Жизнь по вере

Художник-реставратор

Цикл бесед с художником-реставратором Святославом Клиндуховым


Художник-реставратор


 – В прошлой беседе мы подробно коснулись трех составляющих процесса реставрации: консервации, реставрации и реконструкции. Теперь хотелось бы узнать некоторые подробности иконописи. Например, расскажите, пожалуйста, чем отличается темперная живопись от масленой?

– Дело в том, что цвет, который мы видим на иконе – это пигмент минерального или земного происхождения. Иногда его добывают перетиранием камней, например, изумруда, лазурита. А иногда используют охры - охринные земли. Обычно их используют для фона иконы. Так вот, в темперной живописи используется пигмент, стертый на специально приготовленной яйчной эмульсии, яйце. Это называется яичная темпера. Бывает еще темпера ПВА. Это синтетическое, либо натуральное связующее, благодаря которому мы можем нанести краску на иконную доску. В масляной живописи пигмент приготовляется, стирается на масле. Это принципиальное отличие. Есть и другие отличия, например, масляная пленка сама собой закрывается при высыхании, дает блеск, после чего ее можно покрыть лаком. Это технологический момент... Темперная живопись по своей структуре более сухая, более матовая. И ее необходимо закрывать защитным слоем олифы. В целом, разница между масляной и темперной живописью лишь в связующем. Пигменты используются одни и те же. Другое дело, что сейчас, это и хорошо и плохо, многие цвета имитируются искусственно. 

– Почему это хорошо и почему плохо?

– Существуют редкие цвета, например, киноварь, то есть ртуть. Но не все могут работать с ртутью… Это влияет на состояние здоровья, и не в лучшую сторону. Есть краски и просто ядовитые. Производство некоторых красок почти недоступно, потому что находится где-нибудь на островах в далеких странах. Содержать заводик таких красок в пределах города очень опасно для здоровья жителей. А имитация дорогих или ядовитых красок – это своего рода выход из положения. Например, не на всех иконах встретишь синий цвет, который мы называем ультрамарином, азуритом или лазуритом в иконописи, кобальтом или изумрудом. Потому что где можно достать такие камешки, чтобы перетереть их и писать иконы?! Мы пишем минеральными красками. Драгоценные камни специально привозили из Персии, с территории Ирана, Ирака. Сейчас работать ими попросту невозможно. С этой точки зрения появление заменителей – это хорошо. Мы обладаем большей палитрой, чем раньше. С другой стороны, химический состав заменителей или имитаторов не идентичен натуральному. Под влиянием времени искусственные цвета обесцвечиваются, чего не бывает с органическими материалами. Изумруды как были триста лет назад, так и останутся. Изменения могут быть лишь небольшими. А имитаторы могут выцветать. При взаимодействии химических элементов друг с другом, тоже могут меняться цвета, например, от голубого к зеленому, поскольку происходит химическая реакция. Например в  зависимости от того, каким лаком покроешь живопись сверху. Художник-живописец или иконописец, конечно, учитывает все это, но не в такой степени, как художник-реставратор. 

– А что должен знать и уметь реставратор?

– Реставраторы, подобно врачам учатся довольно долгое время. Образование в училище, академии и аспирантуре еще не дает должного уровня. Реставратора, как и хирурга не сразу допускают к сложным операциям. Мастерство развивается постепенно и поэтапно, как правило, под руководством опытного реставратора или в здании академии, или в музеи. Человеку дают посильную работу, а затем, в зависимости от его возрастания, он начинает реставрировать  и более сложные объекты. Реставратор – это своего рода ученый. Ни в коем случае, не кустарь. Многие думают, что реставратор ниже, чем иконописец, считают его неким рабом от творчества. На самом деле, это, конечно, не так. Какими профессиями и навыками должен обладать реставратор? Во-первых, реставратор должен быть художником, иначе, как он сможет восстановить произведение?! Он должен быть эрудитом, иметь большую насмотренность не только в той сфере реставрации, которую практикует, но и, гораздо шире, вообще, в живописи. Помнить о каждой из многих тысяч икон, которые он когда-либо видел или реставрировал. Должен уметь их систематизировать, или даже менять системы, в зависимости от своего опыта. Должен постоянно развиваться и совершенствоваться, как искусствовед. Я сейчас говорю об искусствоведческом образовании, которое включает в себя реставрация. Реставратор, как технолог должен знать физику и химию, чтобы знать, как реагируют те или иные элементы, и каковы последствия этих реакций на иконе или картине. Реставратор должен учитывать физические процессы, влияющие на икону, и химические, которые он может спровоцировать или остановить. Художник-реставратор должен обладать еще и знаниями по технологии материалов. Должен иметь представление о древесине – о короблении, о движении волокон, о упругости тканевых материалов, о их составе и плетении. Предусматривать то, насколько они могут повлиять на изображение впоследствии. Он должен уметь готовить грунты. Должен знать, как работает в иконе или картине клей. Должен уметь правильно определить, с какой технологией требуется подходить к изображению при реставрации. Должен понимать течение химических процессов, например, знать, как воздействует и какую среду на иконе создает плесень и пыль, и уметь правильно, как химик подобрать те или другие реактивы, в необходимых пропорциях и комбинациях, чтобы не «убить» красочный слой живописи. Каждая икона требует для себя особого подхода. Нет одинаковых икон, даже если они вышли из одной мастерской в один день. Как и у каждого человека, у каждой иконы своя особенная судьба. Ведь для каждого «пациента» «врач» определяет свое «лечение», исходя из глобальных знаний, которые еще и дополняются практикой по копированию. В нашей академии внедрена такая практика. До третьего курса – это и масло и темпера, а потом разделение на копирование икон, и на копирование мастеров XVIII- XIX веков. Это для того, чтобы мы могли освоить манеры мастеров, технологии и, исходя из личного опыта, впоследствии идентично манере автора восстановить образ конкретной иконы.    

– Художник-реставратор и иконописец-реставратор это разные специальности или термин художник-реставратор распространяется и на тех специалистов, которые занимаются реставрированием икон?

– Реставрация – это глобальный процесс. Мы, все-таки, больше реставраторы, и плюс к тому иконописцы. Есть художники-реставраторы темперной живописи, то есть иконы. И художник-реставратор масляной живописи – это живопись на холсте. Однако, маслом писали и иконы. Я по специализации художник-реставратор станковой масляной живописи занимаюсь реставрацией и темперы, и масла. На иконах часто пишут маслом, особенно в конце XIX  начала XX века, до революции. В то время это было удобно. Поэтому мы совмещаем опыт и масла, и темперы, и становимся еще более образованными в реставрационном деле.  


Окончание следует

Беседовал Владимир Малышев