Жизнь по вере

Счастье земное и небесное

О счастье земном и небесном

В чем смысл жизни? Есть ли в жизни счастье? Если задать эти вопросы прохожим на улице, можно будет услышать множество самых разнообразных ответов, за каждым из которых скрывается что-то очень личное, сокровенное, греющее душу каждого конкретного человека.

 

 

Жаль только, что в большинстве своем люди полагают смысл жизни совсем не там, где его следует искать. Например, знаменитое "In vino veritas", то есть "истина в вине" не имеет никакого отношения к подлинной истине. Доказательством тому служат последствия этой пагубной страсти: разбитые семьи, растраченное здоровье, полное опустошение души, а частно - самые страшные трагедии, связанные с алкоголем. Удовольствия, кажущиеся безобидными, могут погубить человека. Особенно, если у человека нет подлинной цели, подлинного смысла его существования. Человек существо религиозное. Даже атеист доподлинно не знает, что Бога нет, он просто в это верит . И религиозность напрямую связана c миропониманием и мироощущением человека, а значит касается и его смысл жизни, и его счастливого или несчастного состояния.

Небольшая справка:

 "По религиозному признаку все культуры можно разделить на: «Сотериологические» (от греч. soteria – спасение) ищут спасения; последний смысл человеческой жизни они полагают по ту сторону смертного порога, и саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как "подготовление к смерти"… «Гедонистические» (от греч. hedone – наслаждение) видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в пределах земной жизни, безотносительно к грядущей Вечности, с максимальным комфортом устроиться на земле. "Будем есть и пить, ибо завтра умрем", — так изложил мироощущение подобных людей апостол Павел", - Профессор Зубов А.Б.

Каждый нормальный человек стремится к счастью. Это стремление заложено в него Творцом. И каждый понимает счастье по своему. Таково свойство свободного выбора человека. Счастье – значит быть с частью, иметь в себе частицу Бога, подходить ко Причастию. Счастье и причастие разве не однокоренные слова?! По настоящему, человек может быть счастливым только в Боге. Бог благ, и человек в Боге блажен, то есть счастлив. Это красноречиво подтверждает опыт святых.  Недаром Апостол Павел призывает христиан непрестанно радоваться (1 Фес. 5: 16). Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию». По свидетельству раннехристианского писателя, теолога и апологета Квинта Септи́мия Фло́ренса Тертуллиана душа по природе христианка, так как в минуты возбуждения, когда она стряхивает с себя привитые воспитанием и средой понятия, она невольно высказывает христианские истины. Поэтому вне Бога она не может испытывать настоящей радости. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна»Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22). Не может быть счастливым злой, лукавый, завистливый человек. Не может быть счастливым человек, живущий во грехах. Ибо грех отделяет человека от Бога, преграждает путь дарам и благодеяниям, которые Господь хочет ниспослать Своему созданию. Их принимают только те, кто старается очистить себя для общения с Богом. И Церковь постоянно призывает нас идти по этому благому пути, предлагая в качестве примера для подражания многочисленный сонм святых, не только унаследовавших неизреченные блага по своей кончине, но начавших вкушать их еще здесь, на земле. «Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге. Ибо любовь, как сладчайшая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как благ Господь!» (Пс. 33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах святого Писания, и особенно в святых псалмах. Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости Вечной Жизни», – говорит Святитель Тихон Задонский.

Ошибочно думать, что земное счастье несовместимо с небесным. С небесным несовместимо не земное, а греховное "счастье". Когда прп. Паисия Святогорца спросили: «Помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?» Он ответил: " Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат"Не стоит, однако, думать, что все церковные люди нашли то, чего искали. Часто и у избранных, то есть у тех, кто находится в церковном лоне, может произойти подмена ценностей. Например, пришел человек к Богу, какое-то время потрудился, помолился и остыл. Стал смотреть по сторонам у кого что есть... А у него - нет. Обиделся, затаил зависть и забыл зачем пришел, а потом и вовсе потерял свое малое счастье. Есть и те, кто пришли в Церковь со своим интересом... Счастье состоит в соединении с Богом. Когда происходит это соединение, Бог восполняет все желания человека, очищает его, одевает любовью. Человек стряхивает со своей души мирскую пыль. Он уже ни в чем, кроме Бога, не нуждается. Он напоен любовью, а "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." (!-е Кор., 13, 4-8) И все это имеет каждый из нас в той или иной степени. Может быть, грехи и страсти довлеют над человеком, но с Божией помощью они будут ослабевать, а радость все более проникать в душу, если, конечно, человек сам этого захочет.

 В. М.