Публицистика
Внимание к индустриальной сфере
Внимание к индустриальной сфере
Грозит ли России возвращение к сталинизму?, вопрос сегодня далеко не праздный. Хотя нет ни нового Сталина, ни особого режима закручивания гаек и ведения репрессий. Но государственная власть, долго обхаживающая ушедшую советскую эпоху, в поисках образцового периода, на котором можно остановиться, похоже определилась. Неоспоримо выдающиеся технические результаты выдала только одна сталинская эпоха. Здесь и индустриализация, включавшая все прорывные высокие технологии, позволившие создать великое оружие, а в последствии - первую космическую ракету, здесь и выигранная война с фашизмом, собранные и наращенные территории, передовая наука и всеобщее восьмилетнее образование. В эту же копилку нынешняя власть включает как бесспорное достижение советского сталинского строя формирование интернациональной общности «советский народ». Цена сталинского проекта, тогдашнего и нынешнего, при этом не оговаривается. Информационные технологии сегодня позволяют отделить зерна от плевел и создать идеальный «технологичный проект» сталинской эпохи, где упор будет делаться на два-три важных положения: порядок, дисциплина, внимание к современной индустриальной сфере. Когда дойдет дело да воплощения, не будет репрессий и гонений на Церковь, будет лишь одно: создание сугубой устремленности общества к высокотехнологичному производству, которое одно может и защитить страну и принести ее жителям необходимый высокий жизненного комфорта.
Включение народа в технологичную гонку позволит «по-светски» решить вопиющие сегодня проблемы с верой у русского народа и национальной культурой. Если в основу новой национальной идеи будет положена, как и в советскую богоборческую эпоху, материальная цель, о какой вере у народа можно будет говорить? Церковь автоматически будет все более оттесняться на периферию, информационное пространство вокруг нее сжиматься (если Церковь не включится в поддержку этого проекта), а возросшие возможности манипулировать общественным сознанием, позволят также «по-советски» решать национальный вопрос (и прежде всего, «русский вопрос»), сводя русскость к российскости (гражданскому самосознанию) и отделяя от русскости (национальности) православную веру. Только в таком формате и возможно сегодня возвращение сталинизма, и ценой этого возвращения будет все та же «жертва народная». В топку нового эксперимента будут брошены последние русские народные силы, в результате чего русский народ просто исчезнет.
Самое необычное во всем этом то, что проект по возвращению наследия Сталина в жизнь современной России, возглавляют не враги из-за рубежа, и не те, кого мы привыкли считать врагами внутри России. Словом ни натовцы, ни либералы, а русские патриоты, среди которых есть даже православные люди. Возглавляют это движение сегодня представители русской интеллигенции, православной или симпатизирующей православию среди которых выделяются две идейные группы: публицистов и писателей-космистов и философов-евразийцев. Сегодня они главные конструкторы этого страшного ремейка. Космисты декларируют свою симпатию к православию, но с равной симпатией они относятся к мусульманской духовности, поскольку видят в ней такую же основу для антиглобалистской борьбы. Личный их катехизис, если касаться личности А. А. Проханова – главного идеолога современных космистов, – сводится к сектантским идеям Николая Федорова, дореволюционного мыслителя, дружившего с Вл. Соловьевым и Л. Толстым. Другой силой, близкой космистам, является современное русское евразийство, к ярким представителям которого относится философ и геополитик А. Г. Дугин. Мировоззрение евразийцев эклектично, здесь есть место и православию (как самобытному культурному явлению), но основу его все же составляет пантеизм в его неплатонической, т.е. языческой форме. И космисты, и евразийцы горячо отстаивают приоритеты русского народа, говорят о его мессианском характере, много пишут о его современных проблемах, чем привлекают к себе многих неравнодушных к современной судьбе русских. Для евразийца Дугина неоспорима историческая и провиденциальная связующая роль русских между Западом и Востоком. И космисты, и евразийцы активно участвуют в политике, в качестве протестных сил, отстаивая свою антилиберальную позицию и отстаивая романтический взгляд на сталинскую и в целом советскую эпоху.
А это было сделать, несомненно, очень трудно, поскольку с начала 1990-х годов начались крупные художественные и документальные публикации о ГУЛАГе, вместе с многочисленными томами рассекреченных документов Политбюро, многотысячными списками и биографиями репрессированных. Много было издано документов о раскулаченных в период коллективизации в конце 1920 – начале 1930-х годов. Церковь опубликовала немало материалов о новомучениках и исповедниках Российских. Еще раньше на XX съезде партии в
Олег Викторович Кириченко (окончание следует).