По страницам Очаковской приходской газеты

Хозяйка деревни

«Хозяйка деревни»

 

Дети всегда тянутся к доброму воспитателю, ласковому, доброжелательному, внимательному. И животные, как и люди, тонко чувствуют сердечное к себе отношение, боятся кнута, крика, угрозы и тянутся к тому пастуху, который их  больше привечает. Если хороший пастух, то возле него так и крутятся.

И вот в детстве я помню была у нас в деревне такая Акулина, которая пастушила, уводила на день в летнюю пору коров на луга, а потом возвращала их вечером, насытившихся, накопивших молока за  это время.  Была она малограмотной,  осталась в сиротстве и бедности с ранних девических лет. Потому и замуж не вышла, а прожила всю жизнь без мужа и детей. У Акулины был очень красивый голос, можно было заслушаться ее пением, когда она, оставшись одна с коровами в полный голос  пела. Девушка никогда не брала с собой на пасьбу кнута, он ей был просто не нужен. Ласковая, певучая, она использовала лишь дудочку, чтобы собирать коров,  а также деревянную колотушку и свисток.  На краю деревни ей выстроили стол с лавкой, куда она утром рано приходила и начинала стучать в колотушку. Хозяйки уже знают (часов-то ни у кого не было) что Акулина ждет коров, встают, начинают их доить. Быстро подоят и выгоняют из ворот дома. А пастушка уже на дудочке мелодию выводит, зазывает коров.  Те охотно бредут к ней, нравится им, что она на дудочке играет, а не просто кричит или молча стоит.  Знали они, что ли, что она их – нянька.  Соберутся коровки и направляются отсюда  по дороге на пастбище. Акулина впереди.   Обычно пастух движется за стадом с огромным длиннющим кнутом, которым так и щелкает у ног зазевавшихся коров, а тут нет: сама идет перед стадом и зовет их мелодией. С душей так зовет. Понимают ее корову и идут за ней дружно и доброжелательно, как бы даже и  слушают звуки. Улица длинная, длинная, а коров много, много. А все чинно и спокойно. Тут же возле коров гуртуются и овцы, но и они соблюдают необходимый порядок. Добирается стадо до леса и слышим уже эхо приносит пение нашей пастушки. Голос чистый, ясный, ласка в нем и доброта. Так и заслушаешься, когда она запоет. Взрослым-то не до пения, но и то слышу отцов голос: «Пташка Божья». Стадо большое, доведет она его до места и делает обход, смотрит, чтоб волки не появились (а их тогда много было). Бывает, что на пастбище овечка объягнится и тогда она  взваливает ягненочка себе на шею и приносит вечером хозяевам из рук в руки. Уже точно знает, чья была овца и кому надо отдать ягненочка. Если же корова телилась в поле, то просила тех, кто в полдень приходили на дойку, чтобы рассказали хозяину коровы об отеле. И тогда хозяева появляется на месте отдыха стада с тачкой, кладут теленочка и везут домой. Могла Акулина  помочь скотинке разродиться, и сохранить приплод. Надежный была человек. Люди не боялись на нее положиться и отпустить с ней скотину стельную.  Возвращались домой тем же порядком: Акулина впереди со своей дудочкой, коровы и овцы – за ней. Каждую скотинку передаст хозяевам и все это без шума и криков. И людям спокойно и хорошо. Денег за свой труд она не получила, но народ кормил ее по очереди. День кормят одни домохозяева, на другой день – другие. Зимой, хотя Акулина и не пасла скот, но ее также кормили по очереди, ее жалели, ведь она была одинокая. Да и оберегали ее на лето. Жила она в ветхом домишке, но жить было можно. А если крыша начинала протекать, или еще что, то мужики собирались и чинили: «Акулину надо жалеть, она наша спасительница». Все ее знали, кормили, одевали, считали своим долгом пожалеть и поддержать.  Божий дар у нее был так ласково относиться к скотинке, ухаживать за ней и люди это ценили. Так народ к ней и относился, как к Божьему человеку, общему и нужному всему сообществу-миру, всей деревни. До самой старости прожила Акулина, и ее не оставляли, а как умерла – вся деревня пришла хоронить.

Из рассказов рабы Божией М. Подготовил Олег Кириченко