Народная агиология

Св. мч. Авраамий

 Свет Христов просвещает всех

 

 

Мы открываем новую рубрику, посвященную тем святым, подвижникам и обычным христианам, которые находясь по рождению в иной, не православной традиции, были просвещены Светом Христовым. Таких людей в истории Православия было и есть немало. Но сегодня мы чаще слышим о других случаях – забвении своей веры, веры дедов и отцов и принятие людьми, крещенными в православии, ислама или буддизма. Не меч врага и не насилие заставляют этих людей переходить в иную веру, уходить с пути Истины, в мирное время и добровольно совершая это.

И всё же за этими поступками стоит нечто большее, чем просто «свободный выбор», за этим - какая-то страшная несвобода, зависимость человека, внешне невидимая глазу, но опутывающая человека по рукам и ногам и словно подталкивающая идти туда, где, по его мнению, ему помогут сбросить эти путы. Опыт людей, просветившихся Светом Христовым, нам сегодня дорог еще и потому, что позволяет увидеть эту разницу в освобождении от пут тьмы. В одном случае человек неправославный, возгревший в своем сердце искру добра и каждодневно сталкивающийся с попиранием этого добра в своей родной традиции, в конце концов порывает с этой традицией, когда Господь призывает его к решительности. В противоположном случае, православный человек получает толику добра вместе с рождением и крещением, но, не ценя добро, не держась за него, относясь к нему, как к чему-то малосущественному,  в конце концов, теряет чувство присутствия добра в себе и даже о нем забывает. Но не случайно гласит пословица «свято место пусто не бывает». Искра добра по замыслу Божию должна просветить всего человека, сделать его святым. Если же добро (в силу небрежения о нем самого человека) перестает светить, разгонять мрак, то темнота вокруг все более сгущается. И человек, инстинктивно, как творение Божие, как светоносное существо, боится мрака, противится ему и тогда он задумывается о неспособности своего добра – светоча внутри себя – оградить человека от тьмы. И он начинает искать иное добро, которое, с его точки зрение горело бы ярче, пребывало бы без тех высоких требований, которое предъявляет православие к духовной жизни. Когда же духовно ослабленный донельзя  человек обращает свой взор, скажем, на исламский мир, то видит, что  в этой религиозной традиции просто фонтанирует сила: и в деторождении, и в сохранении традиционных семейных и общественных норм, не говоря уже об отстаивании своей веры перед лицом других вероисповеданий. И, кажется, такому человеку, что за всем этим стоит не искорка добра, а целое солнце светит и греет и наполняет энергией мусульманские народы. Ему поскорее хочется уйти от своей слабости, сразу и кардинально. Но даже когда он перейдет в другую веру, ему невозможно будет ответить на собственный вопрос: «где истина, а где ложь?», потому что  родной веры он так и не обрел, не дал своему добру вырасти до «солнца». Когда же он приобрел другую веру, то стал уже другим человеком.

О. Кириченко

Святой мученик Аврамий Болгарский

 

Святой мученик Аврамий Болгарский претер­пел жестокие мучения за Христа в 1229 году на своей родине, в Волжской Булгарии, в столице ее Великом Граде — Булгаре. Остатки этого древ­него города сейчас находятся около современного Болгара в Казанской епархии.

Волжская Булгария — первое государственное образование на территории Среднего Поволжья — возникла во второй половине IX века; в вассальной зависимости от нее находились соседние племена и народности. В X веке булгары приняли ислам, и их государство стало как бы западным форпостом мусульманства, расположенным на восточной границе Древней Руси. Поэтому войны, которые на протяжении двух веков велись между этими двумя государствами за контроль над средним течением Волги и устьем Оки, неизбежно ослож­нялись религиозным противостоянием.

Несмотря на войны и походы, между двумя наро­дами существовали очень прочные связи: булгары везли зерно в Новгород Великий, торговали восточ­ными товарами по всей Руси, из Руси везли меха, мед, лен, ремесленные изделия. Так что русские купцы в Булгаре и булгарские купцы в Новгороде, Ростове Великом, Суздале, Владимире и других крупных русских городах были гостями обычными. Их сотрудничество было доброй альтернативой взаимной вражды и военного противостояния и не один раз склоняло чашу весов в пользу при­мирения. Так народы, исповедовавшие разную веру, начинали учиться жить в мире. Но поначалу случались и жестокие столкновения на религи­озной почве.

Вот в такое сложное время и родился на Булгарской земле будущий мученик Аврамий. Воспи­тан родителями он был в мусульманской вере, поэ­тому оставался последователем пророка Мухам­меда и в зрелом возрасте. От своих единоверцев он отличался лишь отсутствием пристрастия к мир­ским благам и чувственным удовольствиям, хотя был богатым и удачливым купцом. Он имел сердце милующее, чутко отзывавшееся на всякую нужду. «Аврамий бе богат, — говорит жизнеописатель мученика, — и деяше странным гостьбу, сиречь нищих питаше, алчущих и жаждущих напаяше, нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими потребами удовляше». По слову Спаси­теля, недалеко он был от Царства Божия (ср.: Мк. 12, 34). За такие добродетели Аврамия и за чистоту его сердца Господь призрел на него и при­влек его к святой христианской вере. Он так возлюбил учение о высочайшей любви к Богу и ближнему, что не мог уже оставаться долее маго­метанином, а сделался истинным христианином.

Он принял Святое Крещение (в котором и стал Аврамием, а мусульманского имени не сохранила история), принял всей душой заповеди Христовы и уподобился евангельскому купцу из притчи Христовой, который нашел драгоценную жемчу­жину и ради нее продал все свое имение (см.: Мф.13, 45-46). Оставаясь в своем купеческом звании, святой Аврамий втайне принял на себя аскетичес­кие подвиги и носил вериги. Нет сомнения в том, что он продолжал творить милостыню и раздавать свое имение нуждающимся. Но теперь у него поя­вилась еще одна печаль, еще одна забота - сердце его горело жалостью к своим прежним едино­верцам, не познавшим Бога Истинного, не ведав­шим Пути и Истины и Жизни (ср.: Ин. 14, 6).

В 1229 году святой Аврамий приплыл по Волге с товаром в столицу Булгарии. С богатым товаром прибыл святой купец, но вместо приобретения благ земных обратился к своим соплеменникам с проповедью о благах вечных, нетленных - о Христе Богочеловеке, добровольно принявшем распятие за погибающий во грехе род человеческий, воскрес­шем из мертвых и отворившем для верующих в Него двери Царства Небесного.

В изумление пришли булгары, услышав хрис­тианскую проповедь от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Поначалу уговорами и лестью пытались они отвратить его от веры Христовой, затем, видя его непреклонность и мужественное исповедание православной веры, стали угрожать ему отнятием имения, но святой Аврамий отвечал, что ради Христа Спасителя он готов не только лишиться имения, но не пожалеть и самой жизни своей. Били Аврамия так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места, но все было тщетно. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, укрепля­емый благодатью Божией — бесстрашно принял он жестокую казнь и тем уподобился древним мученикам за Христа: его сначала повесили вниз головой, а затем четвертовали. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Возлюбленному этот милосердный и искренний человек Божий. На месте мученической кончины святого забил ключ, и впоследствии был установлен колодец. Место это известно и в наше время. Оно находится непо­далеку от села Успенское — бывшего города Бул­гара Великого. Сохранился и колодец, воды которого стали целебными после казни святого Аврамия. По преданию, первой исцелившейся у колодца была мусульманка.

Бывшие в то время на ярмарке русские купцы стали свидетелями мученической кончины своего друга. Они благоговейно погребли святое тело страстотерпца на кладбище в Булгаре. У гроба святого мученика стали совершаться чудесные исцеления, и купцы поспешили во Владимир, чтобы рассказать обо всем происшедшем вели­кому князю Владимирскому Георгию Всеволодо­вичу. Между тем над городом, в котором пролилась кровь мученика Христова, вскоре разразился гнев Божий: страшный пожар уничтожил большую часть жилых построек, пристань и несметное коли­чество товаров.

Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович, услышав рассказы купцов о муче­нической кончине святого Аврамия, возгорелся желанием перенести его святые мощи в свой город и положить их в Успенской обители, основанной его матерью великой княгиней Марией, память которой он свято хранил в своем сердце.

В начале 1230 года булгары прислали послов с просьбой о мире: шесть лет перед тем безуспешно воевали они с великим князем Георгием. Князь на мир согласился и поставил условие: булгары должны отдать святые мощи мученика Аврамия. 9 марта при первом известии о приближении к Владимиру послов, везших с собой драгоценный груз, из города выступил крестный ход. Во главе его шел святитель Митрофан, епископ Владимир­ский, за ним духовенство города, великий князь

Георгий со своим семейством и все граждане столицы.

Святые мощи мученика Аврамия были встречены за версту от города и торжественно внесены в Успенский соборный храм женской обители. По преданию, сам князь нес их на своих плечах. Мно­жество чудотворений, совершившихся при этом священном событии, свидетельствовало о том, что город в тот день обрел еще одного Небесного покровителя - истинного Христова мученика Авра­мия Болгарского.

Первоначально святые мощи были положены в галерее Успенского собора (впоследствии Благо­вещенский придел), где находилась и гробница великой княгини Марии. Рядом с гробницей муче­ника были помещены его вериги в две цепи; пре­дание говорит, что больные, припадающие к раке чудотворца с теплыми молитвами о своем исце­лении, надевали эти вериги на себя и в таком положении стояли перед мощами всю обедню или молебен и получали облегчение или полное исцеление.

11 мая 1711 года святые мощи были переложены в новую раку и установлены в главном — Успен­ском — приделе. Это второе перенесение святых мощей мученика Аврамия Болгарского соверши­лось в четвертую Неделю по Пасхе — о расслаб­ленном; эта Неделя во Владимире стала именоваться Аврамиевой. С тех пор в этот день к мощам святого мученика стало стекаться множество верующих, и в 1785 году было установлен крестный ход из Успен­ского кафедрального собора в Успенский Княгинин монастырь.

В 1916 году мощи мученика Аврамия были пере­несены из Успенского собора в теплый храм Казан­ской иконы Божией Матери Княгининой обители, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью. Сень сохранилась до нашего времени.

На месте мученической кончины святого Аврамия в настоящее время стоит храм его имени. Сохранился колодец, и вода в нем не утратила своей целительной силы.

В феврале 1919 года, с целью глумления, святые мощи мученика Аврамия Болгарского были вскры­ты советскими властями и впоследствии большей частью утрачены. Чудом сохранил частицу мощей святого мученика святитель Афанасий (Сахаров), которую передал последней игумений Олимпиаде (Медведевой) с закрытием Успенского Княгининого монастыря в 1923 году. После кончины матуш­ки святыню хранили ее келейницы и духовные чада. Одна из них, Глафира Алексеевна Маркова, в 1992 году передала эту уцелевшую частицу мощей архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову). 10 апреля 1993 года состо­ялось обретение святой обителью частицы мощей святого мученика Аврамия. С большим крестным ходом из кафедрального Успенского собора ков­чежец с частицей святых мощей был перенесен во вновь открытый Свято-Успенский Княгинин жен­ский монастырь, где они и находились с 1230 года.

Благодатная сила святых мощей мученика Авра­мия и в наше время столь велика, что духовно под­держивает не только насельниц монастыря, видя­щих в них опору спасения души, но и честной народ Божий, который, притекая к этой всерос­сийской святыне, получает исцеление душ и уте­шение в житейских горестях.

Святый мучениче и чудотворче Аврамие, моли Бога о нас!