной близости от иконы не надо зажигать лампады. Лампады сильно вредят иконам, если находятся на близком расстоянии. Лампада дает локально высокую температуру нагревания. Обычно они стоят или висят у нижнего края иконной доски и греют ее градусов на сто. Потом лампадку задувают и икона остывает. Такое иссушивание нижнего края, причем регулярное, сильно разрушает икону. Если посмотреть на большинство домашних, не реставрированных, икон, то видно как испорчен именно нижний край. Икону не желательно протирать влажной губкой или тряпкой, потому что это тоже попадание влаги на иконную поверхность. В свое время разрушение от этого скажется. Еще важно, чтобы на иконе не было пыли. Она имеет свою вредоносную среду, в которой разводятся бактерии, разрушающие лаковый слой, который закрывает живопись от различных воздействий. Эти бактерии, а впоследствии жучки-паучки, питаются связуюшим  изображения и оставляют свои продукты жизнедеятельности. Мы пишем изображения на яйце, это так и называется - яичная темпера. Эти микроорганизмы питаются, как раз, этим связующим. В том числе, в связующее входит, в зависимости от технологии и расположения иконописца к консерванту, вино или пиво. Эти жучки съедают связующий компонент. Икона лопается. Эластичность красочного слоя превращается в пыль, которая потом легко смахивается и сдувается владельцем. И так, со временем, разрушается сам объект, который нам достался от предков.

Необходимо смахивать пыль с икон только сухой тряпкой или пером. Есть у людей еще одна традиция  - перед праздником протирать иконы маслом. Это делается ежегодно, например, перед Пасхой. Я думаю, что хуже этого в домашних условиях ничего уже сделать невозможно. Разве только сжечь или утопить, то есть физически уничтожить икону. Масло со временем окисляется. На него садится пыль. На иконе нарастает слой непонятной массы: пыли, масла, жучков-паучков, бактерий, который хоронит под собой саму икону.

- Это мы остановились на первом этапе, не успев еще перейти ко второму?!

- Да, это мы говорили про консервацию. В процессе реставрации мы укрепляем красочный слой. Укладываем кракелюры.

- А что такое кракелюры?

В процессе реставрации-  Это такие чешуйки на иконе, которые мы видим на иконе и которые в зависимости от индивидуальности иконы могут быть различными. Могут быть мелкими, крупными, и вообще, различных форм и видов. Это касается и грунта, и красочного слоя, и лакового покрытия. Они бывают в разных слоях. Может не совсем хорошее сравнение, но икона - как пирог - слоеная. Сначала идет основа, то есть доска, затем паволока, грунт, красочные слой. А завершает все либо олифа, либо какой-либо современный лак, например, акриловый.

Реставратор удаляет нанесенные временем или рукой "поновителя"  записи, загрязнения на иконе. Обычно это копоть, поскольку она очень часто присутствует в наших квартирах. Часто иконы находятся на кухнях. Раньше висели в избах. Что такое копоть? Это сажа от дыма, жирная пыль, которая вместе с парами осаждается на иконы. Копоть может быть и от свечей, и от лампадок. Лучше всего фитильки у лампад делать поменьше. Во всех отношениях для иконы это будет полезней. В тех храмах, где используются не восковые, а парафиновые свечи копоти на иконах и фресках больше. Количество зажженных свечей тоже играет свою роль. Так вот в процессе реставрации эти слои копоти снимаются. Стоит вспомнить еще об одном историческом феномене, когда икону записывали. Например, икона приходила в негодность: со временем темнела от лака олифы, который ежегодно перед праздником вскрывали, поновляя икону. Со временем изображение  переставало быть видным. Тогда икону промывали щелоком, либо еще чем-нибудь. Есть такие древнерусские технологии, которые призывают налить в корыто воды, и далее: "опусти икону под воду, посыпь теплой золой и три щетиной. Но смотри левкас до дерева не сотри!"  После такой "реставрации" на иконе от прежней авторской живописи могло просто ничего не остаться. Тогда это называлось "поновление" и считалось хорошим делом. Потом пытались повторить тот же сюжет, в том же колористическом решении. Это считалось реставрацией. Таким образом, на протяжении веков множество древних памятников живописи дошло до нас только в силуэтном исполнении. Но они продолжали оставаться почитаемыми и это было главным - сохранить ту святыню, которая источает нам благодать. Реставрация, как наука, оформилась только в двадцатом веке. И современные методы реставрации, конечно же, далеки от прежних. Есть несколько тезисов, которых мы стараемся придерживаться. Современная реставрация полностью отказалась от поновления. Мы занимаемся тем, что пытаемся восполнить, восстановить авторскую манеру, авторский вид, авторское написание иконы путем различных действий. Сначала мы расчищаем до автора, а потом занимаемся реконструкцией.

Реконструкция - это уже последний этап реставрации, когда икона не имеет целостного вида, целостного образа. Например, поврежден лик, потому что отсутствует красочный слой вместе с грунтом. Или сколоты руки, или рублена топором, как это было во времена двадцатого столетия, или в нее стреляли, или сбивали лик. Такое бывало. Но если человек хочет молиться именно перед этой иконой, которая досталась ему от предков, то при реконструкции используют аналоги.  Слава Богу, они существуют и их достаточно много. По аналогам выстраивается классический образ святого и вписывается в места утрат. Тем самым, мы восполняем целостность образа святого - рук, головы, всего того, что отсутствует. И перед этой иконой уже можно молиться. Лично для меня сам процесс реставрации связан именно с этой целью, чтобы перед иконой можно было молиться. Икона для меня - как человек. Ведь многие из них старше нас. Даже старшеПосле реставрации без оклада наших бабушек и дедушек. К иконе необходимо подходить, как врач подходит к человеку. Об этом писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он считал, что реставрирование - это своего рода врачевание, лечение. Необходимо правильно осмотреть пациента, правильно поставить диагноз, грамотно продумать лечение. Тогда пациент может быть выздоровеет окончательно, а может быть, его состояние станет намного лучше, чем было до этого. Иконы - как люди. И к ним необходимо относиться, как к пожилым, уважаемым старцам, которые прожили долгую жизнь, и нуждаются в лечении.  А лечить их необходимо аккуратно, грамотно и спокойно. Дух реставратора должен быть спокойным, состояние - уравновешанным. К иконе необходимо относиться так, как будто это твой самый любимый, почтенный и уважаемый родственник. В процессе работы, реставратор, если так можно выразиться, вживается в икону, начинает взаимодействовать с ней. Перед ним открывается история жизни рода, если это родовая икона. Открывается история России (сразу обобщу, что русский - это тот, кто любит Россию) часто не в лучших проявлениях. Например, следы ремонта жилища, когда краска, которой красили потолок попала на икону. Следы пожаров на обгорелых иконах. Стоит заметить, что иконы являлись для наших предков большой ценностью, поэтому их выносили из огня. Иногда на обороте иконы можно прочитать, что такой-то человек, можно предположить в каком веке, заказывает ее для своей семьи и просит изобразить такого-то святого с такими-то святыми рядом, например, Богородицу с предстоящими. При этом понимаешь, насколько это было важно для наших предков. Тем более, когда видишь украшения на иконе разных десятилетий. Допустим, отец в начале XIX века заказывает икону, в процессе, как мы называем, "бытования" иконы она переходит от отца к сыну. Через два-три десятилетия появляется оклад. Сын продолжил дело отца. Он вложил свою часть жизни в эту икону. Он благоукрасил ее и, тем самым, сделал вклад своей семьи в общее дело. И так шаг за шагом каждое поколение боголюбивых людей преукрашало ее. Встречаются оклады с новыми венцами, начала прошлого века. Кто-то  заказывал киоты. И сами киоты и иконы этого времени в разном состоянии до сих пор находятся во многих семьях и являются свидетельством веры русского народа в каждой семье. Часто такие иконы хранятся под слоем записи, и, в большей или меньшей степени, несут на себе следы разрушения. Если икону положили где-нибудь в подвале, или на чердаке, и забыли, она могла сохраниться куда лучше, чем если бы оставалась на виду. Хотя и там с крыши на нее могла проливаться вода. В общем, у каждой иконы, как и у каждого После реставрации с окладомчеловека, своя судьба. Эти иконы необходимо реставрировать. Мы уже говорили, что икона - как человек. Я уверен, что многие люди не хотели бы видеть себя в лохмотьях, с синяками под глазами. Или видеть своих детей чумазыми. Так же и иконы. Как можно уважать икону и хранить ее не в реставрированном виде, если ты перед ней молишься?! Это тоже показатель.

- В жизни всякое бывает. Мне кажется, нельзя говорить так однозначно. У многих людей просто нет средств на реставрацию.

-Конечно. В данном случае, я говорю про необходимость наблюдения за иконой. И со своей стороны стремлюсь восстановить, возродить. И в жизни я выбрал специальность реставратора, руководствуясь идеей возрождения в полном смысле этого слова. А начинать надо с себя. Что ты можешь возродить? Я могу возродить икону. И надеюсь, что она, отреставрированная и укрепленная, послужит толчком и для моего развития и понимания иконы, и для той семьи, в которую она придет в восстановленном виде. Это для меня и образ, и символ общего возрождения России.

 

Продолжение следует. Беседовал Владимир Малышев