Для неофита

Чудо вмч. Феодора Тирона

 Краткое житеие великомученика Феодора Триона

В го­ро­де Ама­сии, в Пон­тий­ской об­ла­сти, во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (286–305 гг.) на хри­сти­ан, во­ин Фе­о­дор (Фе­дор) вме­сте с дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми был при­нуж­да­ем от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву идо­лам. От­ка­зав­шись ис­пол­нить это, Фе­о­дор был под­верг­нут же­сто­ким му­че­ни­ям и за­клю­чен в тем­ни­цу. Здесь во вре­мя мо­лит­вы он был уте­шен чу­дес­ным яв­ле­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Через неко­то­рое вре­мя му­че­ни­ка вы­ве­ли из тем­ни­цы и раз­ны­ми пыт­ка­ми сно­ва при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста. На­ко­нец, ви­дя непре­клон­ность му­че­ни­ка, пра­ви­тель при­го­во­рил его к со­жже­нию. Свя­той Фе­о­дор сам бес­тре­пет­но взо­шел на ко­стер, и здесь с мо­лит­вой и сла­во­сло­ви­ем пре­дал свою ду­шу Бо­гу. Бы­ло это око­ло 305 го­да.

Через 50 лет по­сле кон­чи­ны свя­то­го Фе­о­до­ра им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361–363 гг.), же­лая осквер­нить хри­сти­ан­ский Ве­ли­кий пост, при­ка­зал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му епар­ху (гра­до­на­чаль­ни­ку) каж­дый день в те­че­ние пер­вой неде­ли По­ста тай­но кро­пить кро­вью идоль­ских жертв съест­ные при­па­сы, про­да­ва­е­мые на рын­ках. Свя­той Фе­о­дор в ноч­ном ви­де­нии явил­ся Кон­стан­ти­но­поль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и ве­лел ему объ­явить хри­сти­а­нам, чтобы они не по­ку­па­ли на рын­ках осквер­нен­ные при­па­сы и упо­треб­ля­ли в пи­щу ко­ли­во (ку­тью), т. е. ва­ре­ную пше­ни­цу с ме­дом. В па­мять это­го со­бы­тия Пра­во­слав­ная Цер­ковь до сих пор еже­год­но от­ме­ча­ет па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на в первую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. На­ка­нуне в пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы слу­жит­ся мо­ле­бен свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и бла­го­слов­ля­ет­ся ку­тья.

Свя­той му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон был во­и­ном в го­ро­де Ала­сии Пон­тий­ской об­ла­сти (се­ве­ро-во­сточ­ная об­ласть Ма­лой Азии, тя­нув­ша­я­ся вдоль бе­ре­га Пон­та Эвк­син­ско­го, т. е. Чер­но­го мо­ря), под на­чаль­ством неко­е­го Врин­ка. Его при­нуж­да­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам. Свя­той Фе­о­дор твер­до, во все­услы­ша­ние ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. На­чаль­ник дал ему несколь­ко дней на раз­мыш­ле­ние, во вре­мя ко­то­рых свя­той Фе­о­дор уси­лен­но мо­лил­ся. Его об­ви­ни­ли в под­жо­ге язы­че­ско­го хра­ма и бро­си­ли в тем­ни­цу на го­лод­ную смерть. Там ему явил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос, уте­шил и под­кре­пил его. При­ве­ден­ный вновь к пра­ви­те­лю, свя­той Фе­о­дор еще раз сме­ло и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру, за что был пре­дан но­вым ис­тя­за­ни­ям и осуж­ден на со­жже­ние. Му­че­ник Фе­о­дор без тре­пе­та взо­шел на ко­стер и с мо­лит­вой и сла­во­сло­ви­ем пре­дал свою свя­тую ду­шу Бо­гу.

Это про­изо­шло око­ло 306 го­да при рим­ском им­пе­ра­то­ре Га­ле­рии (305–311). Непо­вре­жден­ное ог­нем те­ло свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ло по­гре­бе­но в го­ро­де Ев­ха­и­тах, неда­ле­ко от Ама­сии. Впо­след­ствии мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град, в храм, освя­щен­ный во имя его. Гла­ва же его на­хо­дит­ся в Ита­лии, в го­ро­де Га­эте.

Спу­стя 50 лет по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го Фе­о­до­ра им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361–363), же­лая над­ру­гать­ся над хри­сти­а­на­ми, при­ка­зал гра­до­на­чаль­ни­ку Кон­стан­ти­но­по­ля окроп­лять в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста все съест­ные при­па­сы на рын­ках идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью. Свя­той Фе­о­дор, явив­шись во сне ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию, по­ве­лел ему объ­явить всем хри­сти­а­нам,. чтобы ни­кто не по­ку­пал ни­че­го на рын­ках, а ели ва­ре­ную пше­ни­цу с ме­дом – ко­ли­во (ку­тью, или со­чи­во). В па­мять это­го со­бы­тия Пра­во­слав­ная Цер­ковь еже­год­но со­вер­ша­ет празд­но­ва­ние свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну в суб­бо­ту пер­вой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. В на­ве­че­рие суб­бо­ты, в пят­ни­цу, на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы чи­та­ет­ся Ка­нон мо­леб­ный свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру, со­став­лен­ный пре­по­доб­ным Иоан­ном Да­мас­ки­ным. По­сле это­го ко­ли­во бла­го­слов­ля­ет­ся и раз­да­ет­ся ве­ру­ю­щим. Празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста опи­сы­вал Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Нек­та­рий (381–397).

 

О чу­де свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на.

По­сле сы­на Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го Кон­стан­ция на цар­ский пре­стол всту­пил Юли­ан От­ступ­ник. Он от­рек­ся от Хри­ста, стал по­кло­нять­ся идо­лам и воз­двиг на хри­сти­ан ве­ли­кое го­не­ние. Юли­ан пре­сле­до­вал хри­сти­ан не столь­ко от­кры­то, сколь­ко тай­но; ибо он не ре­шал­ся яв­но под­вер­гать же­сто­ким и бес­че­ло­веч­ным му­че­ни­ям всех хри­сти­ан, так как бо­ял­ся, чтобы мно­гие из языч­ни­ков, ви­дя му­же­ствен­ное тер­пе­ние му­чи­мых хри­сти­ан, не об­ра­ти­лись бы са­ми ко Хри­сту. По­се­му сей нече­сти­вый царь за­мыс­лил тай­но осквер­нить хри­сти­ан. Он знал, что в первую сед­ми­цу ве­ли­ко­го по­ста хри­сти­ане со­блю­да­ют осо­бен­ную чи­сто­ту и ка­ют­ся в сво­их со­гре­ше­ни­ях. И вот он при­звал к се­бе кон­стан­ти­но­поль­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка и по­ве­лел ему еже­днев­но в про­дол­же­ние пер­вой сед­ми­цы, осквер­нять при­па­сы, про­да­ва­е­мые на тор­жи­щах, кро­вью идоль­ских жертв, от ко­то­рых хри­сти­ане все­гда обя­за­ны воз­дер­жи­вать­ся (Деян.25:29). При­ка­за­ние ца­ря бы­ло ис­пол­не­но, и на всех тор­жи­щах бы­ли по­ло­же­ны яст­ва, осквер­нен­ные неве­ру­ю­щи­ми. Но Все­ве­ду­щий Гос­подь, по­срам­ляя языч­ни­ков и за­бо­тясь об ис­тин­ных ра­бах Сво­их, ра­зо­рил сие тай­ное ко­вар­ство. Он по­слал к кон­стан­ти­но­поль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию, свя­то­го стра­сто­терп­ца Сво­е­го Фе­о­до­ра, за мно­го лет пред тем по­стра­дав­ше­го за Хри­ста и пре­бы­вав­ше­го во сла­ве в небес­ном Цар­ствии. Свя­той Фе­о­дор явил­ся Ев­док­сию не во сне, но на­яву и ска­зал ему:

— Со­бе­ри немед­лен­но Хри­сто­во ста­до и при­ка­жи всем пра­во­слав­ным, чтобы ни­кто из них не по­ку­пал на тор­жи­щах яств, ибо они, по при­ка­за­нию нече­сти­во­го ца­ря, осквер­не­ны идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью.

Ар­хи­ерей в недо­уме­нии стал спра­ши­вать, чем же за­ме­нить по­ку­па­е­мые на тор­жи­щах яст­ва лю­дям бед­ным, име­ю­щим недо­ста­ток в до­маш­них за­па­сах:

Свя­той от­ве­чал:

— Дав им ко­ли­во, ты из­ба­вишь их от за­труд­не­ний!

Но епи­скоп про­дол­жал вы­ка­зы­вать недо­уме­ние, так как, не знал, что та­кое ко­ли­во. То­гда свя­той Фе­о­дор ска­зал:

— Ко­ли­во — это ва­ре­ная с ме­дом пше­ни­ца. Так на­зы­ва­ет­ся это ку­ша­нье в Ев­ха­и­тах. То­гда епи­скоп спро­сил свя­то­го:

— Кто ты и по­че­му так за­бо­тишь­ся о пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах?

На сие свя­той от­ве­чал:

— Я — му­че­ник Хри­стов Фе­о­дор; я, по Бо­жию по­ве­ле­нию, по­слан вам на по­мощь.

 

Ска­зав это, свя­той стал неви­дим. Епи­скоп тот­час же со­брал всех хри­сти­ан и рас­ска­зал им, что ви­дел и слы­шал. При­го­то­вив ко­ли­во, он со­хра­нил свое ста­до от вра­же­ско­го ко­вар­ства. Нече­сти­вый царь, ви­дя, что коз­ни его раз­ру­ше­ны, весь­ма усты­дил­ся и при­ка­зал до­став­лять на тор­жи­ща неосквер­нен­ные яст­ва. А хри­сти­ане, бла­го­да­ря Гос­по­да за его неиз­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие и вос­хва­ляя Хри­сто­ва ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­то­го Фе­о­до­ра, в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ши­ли празд­но­ва­ние свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку, бла­го­сло­вив в честь и па­мять его ко­ли­во в пи­щу для упо­треб­ле­ние вер­ным. И с то­го вре­ме­ни да­же до ныне Цер­ковь тво­рит в первую суб­бо­ту ве­ли­ко­го по­ста освя­ще­ние ко­ли­ва в па­мять быв­ше­го при ар­хи­епи­ско­пе Ев­док­сии чу­да и про­слав­ля­ет стра­сто­терп­ца Хри­сто­ва Фе­о­до­ра, чтобы дать ве­ру­ю­щим по­сто­ян­ное на­по­ми­на­ние о ми­ло­сти­вом Про­мыс­ле Бо­жи­ем о ра­бах Сво­их — и о по­мо­щи свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра хри­сти­а­нам.